Получи документы

Тема: «Звуки р, л»

Евгения Ильина
Тема: «Звуки р, л»

Программное содержание:

Образовательная:

• закрепление знаний о механизме образования звуков «Р» «Рь» «Л», «Ль», его акустических особенностях

• закрепление правильного произношения их в речи;

Коррекционная:

• Развитие речевого дыхания

• Совершенствование зрительного восприятия

• Закрепление правильной произносительной фонемы «Р» «Рь» «Л», «Л» в изолированном виде, в словах, предложениях в тексте

Развитие фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез

Публикация «Тема: „Звуки р, л“» размещена в разделах

• Развитие лексико-грамматического строя речи.

• Развитие общей, артикуляционной, мелкой моторики и пространственной ориентировки.

Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

• Обогащать словарь и развивать связную речь.

Воспитательная:

• Воспитание чуткости и бережного отношения к животным

• Воспитывать умение работать дружно, сообща

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши, тетради, карточки, таблица «Домашние животные и их детеныши»

Ход занятия.

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Послушайте!

Маленькому Пете давно хотелось поехать в деревню к бабушке. И вот однажды мама взяла мальчика с собой. Приехали они в деревню поздно вечером. Петя очень хотел спать и ничего не видел. Утром он проснулся рано и вдруг видит:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

(Петя сразу узнал, кто это. А вы узнали)

Упражнение «Киска лакает молоко»

Производить лакательные движения языком.

Посмотрите как легко

Кот лакает молоко.

«Киска сердится»

Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Киска сердится сейчас,

Искры сыплются из глаз.

Вышел Петя во двор, а навстречу ему-

Борода да ножки

Скачут по дорожке.

(Не знал Петя, кто это. А вы Знаете)

Пошел Петя дальше по двору. Заглянул в маленький домик и обрадовался: сидит там на жердочке птица.

-ой!- закричал мальчик. - я знаю, кто ты. Тебя так же зовут как и меня. (вы догадались, кто это был)

Шагает Петя дальше и вдруг:

Стоит перед ним копна,

Спереди вилы, сзади метла.

(Кто бы это мог быть? Кого испугался Петя)

Побежал Петя Обратно в дом, а его не пускают:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(Петя знал, кто это, но подойти боялся. Вы догадались, кто это был)

«Злой пёс»

Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Пёс оскалился сейчас,

Может укусить он нас.

Упражнение «Лопаточка», (собака высунула язык)

Целый день щенок играл,

И, конечно же, устал.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Вышла бабушка и сказала: «Ах ты, мой сторож хороший! Но на Петю не рычи, будьте друзьями!»

Стал Петя жить в деревне, и еще со многими животными он познакомился (как вы думаете, с кем)

«Толстый и худой поросёнок»

Надувать и сдувать щёки.

Один поросёнок толстячок,

А другой – худышка.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок,

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок.

Ты с лошадкой прокатись,

Звонко цокать научись.

Логопед:

- каких животных повстречал Петя в деревне? Как называют этих животных? Почему они так называются?

-чем домашние животные отличаются от диких?

- продолжите предложения : «тигр, лев, волк, медведь- это….»

«кошка, собака, корова, коза-это….»

Логопед:

К домашним животным мы тех отнесем,

С которыми в тесном контакте живем.

Коровы и лошади, овцы и козы,

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно,

А третьи наш дом охраняют,

Еду от мышей сберегают.

- Какую пользу приносят домашние животные человеку? (носки, молоко)

(Детям предъявляются картинки с изображением домашних животных).

Дидактическая игра «Паровоз»

Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, определение места звука в слове

ПЕТЯ ХОДИТ ВО ДВОРЕ И ПОЕТ ПЕСНЮ: ЛА-ЛА-ЛА

-какой первый звук вы слышите?

Придумаем слова на звук л.

ЗВУК [л]- согласный, звонкий, твердый.

-как рычит разозлившаяся собака: ррр…ррр

-какой звук вы слышите

[р]-согласный, звонкий, твердый.

2. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам.

Артикуляционный уклад звука «Р»

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

• спинка языка опущена,

• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• сильная струя воздуха проходит посередине,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционный уклад звука «Л»

Посмотри в зеркало и запомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука [л] :

• губы улыбаются, старательно удерживают улыбку;

• кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

• средняя часть спинки языка опускается;

• задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад;

• бока языка опускаются (язык принимает форму седла);

• воздушная струя воздуха проходит по бокам языка.

3. Дидактическая игра «Кто как голос подает» (соедини слова парами)

Кошка-…. рычит

Собака-… мычит

Корова-…. Мурлычет

Свинья-… ржет

Лошадь-… блеет

Овца-… хрюкает

4. Дидактическая игра «животные и их детеныши»

Теперь постарайся узнать

Детенышей как называть

Запомни названия эти

Должны их усвоить все дети!

Посмотри на картинки внимательно

Малышей всех найти обязательно!

- назвать детенышей и их мам.

- показать их по таблице.

5. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

У кровы- поросята

У козы- телята.

У свиньи- козлята.

У лошади- жеребята.

У овцы – ягнята.

У кошки- щенки.

У собаки- котята.

6. «Составим рассказ»

(детям раздаются слова, должны придумать предложения. Из составленных предложений составить рассказ).

Слова- собака, кошка, коза, корова, лошадь, свинья.

Задания

1. Определить последовательность предложений.

2. Составить рассказ.

3. Запомнить его и пересказать.

4. Дайте животным клички.

5. Сколько слов в вашем предложении?

6. Какие слова в предложении пишем с большой буквы и почему?

7. Вспомним правило, закончим предложение: «Клички животных пишутся…»

Посмотрите на доску, у нас склеились слова (поставить разделительную черточку)

ЛЕТОМПЕТЯПОЕХАЛКБАБУШКЕВДЕРЕВНЮ.

УБАБУШКИКОРОВАБУРЕНКА.

ЕЩЕУБАБУШКИБЫЛИОВЦЫКОЗАДУСЯИСОБАКАДРУЖОК.

ПЕТЯВСЕХЛЮБИЛ.

Послушайте!

Заспорили животные: кто нужен человеку? Корова говорит: «Я нужна человеку- я даю молоко»

Нет, я,- говорит лошадь,- Я вожу тяжелые вещи».

«Мы очень нужны человеку,- сказали коза и овца. -

Мы даем человеку шерсть, мясо, молоко».

Собака недовольно зарычала: «Я нужна человеку- я охраняю его дом. Я помогаю пограничникам и пожарникам».

-Нет, без меня никак не обойтись человеку,- захрюкала свинья- Я даю человеку сало и мясо.

Не выдержала и кошка: «Я ведь тоже очень нужна человеку. Я пугаю мышей»

Логопед: так кто же нужен человеку? Почему?

Грамматика. Послушать, запомнить и пересказать.

У козы день рождения. В гости придут разные животные. И для каждого свое угощение. Для коровы- трава. Для лошади—трава и овес. Для кошки- молоко. Для собаки- кости. Для овцы- трава. Много хлопот у хозяйки- козы.

А вот гости… сели гости за стол. Корова с удовольствием жует траву. Лошадь жует овес. Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Овца жует траву. Гости довольны угощением.

- что приготовила коза для коровы? Собаки? Овцы? Кошки?

-соедините животных стрелками с его угощением:

Корова

овес

Кошка

Кость

Трава

молок

Собака

Овца

лошадь

Грамматика. Согласование нескольких частей речи в разных падежах.

-кого увидел Петя во дворе? (двух полосатых котят)

- за кем побежал Петя?

-Кто теперь живет у Пети?

- О ком Петя заботится?

Составить небольшой рассказ про Петю и котят. Свой рассказ можете начать со слов: «Однажды мальчик Петя пошел гулять и вдруг…»

Развитие мелкой моторики пальцев рук:

-детям раздаются контурные изображения домашних животных. Понравившееся животное раскрасить.

Пальчиковая разминка.

«Кошка показывает коготки»

Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка

Будет дождик за окошком.

А теперь поупражняемся в чистоговорках. (Последнее слово дети добавляют после показа картинки)

Ре- ре-ре- трава на дворе

Ле- ле- ле- заяц на осле

Ар- ар- ар- укусил комар

ур-ур-ур- накормите кур

ел- ел- ел- паук муху съел

Дыхательная гимнастика.

- Ухо- нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

-Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза. Сначала одной рукой, затем другой, затем обеими вместе.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это»

Сторожит, грызёт, лает - собака

Хрюкает, роет - поросёнок

Ржёт, бегает, скачет - лошадь

Мяукает, лакает, царапается - кошка

Мычит, жуёт, ходит – коров

В этих строчках спрятаны названия животных

ОРНАКУБЬТОКОШКАЛРМ АКНРТЛЕВ

СОБАКАОТПКУВССМВОЛКИПИНИОЛ

ПОРОСЕНОКЛОТИГНПИДЗАЯЦЬБЖЩГР

ТРТООНПСШКОРОВАДЮЛЖБЭЗОГШРШИ

ЛТШГРБХЩЩЛОШАДЬРНЕГРЩНОЛТ

Итог занятия:

-над какими звуками мы работали?

-как работают органы речи при произношении этих звуков

-произнесите эти звуки

- домашнее задание: выполнять ежедневно артикуляционную гимнастику

Публикации по теме:

Игры для пособия «Ёжик» ЦЕЛЬ: Развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умения определять количество.

Игры на развитие фонематического слуха.Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема: «Звуки р, л»
Опубликовано: 23 ноября 2012 в 10:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД