МААМ-картинки

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества

Татьяна Лесничих
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества

План самообразования воспитателя второй младшей группы Лесничих Т. А.

на 2017 – 2018 учебный год

по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества

Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества» размещена в разделах

Цель работы: повысить свой уровень профессионального мастерства и компетентности в изучении влияния устного народного творчества на развитие речи у детей.

Задачи:

1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2. Подобрать и пополнить необходимый материал для приобщения детей к устному народному творчеству.

3. Разработать план работы с детьми на год по приобщению детей к русскому фольклору.

4. Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, при использовании устного народного творчества в игровой деятельности.

Актуальность выбранной темы

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

План работы на год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. Пополнить картотеку загадок, потешек, считалок, колыбельных песен;

Уголок ряженья пополнить элементами русского народного костюма;

Оформить в группе зону по ознакомлению с устным народным творчеством;

Привлечь родителей к созданию кукол-варежек для театра сказок;

Работа с детьми Сентябрь Подготовка материала, учебной литературы по устному народному творчеству.

Знакомство детей с устным народным творчеством через сказки.

Чтение русских народных сказок : «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Лисичка со скалочкой» и др.

Октябрь Отгадывание загадок. Формировать умение сочинять загадки и отгадывать их. Досуг «Вечер загадок». Изготовление атрибутов дидактических игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Ноябрь Знакомство с колыбельными песнями («Баюшки-баю», «Котик-Коток», «Ой-люли» и др.) Создание картотеки колыбельных песен

Декабрь Театрализованная постановка. Инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Январь Разучивание считалок

Создание картотеки считалок для работы с детьми.

Февраль Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица идет Весну в гости Ведет».

Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Создание картотеки пальчиковых игр.

Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Работа с семьёй Октябрь Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников». Изготовление папки-передвижки по теме «Как научить ребенка говорить при помощи народного творчества».

Декабрь –

март Консультация: «Почитай мне мама сказку»,или «С какими книжками лучше дружить».

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки у книжки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель Совместное творчество детей и родителей на тему «Изобрази потешку». конкурс «Как загадочна загадка»

Самореализация Март Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Создание картотеки сказок о трудолюбии

Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования Оформление папки-передвижки для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Планируемый результат

1. Повышение интереса к устному народному творчеству у детей.

2. Развитие фантазии и воображения у детей 3 – 4 лет.

3. Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театральном искусстве.

4. Обогащение устной речи детей дошкольного возраста.

5. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

6. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.

Публикации по теме:

Развитие речи детей посредством устного народного творчестваРазвитие речи детей посредством устного народного творчества Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет Воспитатель : Николаенко О. Н. Тема: ««Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет» Цель работы: объединение усилий.

Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки,.

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста «Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»Устное народное творчество.

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Презентация на тему «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 летВлияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все.

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей Актуальность проекта: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества
Опубликовано: 17 октября 2017 в 18:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД