Папки-передвижки

Использование проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Светлана Ильина
Использование проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Усваивается все крепко и

надолго, когда ребенок

слышит, видит и делает

сам.

Р. Эмерсон.

Цель: активизация познавательного и творческого развития воспитанников.

Основными задачами по достижению цели являются:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей детей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

Актуальность.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, и творчески мыслящее.

Публикация «Использование проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Я считаю, что именно проектная деятельность позволит выполнить «заказ» государства. Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня-это инновационный и перспективный метод, который должен занять достойное место в системе дошкольного образования.

Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей. Научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя.

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы. В течении, которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. А не просто участвуют под руководством воспитателя.

Именно поэтому изучив методическую литературу. Познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, его структурой и с опытом работой педагогов, я решила внедрить инновационную технологию проектирования в свою педагогическую деятельность.

Проектную деятельность я осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогической деятельности.

В группе стараюсь создать условия. При которых эта деятельность становится востребованной. Дети в большей мере реализуют свои познавательные потребности и активируют способности. Становятся любознательными.

Апробировала в этой деятельности разные виды проектов;

-информационные, исследовательские, познавательно-творческие;

-краткосрочные, средней продолжительности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Основное предназначение метода проектов-предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующие интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта.

Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач.

Организуя работу над проектами, я учу детей собирать информацию совместно с родителями, дети выясняют, где её можно найти и как оформить. Стараюсь «наводить «ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновения, вызывать к ей интерес и «втягивать детей в совместный проект. Но при этом не переусердствовать с помощью. В определенных случаях не даю детям готовых ответов на их вопросы, предлагаю найти их самостоятельно. В зависимости от сложности вопроса выстраиваем целую цепочку размышления, в котором обнаруживается, что ребенок и сам уже кое-что знает. Недостающие знания можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривая альбомов с иллюстрациями, обращение за помощью к родителям.

Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием. Готовим презентацию по деятельности конкретного проекта. Дети активно помогают в этом.

Работу над проектом веду поэтапно.

1-этап: Выбор цели проекта.

Помогаю детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу.

Происходит вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. А также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

2-этап: Разработка проекта.

Составляем план деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы, оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.

3-этап: Выполнение проекта.

Выполняется практическая часть проекта. Помимо организации деятельности помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4-этап: Подведение итогов.

Проводится оценка результатов.

За 4 года работы над данной темой мною были разработаны и реализованы несколько проектов различной направленности: «Как стать Неболейкой», «Цветы», «Хлеб всему голова», «Театр и дети».

Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

Работая с детьми во второй младшей группе, анализируя заболеваемость и группы здоровья моих воспитанников, я пришла к выводу, что нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Поэтому я решила уделить особое внимание укреплению здоровья детей, с целью создания вокруг них потребности привычки здорового образа жизни. Мною был разработан проект «Как стать Неболейкой» по здоровьюсбережению.

Целью проекта было создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации детей и их родителей на здоровый образ жизни.

Мной проводились комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья детей: водно-солевое закаливание, босохождение по массажным коврикам с использованием спортивного инвентаря, проведение дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, самомассаж лица, использование подвижных и спортивных игр, динамические паузы, релаксация и др. Создавала благоприятные условия для физического развития и укрепления организма детей; обогащение двигательного опыта детей.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, всю деятельность осуществляла в игровой форме. Встреча со Степашкой «Полечим горло Степашке», «Расскажи Хрюши, как надо правильно кушать». Проводились беседы «Быть здоровыми хотим», «Полезная и вредная пища», «Беседа о здоровье». Рассматривались иллюстрации на тему «Растем здоровыми», «На приеме у врача», «Режим дня» дала представление о том, что врач – нужная и полезная профессия. Прививала навыки бережного отношения к своему здоровью, формировала представления о пользе выполнения режима дня, закаливающих процедур, гигиенических основ безопасности жизнедеятельности. В беседе «Таблетки на грядке» дала представление о том, что полезные для здоровья витамины находятся в овощах, фруктах и ягодах.

С детьми провела НОД «Как стать Неболейкой» во время которой формировала первичные представления детей о здоровье, своем организме. Воспитывала желание заботиться и беречь своё здоровье.

В игровой ситуации «Друзья Мойдодыра» формировала представление о значении гигиены в сохранении здоровья. Учила самостоятельно мыть и вытирать руки, знать местонахождение своего полотенца.

Формировала стойкую привычку к ЗОЖ через литературные произведения, учила сопоставлять свои действия с действиями героев.

Обогащала знания детей о элементах здорового образа жизни с применением художественного слова, воспитывала желание соблюдать культурно гигиенические навыки.

При этом используя : Потешки :«Водичка, водичка.»,

«Расти,коса…»Чтение стихотворения К. Чуковского,«Мойдодыр»

Чтение стихотворения З. Александровой «Купанье»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Ах, ты, девочка чумазая»

В. Берестова «Больная кукла»

Режимные моменты в стихах. «Стихи про витамины, овощи и фрукты», «Всё про зубы для детей».

Познакомила детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования, аппликацией. Дети с удовольствием мастерили коврики для Степашки.

Изготовили коллективно стенгазету «Как стать Неболейкой»,

итоговым мероприятием стало «В гостях у доктора Айболита» где дети были активными участниками игровых ситуаций.

Активная работа велась и с родителями.

Информировала родителей о наиболее частых болезнях детей этого возраста – простудных заболеваниях и приёмах лечения.

Ориентировала родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к ЗОЖ.

Разъясняла родителям необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребёнка.

Знакомила родителей с содержанием стендовой информации. Привлекала внимание родителей к значению двигательной активности для развития здорового организма.

Доносила до родителей значимость проведения ежедневной утренней гимнастики; познакомила с основными правилами проведения гимнастики и ее пользе для детского организма.

В ходе проекта для родителей была подготовлена анкетирование «Какое месте в вашей семье занимает физкультура?»

Консультации:

««О соблюдении детского режима»,  

«Роль семьи в формировании двигательной активности ребёнка»,

«Закаляйся если хочешь быть здоров», «Личная гигиена дошкольников»

«Как одевать ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», «Питание в детском саду».

Наглядность в виде информационных файлов:

«Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье»,

Ширма:

«Роль семьи в формировании двигательной активности ребёнка»

Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках, о полезной и вредной пище, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

Родители с желанием приняли участие в изготовлении книжек-малышек. Выразили желание приобщиться к здоровому образу жизни.

Результаты проведенной работы.

В результате проделанной работы у детей появился интерес к физическим и спортивным упражнениям. Дети стали с удовольствием выполнять упражнения по профилактике плоскостопия, у них появилось желание делать утреннюю зарядку. В целом улучшилось их физическое и эмоциональное состояние, они стали более физически подготовленными.

Существенно снизилась заболеваемость детей в группе этому способствовала система закаливающих мероприятий. Детям понравилось заниматься закаливающими процедурами, и они продолжали их в домашних условиях со своими родителями.

В ходе наблюдения за своими воспитанниками, беседой я заметила, что многие из них не знают названий цветов, не могут заботится о живых растениях. Поэтому я решила разработать проект на соответствующую тематику.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе в средней группе был разработан проект «Цветы». Я думаю, что это тема актуальна, так как природа побуждает ребенка к передаче чувств, мыслей, к речевой активности. Дети испытывают потребность в общении с природой. Предлагаемый проект был направлен на решение следующих проблем:

- у детей поверхностные, недостаточные знания о цветах;

-практическое отсутствие знаний о значении и роли цветов в жизни человека, о классификации цветов, об их использовании;

-дети имеют поверхностные знания об особенностях роста, питания цветов;

-у детей не всегда выражается эмоциональный отклик на красоту цветов;

-отсутствие воспитания бережного отношения к цветам, желание заботиться о растениях, использовать их в реальной жизни

-отсутствие умения поисковой деятельности, умение выделять главное, делать обобщение, активизировать речь.

Я работала в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем ДОУ и родителями. Перед началом работы я провела опрос воспитанников. Анализ результатов показал, что высокий уровень знаний о цветах имеют 15% детей, средний -45% и низкий- 40%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и полевые цветы). Затруднялись рассказать, что необходимо для роста и как правильно ухаживать за растениями.

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа :

-подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме;

-подобраны дидактические и музыкальные игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности;

-адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

-целевые прогулки по территории детского сада;

-подобраны проблемные задания, занимательные эксперименты;

-беседа с родителями с целью включения их в проектную деятельность.

Деятельность с детьми в рамках проекта, я проводила в игровой форме с использованием проблемных ситуаций. Так были проведены педагогические мероприятия НОД «Путешествие к Фее цветов», «Цветы садовые и луговые», «Путешествие в страну лекарственных растений». Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, я старалась побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, а также к непосредственной образовательной деятельности. Я познакомила детей с разнообразием луговых, полевых, садовых, лекарственных цветов. Их красотой и неповторимостью.

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводились с детьми игры «Отгадай что за растение», «К названому растению беги», «Какого растения не стало», «Четвертый лишний», «Отгадай по загадке».

