Кузьмина
Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пальчиковые и зрительные гимнастики являются практическим материалом для проведения коррекционно-образовательной деятельности в группах компенсирующего типа.
Публикация «Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Уже давно установлено, что мелкая моторика рук и развитие речи находятся в прямой зависимости друг от друга. При слабо развитой мелкой моторике наблюдается и отставание в развитии речи. Если же у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развита память, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, а тем более дети с нарушением зрения, в большинстве случаев имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Они быстро утомляются, движения пальцев и кистей рук неточны, так как слабовидящие дети в силу низкой остроты зрения не видят точных движений пальцев рук. Им трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Внимание таких детей быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе. Поэтому одними из самых лучших упражнений для развития речи малыша являются пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается весёлым стихотворением, связанным с изучаемой темой по ознакомлению с окружающим миром. Текстовое сопровождение не только способствует развитию речи, но и развивает мышление, внимание, воображение, реакцию.
Однако следует отметить, что пальчиковые гимнастики могут заинтересовать ребёнка только в том случае, если взрослый удачно её исполнил. Можно сделать на пальцы бумажные колпачки и разрисовать их. Наглядность очень привлекает детей. Играя с малышом, взрослый должен сделать акцент на своём голосе и мимике, поэтому пальчиковые и зрительные гимнастики лучше заучивать наизусть. Ребёнок сначала осваивает движения пальцами одной руки, потом то же самое другой рукой, а затем обеими руками вместе. Важно научить его выполнять пальчиковые упражнения сразу правильно каждой рукой. Кроме того пальчиковые гимнастики доставляют огромное удовольствие и детям и взрослым.
Наряду с пальчиковыми гимнастиками тематические зрительные гимнастики также развивают речь, но главная их функция включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. К одним из многих профилактических мероприятий, предотвращающих нарушения зрения, относится: проведение зрительных гимнастик в детском саду. Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
• фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
• длительность проведения зрительной гимнастики во время коррекционно-образовательных занятий: 2 минуты в младшей и средней группах, 3- 4 минуты в старших группах.
Кроме общих правил следует выполнять и основные правила.
Основные правила выполнения зрительной гимнастики:
• перед началом гимнастики снимите очки и линзы;
• выполняйте гимнастику регулярно;
• комплекс упражнений выполняйте не более трех раз в день;
• при выполнении упражнений не следует делать резких движений глазными яблоками;
• гимнастика выполняется только глазными яблоками, без участия лицевых мышц;
• каждое упражнение выполняется не менее 3 раз;
• с осторожностью выполнять упражнения при близорукости.
Необходимо также учитывать рекомендации специалистов: врача-офтальмолога и учителя-дефектолога по ее проведению с дошкольниками 2-7 лет в зависимости от возраста и заболевания ребёнка. Выполнение рекомендаций позволит всем педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения, повысить работоспособность таких детей, интенсифицировать профилактическую деятельность зрительной патологии и даст возможность малышам избежать утомления на занятиях. Наиболее эффективными являются тематические зрительные гимнастики. Для дошкольников младшего возраста с нарушением зрения и детей, у которых имеются нарушения речи, лучше всего планировать одновременно тематическую пальчиковую гимнастику и зрительную гимнастику в стихах в соответствии с изучаемой лексической темой. При проведении зрительной гимнастики для лучшей фиксации взгляда можно предложить держать какой-либо предмет в руках (осенью-жёлтый лист, гриб; зимой- снежинку, снежок; весной-цветок; летом – солнце и т. д.). Темы выстроены таким образом, что можно выбрать ту, которая подходит к тематике занятия.
Тематические пальчиковые и зрительные гимнастики способствуют развитию связной речи, образного мышления, внимания, памяти, закрепляют навыки ориентировки на собственном теле (знания названий пальцев рук, формируют умение ориентироваться по направлениям: слева, справа, вверху, внизу, совершенствуют мелкую моторику рук и укрепляют глазодвигательные мышцы. В сборнике собраны пальчиковые и зрительные гимнастики по темам: времена года, праздники, природа, части тела, семья, друзья, транспорт, профессии, предметы быта, запахи и звуки вокруг нас.
Пособие адресовано учителям- дефектологам (тифлопедагогам,учителям-логопедам, воспитателям специальных дошкольных образовательных учреждений, компенсирующих групп для детей с нарушением зрения.
ВРЕМЕНА ГОДА.
Осень. "Урожай" Пальчиковая гимнастика.
- Урожай собрали сами, отнесём на кухню маме: (сложить ладошки «корзиной»)
- Помидоры, огурцы, Крепкие молодцы. - И картофель, и морковь, (загибать пальцы, начиная с мизинца) - С овощами ты не спорь! - Все полезны, все важны, - Для здоровья все нужны!
Гимнастика для глаз.
Выполнять движения в соответствии со словами стиха. - Осень настала, холодно стало, (широко открыть глаза) - Чтобы нам согреться нужно поморгать. (Крепко зажмурить Поморгать) - Влево-вправо посмотреть, - Вверх-вниз поглядеть. - Снова дружно поморгать, - Никого не отвлекать. (Поморгать. Зажмурить. Широко открыть глаза.)
Зима
«Снежки» Пальчиковая гимнастика.
- Раз, два, три, четыре, пять. - В снежки будем мы играть (загибать пальцы, начиная с мизинца). - Кулачки сжимаем крепко - И снежки бросаем метко (сжимать и разжимать кулачки, имитировать бросок снежка). «Снегопад» Зрительная гимнастика.
- К нам сегодня в детский сад - Заглянул снегопад.
- Снегопад, снегопад, - Ты порадовал ребят. (Зажмурить. Широко открыть глаза) - Снежинки влево полетели, (Посмотреть влево-вправо) - Дети влево посмотрели,
- Снежинки вправо полетели, - Дети вправо посмотрели - Белый снег пушистый в воздухе кружится Направлять взгляд по кругу (в левую, потом в правую стороны) - И на землю падает, весело ложится. (Зажмурить глаза. Поморгать глазами
«Зимняя прогулка» Пальчиковая гимнастика.
- Вышли мы во двор гулять (идём по столу указательным и средним пальцами) - С горки снежной прокатились (указательным пальцем правой руки водить по ладони левой)
- Бабу снежную слепили (имитировать лепку снеговика, - - И в сугробе повалялись (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной).
- Вечером домой пришли,
- Съели кашу, спать легли (ладони сложены, а на них опереть голову, как во сне). «Снежок» Зрительная гимнастика.
- Раз, два, три,четыре,пять. (Зажмурить, широко открыть глаза, поморгать) - Будем мы в снежки играть. - Вверх подбросим и поймаем, (посмотреть вверх, вниз)
- Вправо бросим и сломаем. (Посмотреть вправо, влево) - Влево бросим и уроним.
Весна пришла
"Весна-красна" Пальчиковая гимнастика. - Весна-красна, ты с чем пришла (сжимать и разжимать пальцы? - С солнышком лучистым, - С небом чистым,
- С воздухом тёплым, - С дождём проливным, - С травою зелёною, - С водою ключевою, - С радостью, весельем, - С хорошим настроеньем (загибать пальцы, начиная с мизинца. В конце сжать кулачки и выставить большие пальцы.) «Весна пришла» Зрительная гимнастика.
- Весна пришла! Весна пришла! (Поморгать глазами) - Кричат везде грачи! - И дует тёплый ветерок (Зажмурить. Широко открыть глаза) - И моросят дожди. - Вот солнца луч пробился из-за туч, (посмотреть вверх, вниз) - И жаворонок ввысь взлетел, (посмотреть вправо, влево) - И звонко песенку запел. Направлять взгляд по кругу (в левую, в правую стороны)
Летние цветы
«Букет» Пальчиковая гимнастика.
- Соберу цветы в букет: (локти поставить на стол, соединить запястья у основания, ладошки в стороны) - Белые ромашки для мамы
- Красные маки для папы,
- Жёлтые лютики для сестры,
- Маргаритки для братишки (загибать пальцы, начиная с мизинца). - До чего красив букет, - Лучше в мире цветов нет! «Цветы» - В поле летом выйду я. (Поморгать глазами, - Посмотрю налево - маки, а направо – васильки. (Посмотреть вправо, влево.) - До чего же хороши эти летние цветы. - Не страшна им жара, расцветает их краса! Направлять взгляд по кругу (в левую, потом в правую стороны)