МААМ-картинки

Развитие речи детей. Подготовка к обучению грамоте (из опыта работы)

Добкина Надия
Развитие речи детей. Подготовка к обучению грамоте (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Публикация «Развитие речи детей, Подготовка к обучению грамоте (из опыта работы)» размещена в разделах

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

В работе по развитию речи у детей я использовала следующие методы и приёмы.

1. Беседа–организованный диалог с группой, подгруппой детей, посвящённый одному какому-либо вопросу.

2. Приём словесных поручений.

3. Рассказывание – игра, когда дети играют и драматизируют сказки по ролям, там, где есть диалог персонажей.

4. Чтение и пересказ литературных произведений – в произведении даются образцы диалогов, а также формируется умение слушать и слышать другого человека.

5. Различные игры:

-дидактические игры (закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, быстроту реакции на услышанное);

-сюжетно-ролевые, режиссёрские игры (чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества);

-подвижные игры (игры, в которых используются диалоги);

-игры-драматизации, игры-инсценировки (ребёнок принимает на себя роль сказочного персонажа, ведёт диалог с другим персонажем).

Основная цель моего опыта Повысить уровень профессиональной компетентности и систематизировать знания по развитию речи детей и подготовить к обучению грамоте. Создание благоприятных условий для развития речи.

Для реализации поставленной цели мною были выделены основные задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.

3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материалпо данной теме.

5. Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.

6. Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

8. Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.

9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.

Мною были использованы следующие методические пособия:

1. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. -М., Центр педагогического образования. 2009.

2. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников – 4-е изд., перераб. – Москва : Сфера, 2017. – 95 с.

3. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2001.

4. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. /О. С. Ушакова. – М. :ТЦ Сфера, 2010. – 240с.

5. Интернет ресурсы, электронные учебные пособия.

Вышеуказанный анализ литературы позволил выделить ряд взаимосвязанных условий по развитию речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

Работая по данной теме я использовала современные образовательные технологии: технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология, технология мнемотехники, технологии предметно-развивающей среды. Все это дало положительные результаты в работе с детьми и с родителями.

Включала разнообразные формы работы :

- ООД: «Путешествие в страну знаний», «Волшебное путешествие», «В гостях у Феи Грамоты», «Наши мамы».

-Дидактические игры:«Глухой телефон», «Подбери слово», «Кто больше назовет слов со звуком», «Где звук?», «Один-много», «Скажи ласково».

- Развивающие игры «Игра в слова», «Интервью», «На что похоже», «Скажи иначе» и др. ;

-Беседы по лексическим темам: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Грибы», «Профессии», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Деревья» и другие.

-Составление описательного рассказа с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.

-Рассматривание плакатов, сюжетных картинок по лексическим темам.

-Подвижные и малоподвижные игры: «Мой весёлый звонкий мяч», «Гори-гори ясно!», «Светофор», «Сова и мыши», «Воробушки и автомобиль» и другие.

-Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Поликлиника», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и другие.

- Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребенка», «Развивающие игры для детей на кухне».

- Разработка лепбуков по развитию речи «Волшебная страна», «Пожарная безопасность», «Домашние животные», «Птицы».

-Чтение художественной литературыи разучивание стихотворений.

-Развлечения, театрализованные игры, представления и др.

Для осуществления работы по данному направлению в группе создала центр речевого развития. Уголок укомплектован различными дидактическими играми, картотеками дидактических игр по развитию речи, картотеками сюжетно-ролевых игр, материалом для изучения лексических тем, мнемотаблицами по составлению описательного рассказа по темам.

Активную работу проводила с родителями.

Консультации: «Как развивать связную речь у детей», «Учимся говорить красиво», «Особенности развития ребенка 6-7 лет», «Нам пора в школу», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 6-7 лет».

Памятки для родителей по развитию речи детей и советыпозволяли им уточнять свои педагогические знания по общению детей.

Без помощи родителей развитие речи ребенка невозможно. Именно они в повседневной жизни закрепляют навык общения детей со взрослыми и со сверстниками, разыгрывают различные ситуации. А я, как педагог, должна направлять их деятельность.

Использование новых инновационных технологий в образовательном процессе повысило эффективность в реализации поставленных задач.

Дети подготовительной группы научились :

-пересказывать небольшие литературные произведения;

-играть и драматизировать сказки по ролям;

-составлять описательный рассказ по мнемотаблице;

-составлять рассказ по сюжетной картине и задавать вопросы;

-самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру;

-играть в дидактические и подвижные игры разной сложности;

-организовать диалог друг с другом или с группой детей.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей. Подготовка к обучению грамоте (из опыта работы)
Опубликовано: 14 июня 2022 в 13:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей. Подготовка к обучению грамоте (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Добкина Надия (УИ 1248581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД