Евгения Ильина
Тема: «Звуки р, л»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная:
• закрепление знаний о механизме образования звуков «Р» «Рь» «Л», «Ль», его акустических особенностях
• закрепление правильного произношения их в речи;
Коррекционная:
• Развитие речевого дыхания
• Совершенствование зрительного восприятия
• Закрепление правильной произносительной фонемы «Р» «Рь» «Л», «Л» в изолированном виде, в словах, предложениях в тексте
• Развитие фонематического слуха: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез
Публикация «Тема: „Звуки р, л“» размещена в разделах
• Развитие лексико-грамматического строя речи.
• Развитие общей, артикуляционной, мелкой моторики и пространственной ориентировки.
• Развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.
• Обогащать словарь и развивать связную речь.
Воспитательная:
• Воспитание чуткости и бережного отношения к животным
• Воспитывать умение работать дружно, сообща
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши, тетради, карточки, таблица «Домашние животные и их детеныши»
Ход занятия.
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Послушайте!
Маленькому Пете давно хотелось поехать в деревню к бабушке. И вот однажды мама взяла мальчика с собой. Приехали они в деревню поздно вечером. Петя очень хотел спать и ничего не видел. Утром он проснулся рано и вдруг видит:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
(Петя сразу узнал, кто это. А вы узнали)
Упражнение «Киска лакает молоко»
Производить лакательные движения языком.
Посмотрите как легко
Кот лакает молоко.
«Киска сердится»
Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.
Киска сердится сейчас,
Искры сыплются из глаз.
Вышел Петя во двор, а навстречу ему-
Борода да ножки
Скачут по дорожке.
(Не знал Петя, кто это. А вы Знаете)
Пошел Петя дальше по двору. Заглянул в маленький домик и обрадовался: сидит там на жердочке птица.
-ой!- закричал мальчик. - я знаю, кто ты. Тебя так же зовут как и меня. (вы догадались, кто это был)
Шагает Петя дальше и вдруг:
Стоит перед ним копна,
Спереди вилы, сзади метла.
(Кто бы это мог быть? Кого испугался Петя)
Побежал Петя Обратно в дом, а его не пускают:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(Петя знал, кто это, но подойти боялся. Вы догадались, кто это был)
«Злой пёс»
Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
Пёс оскалился сейчас,
Может укусить он нас.
Упражнение «Лопаточка», (собака высунула язык)
Целый день щенок играл,
И, конечно же, устал.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Вышла бабушка и сказала: «Ах ты, мой сторож хороший! Но на Петю не рычи, будьте друзьями!»
Стал Петя жить в деревне, и еще со многими животными он познакомился (как вы думаете, с кем)
«Толстый и худой поросёнок»
Надувать и сдувать щёки.
Один поросёнок толстячок,
А другой – худышка.
Упражнение «Лошадка»
Я лошадка Серый Бок,
Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок.
Ты с лошадкой прокатись,
Звонко цокать научись.
Логопед:
- каких животных повстречал Петя в деревне? Как называют этих животных? Почему они так называются?
-чем домашние животные отличаются от диких?
- продолжите предложения : «тигр, лев, волк, медведь- это….»
«кошка, собака, корова, коза-это….»
Логопед:
К домашним животным мы тех отнесем,
С которыми в тесном контакте живем.
Коровы и лошади, овцы и козы,
Мы их укрываем в тепле от мороза.
Одни нам дают молоко и сметану.
Другие нас возят везде неустанно,
А третьи наш дом охраняют,
Еду от мышей сберегают.
- Какую пользу приносят домашние животные человеку? (носки, молоко)
(Детям предъявляются картинки с изображением домашних животных).
Дидактическая игра «Паровоз»
Цель: упражнять детей в звуковом анализе слова, определение места звука в слове
ПЕТЯ ХОДИТ ВО ДВОРЕ И ПОЕТ ПЕСНЮ: ЛА-ЛА-ЛА
-какой первый звук вы слышите?
Придумаем слова на звук л.
ЗВУК [л]- согласный, звонкий, твердый.
-как рычит разозлившаяся собака: ррр…ррр
-какой звук вы слышите
[р]-согласный, звонкий, твердый.
2. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам.
Артикуляционный уклад звука «Р»
• положение губ нейтральное,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
• спинка языка опущена,
• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит посередине,
• голосовые складки сомкнуты – производят голос.
Артикуляционный уклад звука «Л»
Посмотри в зеркало и запомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука [л] :
• губы улыбаются, старательно удерживают улыбку;
• кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;
• средняя часть спинки языка опускается;
• задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад;
• бока языка опускаются (язык принимает форму седла);
• воздушная струя воздуха проходит по бокам языка.
3. Дидактическая игра «Кто как голос подает» (соедини слова парами)
Кошка-…. рычит
Собака-… мычит
Корова-…. Мурлычет
Свинья-… ржет
Лошадь-… блеет
Овца-… хрюкает
4. Дидактическая игра «животные и их детеныши»
Теперь постарайся узнать
Детенышей как называть
Запомни названия эти
Должны их усвоить все дети!
Посмотри на картинки внимательно
Малышей всех найти обязательно!
- назвать детенышей и их мам.
- показать их по таблице.
5. Дидактическая игра «Правильно ли это?»
У кровы- поросята
У козы- телята.
У свиньи- козлята.
У лошади- жеребята.
У овцы – ягнята.
У кошки- щенки.
У собаки- котята.
6. «Составим рассказ»
(детям раздаются слова, должны придумать предложения. Из составленных предложений составить рассказ).
Слова- собака, кошка, коза, корова, лошадь, свинья.
Задания
1. Определить последовательность предложений.
2. Составить рассказ.
3. Запомнить его и пересказать.
4. Дайте животным клички.
5. Сколько слов в вашем предложении?
6. Какие слова в предложении пишем с большой буквы и почему?
7. Вспомним правило, закончим предложение: «Клички животных пишутся…»
Посмотрите на доску, у нас склеились слова (поставить разделительную черточку)
ЛЕТОМПЕТЯПОЕХАЛКБАБУШКЕВДЕРЕВНЮ.
УБАБУШКИКОРОВАБУРЕНКА.
ЕЩЕУБАБУШКИБЫЛИОВЦЫКОЗАДУСЯИСОБАКАДРУЖОК.
ПЕТЯВСЕХЛЮБИЛ.
Послушайте!
Заспорили животные: кто нужен человеку? Корова говорит: «Я нужна человеку- я даю молоко»
Нет, я,- говорит лошадь,- Я вожу тяжелые вещи».
«Мы очень нужны человеку,- сказали коза и овца. -
Мы даем человеку шерсть, мясо, молоко».
Собака недовольно зарычала: «Я нужна человеку- я охраняю его дом. Я помогаю пограничникам и пожарникам».
-Нет, без меня никак не обойтись человеку,- захрюкала свинья- Я даю человеку сало и мясо.
Не выдержала и кошка: «Я ведь тоже очень нужна человеку. Я пугаю мышей»
Логопед: так кто же нужен человеку? Почему?
Грамматика. Послушать, запомнить и пересказать.
У козы день рождения. В гости придут разные животные. И для каждого свое угощение. Для коровы- трава. Для лошади—трава и овес. Для кошки- молоко. Для собаки- кости. Для овцы- трава. Много хлопот у хозяйки- козы.
А вот гости… сели гости за стол. Корова с удовольствием жует траву. Лошадь жует овес. Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Овца жует траву. Гости довольны угощением.
- что приготовила коза для коровы? Собаки? Овцы? Кошки?
-соедините животных стрелками с его угощением:
Корова
овес
Кошка
Кость
Трава
молок
Собака
Овца
лошадь
Грамматика. Согласование нескольких частей речи в разных падежах.
-кого увидел Петя во дворе? (двух полосатых котят)
- за кем побежал Петя?
-Кто теперь живет у Пети?
- О ком Петя заботится?
Составить небольшой рассказ про Петю и котят. Свой рассказ можете начать со слов: «Однажды мальчик Петя пошел гулять и вдруг…»
Развитие мелкой моторики пальцев рук:
-детям раздаются контурные изображения домашних животных. Понравившееся животное раскрасить.
Пальчиковая разминка.
«Кошка показывает коготки»
Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.
Если когти точит кошка
Будет дождик за окошком.
А теперь поупражняемся в чистоговорках. (Последнее слово дети добавляют после показа картинки)
Ре- ре-ре- трава на дворе
Ле- ле- ле- заяц на осле
Ар- ар- ар- укусил комар
ур-ур-ур- накормите кур
ел- ел- ел- паук муху съел
Дыхательная гимнастика.
- Ухо- нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
-Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза. Сначала одной рукой, затем другой, затем обеими вместе.
Дидактическая игра «Отгадай, кто это»
Сторожит, грызёт, лает - собака
Хрюкает, роет - поросёнок
Ржёт, бегает, скачет - лошадь
Мяукает, лакает, царапается - кошка
Мычит, жуёт, ходит – коров
В этих строчках спрятаны названия животных
ОРНАКУБЬТОКОШКАЛРМ АКНРТЛЕВ
СОБАКАОТПКУВССМВОЛКИПИНИОЛ
ПОРОСЕНОКЛОТИГНПИДЗАЯЦЬБЖЩГР
ТРТООНПСШКОРОВАДЮЛЖБЭЗОГШРШИ
ЛТШГРБХЩЩЛОШАДЬРНЕГРЩНОЛТ
Итог занятия:
-над какими звуками мы работали?
-как работают органы речи при произношении этих звуков
-произнесите эти звуки
- домашнее задание: выполнять ежедневно артикуляционную гимнастику