Любовь Тащиева
Конспект образовательной игровой ситуации по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Меры длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Краснодарский край, Апшеронский район, село Черниговское
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад№15
Конспект образовательной игровой ситуации по ФЭМП в подготовительной к школе группе на тему «Меры длины»
Воспитатель: Тащиева Любовь Ивановна.
Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие, познавательное развитие.
Публикация «Конспект образовательной игровой ситуации по ФЭМП в подготовительной к школе группе „Меры длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Создать условия для получения детьми знаний и представлений о сантиметре и метре как общепринятых единицах измерения длины.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям возможность при помощи взрослых усвоить измерение длины с помощью условной мерки. Познакомить детей с единицей длины – сантиметром. Познакомить с линейкой и её назначением. Упражнять в счёте в пределах 20,учить увеличивать и уменьшать число на единицу.
Развивающие:
Познакомить детей со старинными мерами длины. Обогащать опыт детей через экспериментирование.
Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
Развивать воображение и творческую активность.
Воспитательные: Продолжать воспитывать умение сотрудничать друг с другом и взрослыми, преодолевать затруднение. Уметь выслушивать мнение друг друга и находить общие пути решения.
Материалы и оборудование:
Ткань, виды инструментов для измерения длины, полоска бумаги шириной 3см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4и 6 см, две мерки из картона: одна длинной 4см, другая 6см.
Раздаточный материал:
Полоска бумаги шириной 3см, длинной 24 см (длинна полоски кратна 4 и 6 см, две мерки из картона: одна длиной 4 см, другая 6см, карандаш, набор цифр.
Методы и приемы:
• Проблемные ситуации;
• Наглядные (показ, демонстрация)
• Словесные (беседа, вопрос-ответ)
.Игровые (дидактическая игра)
• Практические (эксперимент);
•Педагогические технологии: проблемное изучение.
Ход образовательной игровой ситуации
1. Введение в ситуацию. В группе в уголке экспериментирования размещены измерительные приборы: линейки, треугольники, рулетка, ленточка - мерка, на видном месте ткань с яркой цветовой гаммой. В книжном уголке размещена детская литература: Энциклопедия, Почемучка, литературные и народные сказки, где отражается в содержании старинная мера. В познавательном уголке, подборка дидактических игр на восприятие свойств и длинны предметов.
Дети обращают внимание и рассматривают ткань, задают вопросы. Либо воспитатель провоцирует ребят на вопросы: «Ничего не обычного вы не заметили?», «Что – нибудь спросить не хотите?»
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, как появился в нашем уголке материал?
(Ответы детей)
Воспитатель. Как вы, думаете, для чего я его сюда принесла?
(Ответы детей)
Воспитатель. Вы знаете, ребята, у моей племянницы скоро день рождение я решила подарить ей простынь. Вот купила материал и не знаю, хватит его на простынь или нет.
Воспитатель. Вы хотите мне помочь? А сможете ли, вы мне помочь? А как мы сможем, узнать хватит ли материала или нет?
(Ответы детей)
2. Актуализация имеющихся знаний
Воспитатель – Ребята, а вам интересно узнать, какими мерами длинны, пользовались в старину?
(Ответы детей)
Воспитатель - Друзья, а из каких источников можно узнать сведения о старинной мере? Куда нужно обратиться, чтоб получить точную информацию. Дети предлагают различные источники.
Воспитатель – Ребята, у меня нет сейчас интернета и библиотеки у нас в садике нет. Подумайте еще, из каких источников вы можете это узнать.
Наводящими вопросами воспитатель напоминает детям о том, что старинные меры измерения дети встречали в русских народных сказок. Воспитатель просит вспомнить сказки, где они встречали название старинных мер длинны и назвать их.
Воспитатель – Вспомните еще, где более точно можно узнать об этом.
(Ответы детей)
Воспитатель – А как правильно называется эта книга, где можно узнать обо всем?
(Ответы детей)
Воспитатель - Ребята, а какие современные меры длинны вы знаете? А как вы думаете, какие предметы измеряют в метрах, а какие в сантиметрах?
Воспитатель - Друзья мои, вы можете посовещаться между собой. Обговорить и ответить на вопрос.
(Ответы детей)
Воспитатель - Как вы, думаете из чего можно сшить прикроватный коврик?
(Ответы детей)
Воспитатель – Друзья мои, материал у нас предназначен только для простыни, мы даже еще не выяснили, хватит ли нам его на простынь.
Воспитатель обращает внимание детей на заготовленный раздаточный материал, с набором полосок, условной меркой, наборами цифр.
Воспитатель – Ребята, обратите внимание на этот материал, может здесь найдется то, что нам поможет. Можете посовещаться между собой.
(Ответы детей)
Воспитатель. – Если вы в чем – то затрудняетесь, можете спросить у меня. Дети формулируют вопрос.
Воспитатель. – А я знаю, что можно сделать. Если хотите я вам, подскажу. Может можно сделать сначала выкройки для коврика. А вот из чего их можно сделать подумайте. Что вам, из предложенного материала понадобится?
(Ответы детей)
Воспитатель. – Как вы думаете, полоски у всех одинаковой длинны? А чтобы узнать длину полосок, что нужно сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель. - Чем будете измерять полоски?
(Ответы детей)
Воспитатель. – Приступайте к измерению
В случае затруднения воспитатель оказывает помощь детям в случае их обращения к нему. Сначала используя словесный метод, а если понадобится практический.
Воспитатель. – Ребята, а что еще здесь есть кроме полосок и условной меры.
(Ответы детей)
Воспитатель. – А как вы думаете для чего нам цифры, как мы их сможем использовать при измерении.
(Ответы детей)
Воспитатель. – Сколько раз условная мерка уложилась в полоске?
(Ответы детей)
Воспитатель. – Как вы думаете одинаковые ваши полоски или разные?
(Ответы детей)
Воспитатель. – А как вы, определили, что они разные?
(Ответы детей)
Физкультминутка
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Игра: «Назови соседей»
III - Затруднение в ситуации.
Воспитатель – Ребята как вы думаете, что нужно сделать с материалом, чтобы можно было его измерить?
(Ответы детей)
Воспитатель - А можно измерить материал условной меркой, которой мы измеряли полоску? Хотите попробовать?
(Ответы детей)
Воспитатель. А будет ли точным измерение при помощи условной мерки?
(Ответы детей)
Воспитатель – Ребята, подумайте, чем еще можно измерить материал. Предложите еще какие – нибудь способы измерения.
Воспитатель наводящими вопросами наталкивает детей на мысль измерить материал линейкой, треугольником, веревкой, шагами.
Воспитатель – Ребята, удобно ли вам было измерять материал такими способами? А почему неудобно?
(Ответы детей)
Воспитатель. – Друзья мои, как вы, думаете, какие предметы измеряют в метрах, а какие в сантиметрах?
(Ответы детей)
Воспитатель – Скажите как нам лучше измерить материал в сантиметрах или метрах?
(Ответы детей)
Воспитатель – Обратите внимание, есть у нас здесь сантиметр?
(Ответы детей)
Воспитатель – Хотите попробовать сантиметром измерить?
(Ответы детей)
Воспитатель – Удобно вам было им измерять?
(Ответы детей)
Воспитатель – А почему неудобно как вы считаете?
(Ответы детей)
Воспитатель - Вот так проблема возникла с помощь чего же все-таки надо измерить материал, чтобы было удобно и быстро?
(Ответы детей)
lV. Открытие детьми нового знания (способа действия)
Воспитатель - Ребята, что нужно делать, если чего-то не знаешь?
Дети формируют вопрос.
Воспитатель – А вы когда - нибудь были в магазине, где продают материал?
(Ответы детей)
Воспитатель – А вы видели, с помощью чего продавец измерял материал?
(Ответы детей)
Воспитатель – Ребята подумайте и скажите, а у нас в саду есть такой человек, который сможет нас научить, это делать.
(Ответы детей)
Воспитатель – Если хотите я вам подскажу.
У нас в детском саду работает кастелянша вы, все ее знаете. Как вы, думаете,может нам спуститься к ней. Берите с собой материал.
Воспитатель - Ребята, чтобы вы хотели спросить у Альвины Артуровны?
(Ответы детей)
Воспитатель – А вы хотите попробовать сами сначала измерить?
(Ответы детей)
Воспитатель – Пробуйте, ребята.
Воспитатель – Как вы думаете, получилось у вас измерить?
(Ответы детей)
Воспитатель – А в чем вы измеряли материал в сантиметрах или метрах?
(Ответы детей)
Воспитатель – Сколько метров материала у вас получилось?
(Ответы детей)
Воспитатель – Ребята, вы, можете, спросить у Альвины Артуровны как называется мера длины с помощью, которой измеряют материал и попросить ее более точно измерить?
Дети формируют вопрос
Воспитатель – А теперь, сравните, и скажите, сколько метров получилось у вас, а сколько у Альвины Артуровны. Как вы, считаете, чье измерение было точным и почему?
V. Рефлексия.
Воспитатель - Ребята, кому вы сегодня помогали?
Зачем вы это делали?
С помощью чего вы измеряли ткань?
Где мы сегодня были?
Важно ли то, что вы, сегодня узнали?
Для чего это пригодится вам в жизни?
Какое задание для вас, было самым трудным и почему?
Воспитатель – Арина, ты очень здорово придумала измерить материал с помощью шагов. Эмилия, твое предложение воспользоваться интернетом было очень интересным. Мне было очень приятно видеть, как вы обговаривали между собой то, какие предметы изменяются в сантиметрах, а какие в метрах.