Ирина Семина
Подвижные игры на прогулке в старшей группе в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры на прогулке в старшей группе в соответствии с ФГОС
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
В. А Сухомлинский
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.
Публикация «Подвижные игры на прогулке в старшей группе в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В детстве ребёнку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребёнка, который необходимо использовать для укрепления здоровья детей и их успешного физического развития.
Глубокий смысл подвижной игры – её полноценная роль в физической и духовной жизни народа, которая существует в истории и культуре каждой страны. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этнические ценности общества. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека.
Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь. Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя. Подвижные игры – одно из условий развития культуры ребёнка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познаёт окружающий мир.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих детей, определяются сюжетом, замыслом, темой. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них, выполняемые в рамках правил.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Основные задачи подвижных игр :
укреплять здоровье играющих;
способствовать их правильному физическому развитию;
содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Успешное решение этих задач достигается в процессе подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей и умственного напряжения и нравственно-волевых качеств.
Физические упражнения и подвижные игры на прогулке дают возможность организовать активную двигательную активность детей, развивать их физические возможности и регулировать физиологическую нагрузку.
Бег, прыжки, метание, борьба – всё это элементы подвижных игр. В играх развиваются такие двигательные навыки как быстрота, точность, координация движений, причём это развитие происходит значительно интенсивнее, поскольку оно связано с сильными эмоциональными переживаниями.
Самое лучшее время для активной двигательной деятельности воспитанников – это прогулка, на которой подвижные игры полезно сочетать с разнообразными физическими упражнениями. В результате двигательная деятельность детей на свежем воздухе будет более разнообразной и эффективной.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке в старшей группе 20 – 25 мин., на вечерней прогулке 12 -15 мин. Разучивание игры – по 2 – 3 игры в месяц (повтор в течение месяца и закрепление 3 – 4 раза в год).
Подвижные игры формируют в детях такие физические качества, как: ловкость, быстроту, выносливость, силу, точность, координацию движений, равновесие и подразделяются на виды:
1. Игры с бегом и ходьбой, например: «Ловишки», «Хитрая лиса», «Гуси, гуси…», «Найди пару», «Мы – весёлые ребята», «Лохматый пёс».
2. Игры с прыжками : «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы».
3. Игры с подлезанием, ползанием, лазаньем: «Перелёт птиц», «Медведь и пчёлы».
4. С метанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Сбей кеглю», «Попади в обруч».
5. Игры – эстафеты : «Перенеси мяч», «Дорожка препятствий», «Кто быстрее до флажка?».
6. С элементами соревнований: «Кто выше?», «Кто выше прыгнет?».
7. Народные игры : «Горелки», «Ручеёк», «Жмурки», «Баба – Яга», «Ворон», «Прятки», «Краски».
Прогулку необходимо заканчивать играми малой подвижности.
Задачами малоподвижных игр и игровых упражнений являются:
- снятие физических нагрузок, постепенный переход от возбуждённого состояния к более спокойному;
- снятие общей утомляемости, моторной напряжённости мышц рук и ног;
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- формирование и закрепление двигательных умений;
- получение удовольствия и хорошего настроения;
- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна. Это такие игры : «Палочка – стукалочка», «Море волнуется». «У оленя дом большой», «Съедобное – несъедобное», «Пол, потолок, голова».
При повторении подвижных игр и физических упражнений с детьми старшей группы воспитатель должен стремиться, чтобы дети пытались организовать эту деятельность сами и способствовать проявлению самостоятельности, организованности и инициативы детей. В процессе физических упражнений и подвижных игр воспитатель наблюдает за взаимоотношениями сверстников, в случае затруднений своевременно оказывает помощь, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Желательно, чтобы воспитатель и сам принимал участие в выполнении упражнений. В подвижных играх он может взять роль ведущего, или какого-либо персонажа. Это доставляет детям радость, способствует повышению их двигательной активности на прогулке.