Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности «Обитатели воды — рыбы» для воспитанников старшей группы

Эльвира Музяева
Конспект образовательной деятельности «Обитатели воды — рыбы» для воспитанников старшей группы

Тема: «Обитатели воды– рыбы»

Цель: формирование познавательно - исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с обитателями воды – рыбами.

Задачи:

формировать представления о сходных чертах внешнего строения рыб (место обитания, строение, способ передвижения);

расширять представления детей о свойствах воздуха (как дышат рыбы в воде и в каком виде находится воздух в воде) опыт №1;

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Обитатели воды — рыбы“ для воспитанников старшей группы» размещена в разделах

воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу посредством элементарного экспериментирования опыт №2;

формировать у старших дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи.

Создание среды для организации и проведения НОД: презентация к занятию, проектор, экран, чашки, вода, шприцы, под. масло, пластилин, лупы, рыбки (игрушки, фартуки, шапочки.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Ребята, я сегодня по электронной почте получила письмо. Не знаю, кто отправил, но написано для детей старшей группы «Капелька».

Хотите, посмотреть? (да). Слайд 1

Очень загадочное и интересное письмо. Я никак не могу понять, о чем оно. Предлагаю вмести подумать.

Как вы думаете, что это? (карта-схема).

О чем говорится в этой схеме? (о воде).

Почему вы думаете, что о воде? (ответы).

Кому нужна вода? (растениям, людям, животным и т. д.)

А кто, всю жизнь проводит в воде? (рыбы).

Вы хотели бы, больше узнать о них? (да).

2. Основная часть

А чтобы узнать об их жизни, куда мы должны попасть? (в подводный мир).

Для этого нужно закрыть глаза и произнести такие слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы подводный мир откроем

О котором не забудем.

(Дети приседают, опускают голову)

(Звучит морская музыка. Появляются рыбки.) Слайд 2-4

Ребята, кого вы здесь видите? (морская звезда, рыба–ангел, морской окунь, рыба-клоун и т. д.)

А кроме морских обитателей, что вы видите? (водоросли, кораллы, молюски, пузыри).

А откуда там пузыри? (ответы детей).

Интересно, получается, что под водой тоже есть воздух, и рыбы как-то дышат, как и мы. А может быть, они дышат как-то по-другому.

А чтобы все это проверить, куда мы должны попасть? (в лабораторию).

Для этого нужно закрыть глаза и произнести такие слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

(Звучит музыка. Появляется лаборатория) Слайд 5

Куда мы с вами попали? (в лабораторию).

Что мы должны сделать, первым делом? (надеть специальную одежду).

(дети надевают фартуки и шапочки).

Кем вы сейчас будете? (исследователями).

А кто такие ученые-исследователи? (ответы).

В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Слайд 6

- без разрешения ничего не трогать;

- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорят;

-нельзя шуметь и мешать друг другу;

нужно отвечать на вопросы;

делиться своим мнением.

Что вы знаете о природе? (природа бывает живая и неживая).

А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

(к живой.)

Почему вы так решили (рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются).

- Ребята посмотрите на картинки (иллюстрации акулы, дельфина, карася, сома, щуки, и др.)

Как их называют, одним словом? (рыбы).

А чем же они отличаются друг от друга? (размером, формой, цветом).

На столе карточки для каждого ребенка (на карточках туловище рыбы)

А давайте попробуем найти, сходства и сделаем зарисовки. Слайд 7

У всех рыб есть -

1) плавники, (схема) А для чего рыбам плавники? Верно, рыбы плавают при помощи плавников. Шевелят плавниками и передвигаются. (дети рисуют)

2) хвост, (схема) А для чего нужен хвост? При помощи хвоста, рыбы могут поворачивать вправо и влево. (дети рисуют)

3) жабры, (схема жабр) Необходимы ли рыбам жабры? А для чего? Да, рыбы дышат жабрами. (дети рисуют рыбам жабры)

4)чешуя (схема) А вы держали когда-нибудь рыбку в руках? Какая она на ощупь? (скользкая) Чешуя помогает рыбам плавать, обеспечивает рыбе большую скорость, а еще защищает от хищников). (дети дорисовывают)

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом.

- Ребята, рыба живое существо, а значит, она не только двигается, но и дышит как все живое.

- Чем дышат люди? (воздухом).

А чем же все-таки дышат рыбы? (ответы).

Выдвижение гипотез (предложений)

Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?

Предлагаю проверить, действительно ли есть воздух в воде.

Опыт № 1.

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.

- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

- Какие они?

- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: в воде есть воздух.

- Оказывается рыба, как и все живые существа, дышит воздухом, растворенным в воде. Рыба заглатывает воду ртом, воздух остается в рыбке, а вода выходит через жабры.

Какой сделаем вывод?

Вывод: рыба дышит воздухом, растворенным в воде.

Скажите, а рыба может дышать как и мы на суше? (ответы)

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам, как?

- Что может загрязнить реки?

Опыт № 2.

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем? (ответы детей).

- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами (погибают).

Какой сделаем вывод: нельзя загрязнять водоемы.

Ребята, нам пора вернуться, в детский сад.

(Дети снимают фартуки и шапочки).

Для этого нужно закрыть глаза и произнести такие слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

3. Заключительная часть

Где мы с вами сегодня побывали?

Кем вы сегодня были?

Что нового узнали о рыбах?

Как дышат рыбы?

Ребята, если вам было интересно путешествовать и работать в лаборатории предлагаю, рыбки подарить яркую чешуйку, а если нет то темную чешую.

Пустим её в море, и пусть расскажет своим друзьям, какие вы молодцы!

Прикреплённые файлы:

ryby_cicj9.pptx | 8418,63 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о творческой деятельности воспитанников семейного детского сада в рамках проекта «Рыбы»Фотоотчет о творческой деятельности воспитанников семейного детского сада в рамках проекта «Рыбы» В моей семейной группе завершился краткосрочный познавательно-творческий проект "Рыбы". Предлагаю вашему вниманию небольшой фотоотчет.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Мы любим заниматься физкультурой» Педагогический замысел: воспитывать желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих Образовательные области: 1. Познавательное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса» Цель: Развитие детского творчества в процессе изображения силуэтов обитателей леса, средствами нетрадиционного рисования. Задачи: 1. Расширять.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. "Морские обитатели". Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.

Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мы играем в театр» Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы " Мы играем в театр" ЦЕЛЬ; Развитие творческих способностей средствами.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мы играем в театр» (продолжение) Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы " Мы играем в театр " (продолжение) Дверь мы в сказку открываем, В.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Моря и их обитатели» Цель: закрепить знания детей о морских обитателях, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе их жизни. Задачи: Воспитательные:.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Осенняя фантазия»Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Осенняя фантазия» Тема: «Осенняя фантазия» Цель: Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования – мятой бумагой. Программные задачи: Образовательные:.

«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Обитатели воды — рыбы» для воспитанников старшей группы
Опубликовано: 9 января 2020 в 20:38
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД