Юлия Валериевна Шарова
«Сила волшебных слов». Занятие в образовательной области «Речевое развитие» в форме игровой обучающей ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Формировать у детей умение поддерживать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
• развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой;
• упражнять в употреблении словесных форм вежливости в игре;
Публикация «„Сила волшебных слов“, Занятие в образовательной области „Речевое развитие“ в форме игровой обучающей ситуации» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• воспитывать интерес к литературе, учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте.
Предварительная работа:
• обыгрывание ситуаций, требующих использования вежливых слов;
• рассказывание сказки «Вежливый кролик».
Материалы и оборудование: мягкие игрушки медведи, у одного перевязана лапа; цветные обручи по количеству детей.
Ход ситуации
Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к себе: в руках у него две мягкие игрушки—медведи, у одного перевязана лапа. Педагог разыгрывает перед детьми небольшую сценку.
Воспитатель. По тропинке шел медвежонок Том, грустный, с перевязанной лапкой, и повстречался ему Тим, довольный и веселый.
— Тим, ты почему такой веселый? — спросил Том.
— У меня сегодня выдался день хороший, вот я и веселый. Сегодня утром пошел к Потапычу и говорю: «Потапыч, дорогой, дай мне, пожалуйста, удочку, рыбу хочу поймать». Он мне дал удочку, и я во-от такую рыбищу поймал! Наелся досыта! {поглаживает живот). А ты почему, Том, такой грустный, что с твоей лапой случилось?
— Да я сегодня тоже ходил к Потапычу за удочкой, сказал: «Дай удочку. А не дашь — все равно утащу!» А он меня почему-то погнал, прямо палкой. Вот, теперь лапка болит.
— Эх ты! Разве так просят. Ты что не знаешь «волшебных» слов?
— Каких таких «волшебных» слов?
— А вот таких, например. — и Тим что-то шепнул Тому на ушко.
— Спасибо тебе, Тим. Я понял. Теперь мне Потапыч тоже удочку даст! — радостно сказал Том и убежал.
Как попросил Том удочку у Потапыча?
Дети. Плохо, не сказал Потапычу «пожалуйста», а еще сказал, что все равно утащит удочку, если тот ему ее не даст.
Воспитатель. Дети, можно ли назвать медвежонка Тома воспитанным и вежливым?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Педагог выслушивает ответы детей, поощряет их стремление при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
Воспитатель. Как нужно было попросить?
Дети. Потапыч, пожалуйста, дай мне удочку.
Воспитатель. Какие волшебные слова вы еще знаете?
Дети. Спасибо, извините, до свидания, здравствуйте, привет.
Воспитатель. Когда, в каких случаях вы пользуетесь «волшебными» словами?
Дети вспоминают ситуации каждодневного общения, когда им приходится использовать «волшебные» слова. Педагог поддерживает инициативность и самостоятельность детей в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Воспитатель. Тима можно назвать воспитанным и вежливым медвежонком? Почему?
Педагог предлагает детям вспомнить, какое «волшебное» слово сказал Потапычу Тим.
В процессе беседы-диалога воспитатель подводит детей к выводу, что «волшебные» слова очень важны при общении, они помогают нам в нужных ситуациях. Поэтому нужно не забывать их, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за оказанную услугу, уважительно относиться к окружающим.
По окончании беседы педагог предлагает детям поиграть.
Игра «Поезд»
Быстро поезд едет и вагончики везет. Дети двигаются по кругу.
Чох-чох, чу-чу, я далеко укачу. Двигают руками, согнутыми в локтях.
Быстро поезд едет, громко песни поё т: Ускоряют движение по кругу.
ЧОХ-ЧОХ, чу-чу, я колесами стучу. Двигают руками, согнутыми в локтях.
Игру по желанию даней молено повторить.
Воспитатель. Хочу нам предложим» еще одну интересную игру, она так и называется «Вежливые слона». Я буду нам читать замечательные стихи-загадки («Вежливые загадки» Олеси Емельяновой, а вы должны их дополнить словами-отгадками. Первая загадка.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему…
Дети. Привет!
Воспитатель. А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик,.»
Дети. Здравствуй!
Воспитатель. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала.
Д е т и. До свиданья!
Воспитатель. Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он.
Дети. Извини!
Воспитатель. Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала.
Дети. Спасибо!
Воспитатель. Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем.
Дети. Будь здорова!
Воспитатель. Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи…
Дети. Пожалуйста!
Воспитатель. Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали.
Дети. Добрый день!
Воспитатель. На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю.
Дети. Добрый вечер!
Воспитатель. Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку —
Больше он играть не хочет,
Говорит.
Дети. Спокойной ночи!
Воспитатель. Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита:
«Ешьте! Приятного вам.»
Дети. Аппетита.
Дети разгадывают загадки, делая свои предположения. Если у дошкольников возникают затруднения, педагог подсказывает им.
Воспитатель. Вот сколько волшебных слов мы с вами вспомнили! Чтобы быть воспитанным человеком, про них не надо забывать. А теперь давайте поупражняемся в употреблении этих слов в игре.
Игра «Пойдем в гости». Дети раскладывают на полу цветные обручи — «домики». Воспитатель предлагает всем зайти в домики, быстро, как будто спешат, и не забыть про «волшебные» слова : «Тук-тук, можно войти? Здравствуйте!» Дети забегают в каждый домик. Уходя из домика, ребенок произносит: «До свидания! Всего вам доброго». Затем предлагается запрыгнуть в каждый домик: «Про слова не забывайте, каждый раз их повторяйте».
Следующее задание — перепрыгнуть из домика в домик. Педагог обращает внимание детей на то, что в гости приходят в хорошем настроении.
Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались?
Какие волшебные и вежливые слова мы узнали?
Будите ли вы употреблять эти слова при общении?
Понравились ли вам игры, в которые мы сегодня играли?