Алина Большакова
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в зимнюю сказку» с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, даров Фребеля
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений
Тип НОД: интегрированное, обобщающее занятие
Образовательные области:
Доминирующие:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
Сопутствующие:
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: Путешествие в «зимнюю сказку»
Учебно-методическое обеспечение, оборудование, материалы:
Приглашение (письмо).
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Путешествие в зимнюю сказку“ с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, даров Фребеля» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Лукошко со снеговиками, на которых изображены цифры
6 столов с математическими заданиями (на столах расположены палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, дары Фрёбеля, цифры, волшебная сумочка с блоками Дьенеша.)
Мольберты с оформлением «Зимней сказки»
Презентация с заданиями
Сундук с шоколадными медальками
Подарки для детей
Цель НОД: закрепление у детей полученных знаний по математике при использовании развивающих игр.
Ход НОД.
Организационный момент:
Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Как гостеприимные хозяева, давайте поздороваемся с ними. А теперь всё внимание на меня. Я рада видеть всех приветливыми, здоровыми, весёлыми, добрыми! Очень хочется, чтобы такое настроение сохранялось у вас до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться, помогать друг другу, быть доброжелательными. Вы любите сказки?
В. Да!
В. А путешествовать любите? (Да) Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие в зимнюю сказку в гости к Мудрой сове. Хотите? (Да)
В. Но чтобы туда попасть, вы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова. Послушайте их: «Раз, два, три обернись, в волшебной сказке окажись» Готовы? Закрывайте глаза. (Дети закрывают глаза и повторяют волшебные слова, оборачиваясь вокруг себя). Смотрите, нас встречает мудрая сова (На кране появляется Мудрая Сова) с письмом. Давайте прочитаем его.
В. (Читает письмо, которое также появляется на следующем слайде). Вы готовы путешествовать (Да). Тогда удачи. Не забудем взять с собой смелость, дружбу, сообразительность. Даю вам подсказку :
Хорошенько посмотри
и лукошко отыщи.
В нем снеговиков найдете,
они помогут вам в работе.
Дети находят лукошко со снеговиками. Посмотрите, на каждом снеговике цифры. Цифры также расположены повсюду в сказочной стране. Отгадайте загадку: С хитрым носиком сестрица
Счет откроет… (единица)
В. Поищите-ка в зимнем сказочном лесу цифру один. Там и находится наше первое задание. Давайте-ка посмотрим, что нам приготовила Волшебная Сова. Ну, конечно, математическую разминку:
- сколько пальцев на руке? (5);
- сколько дней в неделе? (7)
- сколько глаз у светофора? (3)
- сколько углов у квадрата? (4)
- сколько выходных в неделе? (2)
- сколько солнышек на небе ночью? (ни одного)
В. С заданием справились и первая часть ключа наша. Прикрепляй её на доску (Ребёнок прикрепляет к доске 1-ю часть ключа)
В. Готовы заняться чем-нибудь интересным? Нас ждёт следующее испытание. Послушайте загадку
Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка.
(Двойка)
В. Найди снеговика под номером два. А теперь давайте найдём наше следующее задание. Мы с вами попали в замок Снежной Королевы. Какие геометрические фигуры вы видите? (Круг, квадрат, трапецию, ромб, овал, прямоугольник, треугольник).
В. Эти фигуры плоские или объёмные? (Плоские)
В. А эти фигуры какие? (Объёмные)
В. Назовите их (Шар, куб, цилиндр, конус, призма)
В. Верно. Снежная Королева предлагает поиграть в игру «Назови лишнюю фигуру», иначе она не выпустит нас из своего замка. Она превратит наши сердца в льдинки, и мы забудем своих родных, друзей и станем злыми, жестокими и черствыми. (Дети играют в игру «Назови лишнюю фигуру». При правильном ответе фигура исчезает с экрана)
В. Снежная Королева не отпускает нас, она приготовила нам задачку на засыпку. На вид очень простая, а на самом деле с хитринкой. Надеюсь, вы не попадётесь в ловушку? Смотрите на экран. Здесь изображён очень простой рисунок. Скажите мне, пожалуйста, сколько здесь изображено четырёхугольников? (Дети определяют количество четырехугольников; их шесть)
А гости согласны?
