Папки-передвижки

Конспект урока «Различение букв Ь и Ъ»

Лидия Гладковская
Конспект урока «Различение букв Ь и Ъ»

ТЕМА: “Дифференциация букв ь и ъ».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Учить различать букв ь и ъ

Упражнять учащихся в написании слов с ь и ъ (изолированно, в слогах, словах и в предложениях).

Совершенствовать фонематический слух.

Развивать зрительно-моторную координацию.

Развивать зрительное восприятие, зрительную память.

Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза.

Добиваться метапредметных результатов.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие.

Публикация «Конспект урока „Различение букв Ь и Ъ“» размещена в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийное сопровождение, изограф, карточки с буквами, учебные принадлежности

Ход ЗАНЯТИЯ:

Орг. момент.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их. сгибать пальцы навстречу друг другу.

. Показывать пальцами и кистями рук «гнёздышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т. д.

«Кулак – кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.

Учитель: : «Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы ь и ъ».

Задание №1.

Учитель: : «Что такое ь и ъ?».

Ученики: «Это буквы».

Учитель: : «Какие звуки обозначают эти буквы

Ученики: «Эти буквы не обозначают звуки».

Учитель: д: «Зачем, в таком случае, нужны эти буквы»?

Ученики: «Буква ь знак нужна для обозначения на письме мягкости звука ".

Учитель: : «Приведите примеры».

Ученики: «Купить, пилить, дяденька, тётенька».

Учитель: : «Как легко узнать букву ь среди других букв»?

Ученики: «Буква состоит из одного крючка, который заканчивается кругляшом».

Учитель: : «Напишите в тетради пять букв ь».

Задание № 2.

Учитель: : «Хотите поиграть в игру «Сосчитай-ка»?

На экране написано несколько букв ь. Буквы перечёркнуты различными прямыми и волнистыми линиями.

Сосчитайте все буквы ь.

Ученики: «Всего на экране 10 букв ь».

Задание № 3.

Учитель: «Вспомним правило написания сочетаний - ЧК-, -ЧН-».

Ученики: «В сочетаниях ЧК-, -ЧН мягкий знак не пишется».

Учитель: : «Предлагаю поиграть в игру «Хитрый ь». Кто не ошибётся ни разу, тот получит наклейку и приз!»

Вариант № 1

тётен-ка

нянеч-ка

девоч-ка

сердеч-ный

варен – е

ванноч-ка

Вариант № 2

Анеч-ка

ленточ-ка

апельсин – чик

круглен – кий

верёвоч-ка

диван-чик

кисто-чка

Физминутка

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили.

(Имитация движений.)

Задание № 4

Учитель: : «Как отличить букву ъ от буквы ь

Ученики: «У буквы ъ есть козырёк, который смотрит влево».

Учитель: : «Перед вами на партах карточки с буквами.

1. На карточках подчеркните только правильную букву ъ.

2 На экране изограф «подъёмный кран». Найдите букву ъ на рисунке».

Задание № 5

Учитель: : «Смурфики просили разделить слова в два столбика. В первом столбике будут слова с ь, а во втором - с ъ».

(Въехали, воробьи, нянечка, подъём, глупенький, съезд)

Ученики: «В слове «нянечка» нет ни ь, ни ъ. Это слово мы не написали ни в один столбик».

Задание № 6

Учитель: : «Прочитайте предложения на доске. Из предложений, написанных на доске первая подгруппа, выпишите только слова с ъ, вторая подгруппа – спишите предложения полностью. Поставьте точку под буквой ъ».

Серёжа, тебе задание: выписать два слова.

Ученики 1 подгруппы: «Мы выписали слова: съел, съехала, подъезд, объявление».

Ученики 2 подгруппы: «Мы списали предложения: Слава съел пончик. Девочка съехала с крутой горки. На подъезде висело объявление».

Серё жа: «Я выписал слова: съел, съехала».

Задание № 6

Учитель: “Как превратить букву ь в букву ъ? ".

Ученики: “Если к букве ь приписать слева чёрточку, то получится буква ъ ”.

Учитель: : «Чем отличаются слова СЕЛИ и СЪЕЛИ?».

Ученики: «Эти слова различаются одной буквой. Буквой ъ. У этих слов разное значение».

Учитель: : «Составьте и запишите на доске предложения с этими словами».

Ученики: «Мы составили предложения: «Пассажиры сели в автобус». «Дети съели ягоды».

ИТОГ УРОКА :

Какие буквы учились различать на уроке?

Чем похожи эти буквы?

Как различать буквы ь и ъ на письме и при чтении?

Оценка деятельности учащихся.

ТЕМА: “Дифференциация букв ь и ъ».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Учить различать букв ь и ъ

Упражнять учащихся в написании слов с ь и ъ (изолированно, в слогах, словах и в предложениях).

Совершенствовать фонематический слух.

Развивать зрительно-моторную координацию.

Развивать зрительное восприятие, зрительную память.

Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза.

Добиваться метапредметных результатов.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие.

ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийное сопровождение, изограф, карточки с буквами, учебные принадлежности

Ход ЗАНЯТИЯ:

Орг. момент.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их. сгибать пальцы навстречу друг другу.

. Показывать пальцами и кистями рук «гнёздышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «замок», «мостик» и т. д.

«Кулак – кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.

Учитель: : «Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы ь и ъ».

Задание №1.

Учитель: : «Что такое ь и ъ?».

Ученики: «Это буквы».

Учитель: : «Какие звуки обозначают эти буквы

Ученики: «Эти буквы не обозначают звуки».

Учитель: д: «Зачем, в таком случае, нужны эти буквы»?

Ученики: «Буква ь знак нужна для обозначения на письме мягкости звука ".

Учитель: : «Приведите примеры».

Ученики: «Купить, пилить, дяденька, тётенька».

Учитель: : «Как легко узнать букву ь среди других букв»?

Ученики: «Буква состоит из одного крючка, который заканчивается кругляшом».

Учитель: : «Напишите в тетради пять букв ь».

Задание № 2.

Учитель: : «Хотите поиграть в игру «Сосчитай-ка»?

На экране написано несколько букв ь. Буквы перечёркнуты различными прямыми и волнистыми линиями.

Сосчитайте все буквы ь.

Ученики: «Всего на экране 10 букв ь».

Задание № 3.

Учитель: «Вспомним правило написания сочетаний - ЧК-, -ЧН-».

Ученики: «В сочетаниях ЧК-, -ЧН мягкий знак не пишется».

Учитель: : «Предлагаю поиграть в игру «Хитрый ь». Кто не ошибётся ни разу, тот получит наклейку и приз!»

Вариант № 1

тётен-ка

нянеч-ка

девоч-ка

сердеч-ный

варен – е

ванноч-ка

Вариант № 2

Анеч-ка

ленточ-ка

апельсин – чик

круглен – кий

верёвоч-ка

диван-чик

кисто-чка

Физминутка

Мы шагаем друг за другом;

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружили.

(Имитация движений.)

Задание № 4

Учитель: : «Как отличить букву ъ от буквы ь

Ученики: «У буквы ъ есть козырёк, который смотрит влево».

Учитель: : «Перед вами на партах карточки с буквами.

1. На карточках подчеркните только правильную букву ъ.

2 На экране изограф «подъёмный кран». Найдите букву ъ на рисунке».

Задание № 5

Учитель: : «Смурфики просили разделить слова в два столбика. В первом столбике будут слова с ь, а во втором - с ъ».

(Въехали, воробьи, нянечка, подъём, глупенький, съезд)

Ученики: «В слове «нянечка» нет ни ь, ни ъ. Это слово мы не написали ни в один столбик».

Задание № 6

Учитель: : «Прочитайте предложения на доске. Из предложений, написанных на доске первая подгруппа, выпишите только слова с ъ, вторая подгруппа – спишите предложения полностью. Поставьте точку под буквой ъ».

Серёжа, тебе задание: выписать два слова.

Ученики 1 подгруппы: «Мы выписали слова: съел, съехала, подъезд, объявление».

Ученики 2 подгруппы: «Мы списали предложения: Слава съел пончик. Девочка съехала с крутой горки. На подъезде висело объявление».

Серё жа: «Я выписал слова: съел, съехала».

Задание № 6

Учитель: “Как превратить букву ь в букву ъ? ".

Ученики: “Если к букве ь приписать слева чёрточку, то получится буква ъ ”.

Учитель: : «Чем отличаются слова СЕЛИ и СЪЕЛИ?».

Ученики: «Эти слова различаются одной буквой. Буквой ъ. У этих слов разное значение».

Учитель: : «Составьте и запишите на доске предложения с этими словами».

Ученики: «Мы составили предложения: «Пассажиры сели в автобус». «Дети съели ягоды».

ИТОГ УРОКА :

Какие буквы учились различать на уроке?

Чем похожи эти буквы?

Как различать буквы ь и ъ на письме и при чтении?

Оценка деятельности учащихся.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков «ж — з» в слогах и словах. Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков «ж - з» в слогах и словах. Цель: Различение звуков «ж - з» и букв ж-з в устной речи. Задачи: Коррекционная:.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах, словах и предложениях».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Различение букв Ь и Ъ»
Опубликовано: 12 августа 2014 в 13:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД