Лучший педагог года

Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования (3 фото)

Ирина Махалова
Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования

Тема статьи: «Формирование воображения и творческих способностей детей посредствам конструирования»

Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования

«Не останавливаться на достигнутом,

Двигаться только вперед, а самое главное:

Любить детей, уважать их мнение и интересы…»

Публикация «Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования» размещена в разделах

Дети по своей природе пытливые исследователи и преобразователи окружающего мира, поэтому организация детского конструирования, которая понимается нами как особый способ изменения и создания действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Актуальность работы

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний об окружающем мире. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе процессов и явлений окружающего мира. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Использование разнообразных видов конструирования помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности»

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) записано, что «образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей»

ФГОС ДО

п. 2.6 «Художественно-эстетическое развитие…предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной)»

«Социально-коммуникативное развитие направлено… на формирование установок к различным видам труда и творчества…»

п. 2.7 «Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.).

В процессе конструирования идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса

Развитие воображения позволяет рассмотреть понятие «конструирование», как детское конструирование, которое может быть представлено в виде деятельности, в котором дошкольники создают продукт деятельности из большого разнообразия материалов, в продуктивных видах деятельности, например конструктор, природный материал, бумага.

Поэтому данная тема наиболее актуальна и продуктивна для всестороннего развития дошкольника.

Конструирование

является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников

позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре)

позволяет воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность, творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ

Высказывания известных педагогов еще раз подтверждает то, что конструктивная деятельности помогает формировать воображение и творческие способности детей :

• К. Д. Ушинский «Дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для детей та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом.»

Воображение по С. Л. Рубинштейну, – это «психический процесс создания новых образов путем перестройки представлений человека на основе имеющегося у человека опыта. А раз создается нечто новое, значит, это процесс творчества»

• Е. А Флёрина «Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому…».

• Куцакова Л. В. «Ребенок прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании»

Педагог работая с детьми по данному направлению может:

1) поставить и реализовать следующие цели и задачи:

Цель: формирование воображения и творческих способностей дошкольников посредствам конструирования

Формировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов

Упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу, учить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения

Развивать сенсомоторную сферу (восприятие объемных, плоскостных геометрических форм, сравнение их, преобразование, восприятие и моделирование пространственных отношений между предметами и т. д.)

Развивать познавательные процессы (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи)

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу

Формировать навыки контроля, самоконтроля, самостоятельности

2) Определить ведущую педагогическую идею:

Формирование воображения и творческих способностей дошкольников посредствам конструирования обеспечивается созданием системы работы с детьми, включающей программу художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития дошкольников, благоприятную развивающую предметно-пространственную среду, современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников.

3)реализовать модель работы по формированию воображения и творческих способностей детей посредствам конструирования

• Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Систематизация средств и методов формирования воображения и творческих способностей дошкольников посредствам конструирования

• Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества всех участников образовательного процесса.

4) познакомить и научить ребенка:

I этап: конструированию по образцу

Фото №1 Тема статьи Формирование

Начальным этапом является работа по образцу, которая предполагает наличие готовой модели (схему, изображение) того, что будет построено. При этом виде конструирования дошкольник анализирует и исследует внешний вид предмета, его пространственное расположение, учится выделять отдельные элементы, которые составляют предмет, изучает последовательность построения. Изначально, на этом этапе я использую натуральный материал, предложенный нам природой (желуди, шишки, орехи, листья, а затем конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур.

При выполнении построек для облегчения запоминания последовательности действий, можно использовать игры: «На что это похоже?», «Что изменилось?», «Чего не стало?». Определяю игровую проблемную ситуацию: «Друзьям нужна помощь», «У щенка нет друзей». Проблемную ситуацию стараться создавать таким образом, чтобы ребенок сам захотел построить. При проигрывании и обговаривании постройки, дети учатся строить по образцу и показу, запоминают последовательность действий и применяют свой опыт в самостоятельной игровой деятельности.

II этап: конструированию по моделям, схемам, шаблонам, трафаретам

Фото №2 Развитие воображения у детей воображения и творческих способностей детей посредствам конструирования

На этом этапе развития показываем модели, схемы, шаблоны, трафареты, учим детей анализировать графическую модель по - детально, а потом, по определенным условиям, создать постройку. Для этого этапа можно разработать несколько тем «Домики», «Транспорт», «Горки», «Гаражи», каждая из которых представлена пятью усложняющимися основными конструкциями (образцами) и десятью – тринадцатью их вариантами. Последние были получены в результате решения детьми задач на преобразование образцов с сохранением заданного в них принципа конструирования, задач типа «Построй такой же домик, но высокий». Дети сами вынуждены находить новые для них способы решения – надстраивание и пристраивание без нарушения при этом заданного чередования деталей

На этом этапе я уделяю большое внимание совместной конструктивной деятельности детей (коллективные постройки, поделки, так как она играет важную роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

На этой ступени развития у детей уже имеется конструктивный опыт. Теперь им предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования (образовательные конструкторы : «Лего», «Звездочки», «Болтовой конструктор», «Конструктор семья», «Конструктор Тико», модули, строительные наборы) и созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности.

Также необходимо содействовать появлению у детей интересных игровых замыслов, обыгрыванию построек из конструктора, побуждать использовать в играх различный природный материал, поделки из бумаги, картона и т. д.

Можно сделать вывод, что с помощью конструирования малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер, воображение и творчество.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования
Опубликовано: 8 октября 2023 в 15:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД