Добкина Надия
Развитие речи детей. Подготовка к обучению грамоте (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Публикация «Развитие речи детей, Подготовка к обучению грамоте (из опыта работы)» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.
В работе по развитию речи у детей я использовала следующие методы и приёмы.
1. Беседа–организованный диалог с группой, подгруппой детей, посвящённый одному какому-либо вопросу.
2. Приём словесных поручений.
3. Рассказывание – игра, когда дети играют и драматизируют сказки по ролям, там, где есть диалог персонажей.
4. Чтение и пересказ литературных произведений – в произведении даются образцы диалогов, а также формируется умение слушать и слышать другого человека.
5. Различные игры:
-дидактические игры (закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, быстроту реакции на услышанное);
-сюжетно-ролевые, режиссёрские игры (чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества);
-подвижные игры (игры, в которых используются диалоги);
-игры-драматизации, игры-инсценировки (ребёнок принимает на себя роль сказочного персонажа, ведёт диалог с другим персонажем).
Основная цель моего опыта Повысить уровень профессиональной компетентности и систематизировать знания по развитию речи детей и подготовить к обучению грамоте. Создание благоприятных условий для развития речи.
Для реализации поставленной цели мною были выделены основные задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.
3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материалпо данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.
6. Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
8. Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.
9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.
Мною были использованы следующие методические пособия:
1. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. -М., Центр педагогического образования. 2009.
2. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников – 4-е изд., перераб. – Москва : Сфера, 2017. – 95 с.
3. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2001.
4. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. /О. С. Ушакова. – М. :ТЦ Сфера, 2010. – 240с.
5. Интернет ресурсы, электронные учебные пособия.
Вышеуказанный анализ литературы позволил выделить ряд взаимосвязанных условий по развитию речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Работая по данной теме я использовала современные образовательные технологии: технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология, технология мнемотехники, технологии предметно-развивающей среды. Все это дало положительные результаты в работе с детьми и с родителями.
Включала разнообразные формы работы :
- ООД: «Путешествие в страну знаний», «Волшебное путешествие», «В гостях у Феи Грамоты», «Наши мамы».
-Дидактические игры:«Глухой телефон», «Подбери слово», «Кто больше назовет слов со звуком», «Где звук?», «Один-много», «Скажи ласково».
- Развивающие игры «Игра в слова», «Интервью», «На что похоже», «Скажи иначе» и др. ;
-Беседы по лексическим темам: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Грибы», «Профессии», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Деревья» и другие.
-Составление описательного рассказа с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.
-Рассматривание плакатов, сюжетных картинок по лексическим темам.
-Подвижные и малоподвижные игры: «Мой весёлый звонкий мяч», «Гори-гори ясно!», «Светофор», «Сова и мыши», «Воробушки и автомобиль» и другие.
-Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Поликлиника», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и другие.
- Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребенка», «Развивающие игры для детей на кухне».
- Разработка лепбуков по развитию речи «Волшебная страна», «Пожарная безопасность», «Домашние животные», «Птицы».
-Чтение художественной литературыи разучивание стихотворений.
-Развлечения, театрализованные игры, представления и др.
Для осуществления работы по данному направлению в группе создала центр речевого развития. Уголок укомплектован различными дидактическими играми, картотеками дидактических игр по развитию речи, картотеками сюжетно-ролевых игр, материалом для изучения лексических тем, мнемотаблицами по составлению описательного рассказа по темам.
Активную работу проводила с родителями.
Консультации: «Как развивать связную речь у детей», «Учимся говорить красиво», «Особенности развития ребенка 6-7 лет», «Нам пора в школу», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 6-7 лет».
Памятки для родителей по развитию речи детей и советыпозволяли им уточнять свои педагогические знания по общению детей.
Без помощи родителей развитие речи ребенка невозможно. Именно они в повседневной жизни закрепляют навык общения детей со взрослыми и со сверстниками, разыгрывают различные ситуации. А я, как педагог, должна направлять их деятельность.
Использование новых инновационных технологий в образовательном процессе повысило эффективность в реализации поставленных задач.
Дети подготовительной группы научились :
-пересказывать небольшие литературные произведения;
-играть и драматизировать сказки по ролям;
-составлять описательный рассказ по мнемотаблице;
-составлять рассказ по сюжетной картине и задавать вопросы;
-самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру;
-играть в дидактические и подвижные игры разной сложности;
-организовать диалог друг с другом или с группой детей.