Елена Старченко
Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у старших дошкольников»
Одним из направлений обучения детей дошкольного возраста, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и Федеральной образовательной программе, является ознакомление детей с профессиями взрослых.
Публикация «Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у старших дошкольников» размещена в разделах
Все ценности, воплощённые в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. И очень важно, чтобы ребёнок с дошкольного возраста знакомился с разнообразным трудом взрослых, научился ценить результаты этого труда.
Это определяет необходимость осуществления воспитательной работы с дошкольниками по формированию у них уважительного отношения к любому труду взрослых, через знакомство с разными профессиями.
Федеральная образовательная программа определяет
Цель трудового воспитания дошкольников – это формирование положительного отношения детей к труду вцелом
Я считаю, что достичь данную цель можно только учитывая возрастные особенности детей.
Решая задачи трудового воспитания детей в детском саду я определила для себя важность :
1. Формирования первоначальных представлений о том, всё что нас окружает делаются людьми;
2 Воспитания у дошкольников положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
3. Воспитания бережного отношения к результату труда взрослых
Первые представления о труде взрослых дети моей группы получили в младшем. Наблюдая, как работает мама, бабушка, няня, медицинский работник, повар, дворник в детском саду.
Обращала внимание детей, что работу младшего воспитателя и заботу о них дети чувствуют постоянно: она помогала им одеваться и раздеваться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пыль, моет пол.
В повседневной жизни дети могут этого не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Для этого я проводила познавательное занятие «Рассказ воспитателя о труде мл. воспитателя». Чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда няни я проводила наблюдения.
Наши дети поняли и знают, что наша няня Валентина Семеновна о них заботится, поддерживает порядок и чистоту в нашей группе. И теперь в старшем возрасте дети с удовольствием помогают ей (обтирают пыль, ухаживают за цветами, помогают менять постельное белье, накрывать на столы, поддерживают порядок в группе)
Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей.
Поэтому в своей работе с дошкольниками по данной теме широко использую специально организованную деятельность на занятиях. Использую в работе с детьми беседы, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, провожу наблюдения, экскурсии, показываю детям результат труда взрослых.
Для того, чтобы всем было уютно в нашем садике наши дети знают где находится прачечная, знают, что чистое пастельное белье, полотенца, салфетки для них стирают, гладят и штопают наши работники прачечной (Капитолина Витальевна и Светлана Дмитриевна).
В прачечной дети посмотрели как и куда закладывают белье для стирки. Они очень удивились, когда увидели большую сушильную машину.
Наша кастелянша Светлана Дмитриевна продемонстрировала детям как она шьет на швейной машинке. (во время экскурсии она шила фартук для куклы). Позднее куклу в новом фартуке мы принесли в группу и дети с удовольствием с ней играли. И хочу отметить, что стали обращаться с ней более бережно.
Нам удалось в этом учебном году побывать на экскурсии в настоящей швейной студии Елены Пленкиной, где швеи шьют модную одежду. Дети узнали о профессии закройщика.
Придя в группу, после экскурсии мы с детьми рассмотрели их одежду. Обратили внимание детей на то, что каждая вещи (т. е. одежда) имеет свое название, что есть одежда женская, мужская, детская. Дети знают название деталей одежды (рукав, воротник, и так далее). Все свои впечатления они отразили с игре «Одень куклу». Дети сами придумывали фасон платья, блузки для бумажной куклы.
Я хочу с вами поделиться ВИДЕО с нашей экскурсией.
На разных возрастных этапах для детей были организованны:
• посещения кухни нашего детского сада, где дети смогли познакомиться с поварами, посмотреть оборудование и кухонный инвентарь. Во время таких экскурсий они узнали, что для приготовления 1 и 2 блюда в детском саду для всех ребят наши повара используют кастрюли и сковороды большого размера. Они увидели большие электрические плиты, специальные машины для нарезки хлеба, для чистки картофеля. Дети посмотрели процесс приготовления пищи.
В подготовительной группе мы познакомили детей с профессией пекарь и кондитер. Наши дети узнали чем отличаются эти профессии друг от друга и их важность для людей.
Полученные знания дети закрепили в игре. Сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар», дидактической игре «Что нужно для приготовления супа, салата, компота и другое. Мы с детьми готовили салат из настоящих овощей.
Нам повезло. Мы каждый день можем наблюдать за трудом дворника и часто за трудом рабочего, который исправляет неполадки с водопроводным краном, ремонтирует мебель и даже игрушки.
Наблюдения за трудом дворника проводилась в течение всего года. (Летом, осенью, весной, зимой). Наши дети видят, что дворник поддерживает чистоту и порядок на территории детского сада; что он использует метлу, лопату, электрокосу, снегоуборочную машину. Дети знают название этих и других инструментов.
Во время прогулки обращаю внимание на то, чтобы они не сорили, показываю, куда надо бросать бумажки и другой мусор. Мы вместе с детьми старались помочь Сергею Юрьевичу и Сергею Викторовичу в уборке территории от снега. (Дети с удовольствием разгребали дорожки и постройки на прогулочной площадке)
Во время экскурсий в кабинет медицинской сестры, дети узнали, что наша медсестра Валентина Андреевна умеет делать уколы, измерять давление специальным аппаратом (если у взрослых заболела голова). Дети смогли убедиться, что медицинская сестра должна многое уметь, быть смелой, чтобы оказать человеку первую помощь. Дети убедились, что медсестра в детском саду не только может полечить ребят и взрослых, но она так же следит за питанием детей,составляет меню, чтобы они росли здоровыми и сильными.
Так как у нас нет возможности сходить на экскурсию в больницу мы с детьми рассматривали картину «На приёме у врача» и наблюдали за работой докторов на медицинских осмотрах в детском саду. После медицинских осмотров с детьми всегда проводится беседа о важности и пользе труда врачей. Такие как «Быть здоровым – это хорошо!»»Витамины так важны, витамины всем нужны». Свои представления об этом труде мы с детьми реализовали в сюжетно-ролевой игре «Больница», «Скорая помощь»
Расширяя знания детей о сохранении здоровья человека нами была организована экскурсия в АПТЕКУ. Дети узнали о важной профессии фармацевта, которая рассказала детям о том, что некоторые лекарства продаются по рецептам врача. И что лекарства детям нельзя принимать без разрешения взрослых.
Знакомя детей с профессией продавца, мы рассказали ребятам, что магазины бывают разные: Продовольственный и промтоварный
Мы с детьми ходили на экскурсию магазин «Аленка».
Обратили внимание то, что в магазине есть разные отделы, дети наблюдали за работой продавца: его внешним видом, общением с покупателями, его действиями за прилавком.
Дети обратили внимание на весы, которые необходимы для взвешивания товара.
Дети сказали, что продавцу нужно уметь работать с различным оборудованием, быть внимательным и вежливым с покупателями.
Дети имеют представления, что оплачивать товар в магазине можно денежной купюрой и банковской картой.
Дети знают, профессия водитель так же важна. Без водителя невозможно подвести продукты в школу, садик, магазин.
Нам удалось понаблюдать за трудом водителя, который привозил продукты в магазин «Алёнка» и в наш детский сад. Я рассказала ребятам, то, чтобы быть водителем нужно знать правила дорожного движения, знать как устроен автомобиль.
Дополнить уже имеющиеся представления детей о профессии водителя детям помогло чтение специально подобранной литературы: стихотворение Б. Заходера «Шофёр», «Авария» Л. Рашковского, «Я шофёр» А. Мецгера, «За рулём», но и конечно же огранизацию сюжетно – ролевых игр «Шофёр», «Мы – водители», «Машины на нашей улице»
Яркий эмоциональный отзыв у детей был после посещения Пожарной части города Орлова. Дети с огромным удовольствием слушали рассказ пожарного. Каждый мог посидеть в пожарной машине, подержать в руках пожарный шланг и каску. Наши дети рассказали простые правила безопасности и даже назвали номер телефона пожарной части.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому Дети долго отображали свои впечатления в сюжетно-ролевой игре «Пожарные»
В ходе работы по подготовке будущих первоклассников была проведена экскурсия в школу. Дети получили представления о школе, о профессии учителя. Я постаралась довести до детей, что работа учителя, направлена на то, чтобы все люди получали хорошие знания, чтобы они были здоровы и могли интересно проводить досуг. Школа - это место, где детей ждут умные, добрые и понимающие педагоги.
В этом учебном году мы побывали в детской, познакомились с профессией библиотекарь.
О профессиях строителя и парикмахера мы узнали из тематических бесед : «Как работает парикмахер», «Что мы знаем о труде строителей».
Полученные представления о труде взрослых отобразились в сюжетно – ролевых играх: «Мы – строители», «Салон красоты»
Знания о разных профессиях мы закрепляем в дидактических и настольно-печатных играх «Бумажные куклы - Профессии», «Кому, что нужно», «Подбери правильно инструмент,» и другие. После каждого знакомства с той или иной профессией я проводила беседы с детьми, в которой мы рассматривали ситуации «Что было бы, если не было бы профессии например: врача, швеи или строителя и т. д.»
В своей работе я использовала – наблюдения, познавательные беседы, экскурсии, загадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, и отрывков (Вл. Маяковский «Кем быть?» и продуктивную деятельность. Составление рассказов.
Совместно с детьми и родителями оформили альбом «Профессии наших родителей». Дети с большим желание рассматривают этот альбом, рассказывают друг другу о том, чем занимаются их мамы и папы.
Результатом проделанной работы является то, что наши воспитанники стали проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, они имеют представление о многих профессиях, и профессиональной деятельности своих родителей, понимают значимость их труда.
И уже сейчас дети могут назвать Кем они хотят быть в будущем? Какую профессию выбрать?
Предлагаю вам посмотреть наиболее интересные ответы моих детей. (ПОКАЗ ВИДЕО)