Олеся Шарохина
Тема: «Значение здоровьесберегающих технологий при реализации задач образовательной области «Физическое развитие»»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков) .Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Публикация «Тема: „Значение здоровьесберегающих технологий при реализации задач образовательной области „Физическое развитие““» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, которые получили название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии обоснованно считаются наиболее важным периодом в процессе формирования личности дошкольника. Именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура : физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Для реализации физического развития воспитанников я поставила перед собой цель:
• содействовать повышению жизнестойкости организма в целом; вызывает положительный эмоциональный отклик и интерес к занятиям физкультурой.
Задачи :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Для реализации задач по физическому развитию дошкольников в нашем детском саду имеются необходимые условия. Физкультурный зал оборудован оборудованием: разнообразными гимнастическими стенками, дугами для подлезания, мячами, подвесными канатами, веревочными лестницами, мелким спортивным инвентарем. Все это повышает интерес к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять во всех видах основных движений. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Здоровьесберегающие технологии, которые реализуются в нашем детском саду направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Двигательная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому развитию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в нашем детском саду в различных видах деятельности и представлены, как
технологии сохранения и стимулирования здоровья :
• динамические паузы;
• подвижные и спортивные игры;
• релаксация;
• пальчиковая гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• дыхательная гимнастика;
• бодрящая гимнастика;
• корригирующая гимнастика.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка- дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Подвижные и спортивные игры- как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, место и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Коррегирующая гимнастика –задачами гимнастики являются :
• восстановить и закрепить навыки правильной осанки;
• обучить правильному положению стоп при ходьбе;
• укрепить общее состояние организма;
Проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, я определяю интенсивность технологии для всех возрастных групп. При проведении можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Пальчиковую гимнастику провожу с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастику для глаз провожу ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендую использовать наглядный материал.
Провожу дыхательную гимнастику в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Соблюдаю режим проветривания помещения.
Технологии обучения здоровому образу жизни : занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, спортивные развлечения, праздники, День здоровья.
Утренняя гимнастика провожу ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут. В нашем саду используются различные формы проведения утренней гимнастики:
На занятиях по физическому развитию я включаю двигательную терапию, подвижные игры, малоподвижные игры, народные игры, например: «Ну –ка, зайка, выходи!», «Горелки», «Мороз красный нос» и т. д. которые интересны детям своим содержаниям, тем что используем разные атрибуты.
Так же в занятиях использую динамические паузы – короткие стихи которые легко запоминаются и очень нравятся детям. Мною создана картотека динамических пауз, например;
Раз - два встали, руки вверх подняли,
Похлопали в ладошки, побежали ножки.
Встали на носочки, присели, как грибочки.
Встали, как дубочки.
Сели, встали. Сели, встали. Вы устали?
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года или после физкультурных и музыкальных занятий - с наблюдения, спокойных игр. Для того чтобы прогулка давала эффект, мы используем разнообразные подвижные игры, Физкультминутки, спортивные праздники, развлечение.
Взаимодействия с родителями проходит очень активно по формированию здорового образа жизни у детей мною разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога.
Ежемесячно мы приглашаем родителей на физкультурные занятия, развлечения, устраиваем совместные спортивные праздники: «Мама, папа, я- спортивная семья», «Малая олимпиада», «Зимние игры». Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, дети на таких занятиях получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию и бодрость.
Благодаря использованию, здоровьесберегающих технологий у детей происходит :
• улучшение памяти, внимания, мышления;
• повышение способности к произвольному контролю;
• улучшение общего эмоционального состояния;
• повышается работоспособность, уверенность в себе;
• стимулируются двигательные функции;
• снижается утомляемость;
• развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
• стимулируется речевая функция.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать, как одну из самых перспективных систем 21 века и, как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.