В. Вы и с этим заданием славно справились, получайте часть ключа. Дети прикрепляют очередную часть ключа на доску. (2-ю часть)
Нам нужно размяться. Встаньте, пожалуйста, вдоль линии. Если я назову плоскую геометрическую фигуру, вы прыгните вперёд, а если я назову объёмную фигуру, прыгните назад. Давайте сначала немного потренируемся: квадрат, шар…
В. Готовы ещё к хитростям?
Слушайте внимательно следующую загадку:
У богатого волчонка
Было кваса два бочонка.
Тут еще один бочонок
Прикатил домой волчонок
Вместе складывать их стал —
Сколько он их насчитал?
(Три)
В. Кто у меня ещё не доставал снеговика? Где снеговик под № 3? Чтобы приготовиться к выполнению следующего задания давайте разомнё м наши пальчики:
- Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывают по одному пальчику).
Вышли пальчики гулять (сжимают и разжимают пальчики)
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики по одному)
В домик спрятались опять (прячут руки за спину)
В. Мы с вами попали в царство палочек Кюизенера. В этом царстве живут весёлые снеговики в очень высоком тереме. В башне этого терема снеговики всегда устраивают дни рождения и любят пить ледяной чай. Вот и сегодня они хотели пригласить вас на чаепитие. Но и здесь побывала злая Снежная Королева. Она решила развлечься и послала туда злой ураган, который так дунул на город весёлых снеговиков, что сломал лесенку, по которой они взбирались на башню. Снеговики сразу загрустили и сейчас просят вас помочь починить её. Поможем? Как только мы построим лесенку, снеговики опять станут весёлыми. Вам понадобится 10 палочек, чтобы отремонтировать лесенку. Каждый раз надо брать самую короткую палочку. (Дети строят лесенку из палочек Кюизенера под музыку).
В. Повернитесь и посмотрите на экран, правильно ли вы построили лесенку? Какая по цвету 1- я палочка? (Белая)
Какая по цвету 3- я палочка (Голубая).
А 6- я палочка какого цвета? (Фиолетовая). Какое число она обозначает? (6)
В. Какая палочка по цвету лежит между 1-ой и 3-ей. Какому числу соответствует эта палочка? Назовите цвет 8-ой палочки (бордовая) Назови цвет 6-ой палочки, 9-ой палочки). И т. д.
В. Снеговики вновь повеселели и прощаются с вами в хорошем бодром настроении. А мы получаем 3-ю часть ключа.
В. Готовы отправиться дальше в путешествие? Слушайте внимательно.
- Я у бабушки была,
У неё во всей квартире
Три огромные стола,
Ног у каждого…. (Четыре)
В. Давайте найдём следующее задание. Мы с вами попали в город времени. В том городе случилась неприятность: Снежная Королева перепутала все дни недели. (Смотрят на экран). Давайте превратимся сейчас в дни недели (дети разбирают «дни недели» и держат их перед собой). Построимся по порядку. Смотрите каждый на свой день, сколько на нём точек. Каждая точка обозначает свой день недели.
В. Посмотрите на экран, правильно ли вы построились?
В. Назовите свой дни недели по порядку. (Дети называют). Вторник, топни ножкой. Назови своих соседей. Четверг, повернись вокруг себя. Назови своих соседей. Суббота, помаши мне рукой. Назови своих соседей. Воскресенье, подпрыгни и назови своих соседей. И т. д.
В. Как вы думаете, дни недели, вы справились со своим заданием? (Да). Получайте свою часть ключа. (4-ю часть)
В. Мы с вами уже близко подошли к сокровищу, но остались ещё невыполненные задания. Послушайте следующую загадку.
Если два перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получишь цифру… (5)
Кто ещё не доставал снеговика? Где в зимней сказке цифра 5? Там наше следующее задание. Мы попали с вами в город цифр и чисел. Правильно лежат цифры? Они гуляли и заблудились, не нашли своего места. Чтобы получить следующую часть ключа, мы должны выложить цифры в правильном порядке. (Дети выкладывают цифры в правильной последовательности).
В. Посчитай от 0 до 10. Посчитай от 10 до 0. Назови цифру, которая больше 7 на 1; Назови цифру, которая больше 4-х, но меньше 6 на 1. Назови соседей числа 6; соседей числа 11; соседей числа 19 и т. д. А теперь посмотрите на экран:
- Какое число пропущено? Покажите цифру 6. И т. д.
- Сколько будет 3+2; 10+ 2: 13+ 2; 8-2; 7-2 и т. д.
Дети становятся в линейку лицом к экрану.
В Наклонились столько раз, сколько зайчиков у нас (на экране появляется 4 зайчика). Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (4). Мы присядем столько раз, сколько мячиков у нас. Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков (6). Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов. В ладоши хлопнем столько раз, сколько палочек у нас. (4)
В. Молодцы, ребята, с этими заданиями вы тоже справились. Получайте часть ключа, она наша. (Дети вешают часть ключа на доску). (5-ю часть)
В. У нас с вами осталась последняя загадка. Если мы её отгадаем, то сможем получить наши сокровища. Слушайте загадку:
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру… (6)
В. Найдите снеговика под номером 6. Он приглашает нас в страну даров Фрёбеля. Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас вы должны проявить внимание, смекалку. Я буду кидать вам мячик Фрёбеля и задавать вопросы. Вы возвращаете мяч и отвечаете на них. Готовы? :
- Что ты видишь впереди себя? Кто справа от тебя? Что у тебя над головой? Что у тебя под ногами? Кто слева от тебя? Выполняем ещё одно интересное, но непростое задание. Игра «Умею, не умею». (Воспитатель бросает мячик Фребеля и говорит слова «Я умею» или «Я не умею», а ребёнок возвращает мяч и отвечает педагогу). Фрёбель приготовил нам бусы из объёмных геометрических фигур. Называя фигуру, вы должны выполнить соответствующее движение, и мы с вами очутились в городе блоков Дьенеша. Здесь живет волшебный мешочек. А в нем - теплые, светлые, как солнечные лучики, волшебные геометрические фигуры. Они способны растопить сердце Снежной Королевы и тогда она станет доброй, всё её королевство превратится в сказочный красивый сад и она отпустит всех своих пленников, сердца которых превратила в холодные льдинки, так, что они забыли своих родных и друзей. Ваша задача на ощупь определить, какая фигура лежит в мешочке, и отправить эту фигуру в волшебном вагончике к Снежной Королеве. У каждого вагончика есть свои подсказки. Не ошибитесь! Это задание очень сложное. Не забывайте, что мы взяли с собой смекалку и сообразительность, а ещё дружбу, чтобы помогать друг другу. (Дети выполняют задания с блоками Дьенеша.)
Молодцы, справились. Получайте часть ключа. (6-ю)
В. Ребята! Посмотрите, опять мудрая сова прилетела к нам. Она нас хвалит. Говорит, что вы прекрасно справились с заданием. Вы не устали? Сейчас загадка посложнее. Мудрая Сова напоследок приготовила вам что-то интересное. Чтобы открыть сундук, вам необходимо сложить все части ключа. Если правильно сложите, сундук откроется. (Дети складывают части картинки. Из них получается ключ).
В. Посмотрите, ребята, Мудрая Сова оставила нам сокровища (медальки шоколадные).
В. Вам понравилось наше путешествие? Что было трудным, на ваш взгляд? Что понравилось особенно? Возьмите солнышко, если остались довольны путешествием. А кому не понравилось путешествие, возьмите тучку. А нам пора возвращаться в детский сад. Для этого закройте глаза и скажите волшебные слова: «Раз, два, три повернись, в детский сад ты возвратись».
Вот мы и вернулись домой.
Мы в зимней сказке побывали
И очень многое узнали.
Друзьям своим мы помогали
И низкого не обижали.
Возвратились мы назад,
Очень рад наш детский сад.