Изготовили с детьми игру «Собери цветок».

Развивали умения описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился». «Опиши цветок», «Цветочные фантазии» и др. Используя пальчиковые игры я развивала у детей моторику пальцев рук, чувства ритма «Наши алые цветы», «Мак», «Ах, какие хризантемы» и. тд.

Дыхательная гимнастика «Нюхаем цветы», «Дуем на одуванчик». Так же с детьми проводились подвижные игры они развивали у детей умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать воображение «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер».

Хороводные игры развивали музыкальный слух, чувства ритма, умения сочетать движения со словами «Галя по садочку гуляла».

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок.

Наблюдения дополняли просмотром игры- викторины «Цветы», презентации «Весенние цветы», рассматриванием картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы (М. Пришвин «Золотой луг», Т. Шорыгина «Колокольчики и гном», Ю. Дмитриев «Хоровод лепестков», чтение и заучивание поговорок, загадок, легенды о цветах. В результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.

В уголке природы были посажены бархатцы, где дети наблюдали за их ростом. Они с удовольствием поливали цветы, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа развивала у детей опыт и художественное восприятие красоты растений в различный период жизни.

Также проводились беседы «Растение нашего участка», «Полевые цветы нашего края». Мы с воспитанниками оформили альбом «Лекарственные растения», познакомились с Красной книгой, познакомились с растениями Курского края, которые необходимо сохранять.

Таким образом, в заключение проведения опыта и эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Полученные в процессе наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности : изготовление цветов своими руками;

-лепка «Цветочная поляна», «Тюльпаны»;

-аппликация «На поляне»,

-рисование на песке, цветными мелками.

В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка «Цветочная поляна», «Тюльпан».

На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где к детям пришла Фея цветов. Совместно с родителями дети выбирали любимый цветок и учили стихотворение о нем. Родителями были изготовлены шапочки-маски с изображением различных цветов. На протяжении всего бала дети, участвовали в играх, пели и рассказывали стихи, показали хорошие знания, выражали своё отношения к цветам. А в конце дети исполнили танец Чайковского «Вальс цветов».

На заключительном этапе родители принимали участие в выставке «Цветы». Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались своей красочностью и оригинальностью. Каждый ребенок рассказал про свой цветок, которые они сделали с мамой.

Совместная работа над проектом пробудила у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом. Проведенный опрос в конце проекта на заключительном этапе показал положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников составил 60% (увеличился на 45%, средний -40%, низкий -10%.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

90% родителей проявили активное участие в реализации проекта, осознали значимость совместных проектов для всестороннего развития детей. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможность своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает! Литература:

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:

Проект «Как стать Неболейкой».

1. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия (сост. Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009

2. Инновационные подходы к организации здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 18 ноября 2013г. (гл. ред. Романова И. В. - Чебоксары: ЦДИП "INet", 2013

3. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления/ В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров – М. : Линка-Пресс, 2000

4. С. Прокофьев, Г. Сапгир Румяные щеки. Москва, ФиС, 1987

5. Педагогическая инициатива. Часть II : материалы I Всероссийского конкурса авторских научно-методических разработок, конспектов непосредственно-образовательной деятельности, развлечений, сценариев. 31 мая 2013г. (Гл. ред. Е. М. Артемьева. - Чебоксары: Центр образования и воспитания, 2013

6. Ротенберг Р. Расти здоровым. Москва, ФиС, 1992

7. Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. Москва, Педагогика, 1989

8. Таллер Л. А. Фундамент здоровья с детства. Минск, Полымя, 1989

9. Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005

10. Интернет ресурсы.

Проект «Цветы».

1. Дидактический материал. Окружающий мир. Автор Светлана Вохринцева. «Садовые растения», «Полевые цветы».

2. Проектный метод в деятельность дошкольного учреждения. Автор Л. С. Киселева, Т. А. Данилина 2010.

3. Подвижные игры. М. :Мой мир 2007. Азбука дошкольного воспитания.

4Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.

5. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.

6. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. М. : Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

7. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004.

8. Шорыгина, Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей / Т. А. Шорыгина. – М. : ГНОМиД, 2002.

9. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера»Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера» Использование в работе с детьми дошкольного возраста "рыбки-тренажера", для правильного формирования захвата пальчиков и наклоне карандаша.

Использование варежковой куклы «Жираф» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование варежковой куклы «Жираф» в работе с детьми дошкольного возраста Варежка - это предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое — для всех остальных.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 19:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД