Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи

Вера Коновалова
Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития.

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

В связной речи отражаются логика мышления ребенка, словарный запас. Необходимо подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Я считаем, что наше время очень важно учить детей рассуждать.

Рассуждение - самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированности логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства.

Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств.

Меня эта тема заинтересовала, т. к дети поступают в школу с плохой речью, многие дети не достаточно хорошо умеют рассуждать, не у всех детей развита сообразительность, творческое начало, и составить рассуждение самостоятельно им очень трудно.

И хотелось бы научить всему этому детей. Целенаправленное руководство взрослых по формированию связной монологической речи через рассуждения как основу связной речи имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Обучение рассказам-рассуждениям даёт возможность формировать знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы для успешного обучения в школе, чтобы ребенок грамматически правильно излагал определенное содержание рассказа, умел логически мыслить, умел доказывать решения задач, объяснять высказанное.

Обучение рассуждениям будет способствовать развитию связной речи дошкольников если:

- воспитатель использует формы работы по обучению детей рассказов – рассуждений;

- если воспитатель знает особенности детских рассуждений;

- выстраивает сотрудничество в работе с родителями по развитию у детей рассуждений.

Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства. Рассуждениеведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных или бытовых, основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. По мнению Стародубовой Натальи Анатольевны.

Особенности детских рассуждений: доказательства их обычно кратки (приводится 1-2 аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов (явлений). Объем высказываний в среднем - 10-15 слов, 2 -3 предложения, реже 4 и более. Частота и характер высказываний зависит от ситуации общения, от организации детской деятельности.

Обучение рассуждению целесообразно начинать с развития у детей умений выделить и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать проблемные ситуации в разных видах деятельности. Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т. е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.

Для этого Валентина Ивановна Яшина и Наталья Владимировна Семенова рекомендуют использовать: разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (вопросы типа: «Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?»; «Куда улетают птицы, которых называют перелетными?» и др. ; различные опыты с водой, снегом, льдом, деревом, металлом; в процессе их проведения дети высказывают свои предложения и объясняют, почему они так думают;речевые игры и упражнения: «небылицы в картинках». Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно быть на самом деле). Проблемно-речевые ситуации. Например, ситуация «Как спасти зайку?».

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему);

конструктивно-строительные задания (собрать конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; объяснить, какие детали отобрал и почему);

классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу. Ещё можно использовать след.методы:

- создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость - попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов.

- объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок;

- решение речевых логических задач.

Данная тема показывает эффективность развития речевых способностей старших дошкольников средствами обучения рассуждениям. Разнообразие приемов и методов, используемых при обучении дошкольников рассуждениям, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов других видах деятельности. Обучение рассказам-рассуждениям даёт возможность формировать знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы для успешного обучения в школе, чтобы ребенок грамматически правильно излагал определенное содержание рассказа, умел логически мыслить, доказывать решения задач, объяснять высказанное.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Наша армия
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи
Опубликовано: 12 марта 2020 в 13:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки