Папки-передвижки

Тематическое музыкальное занятие «В мире музыкальных инструментов!»

Алла Боброва
Тематическое музыкальное занятие «В мире музыкальных инструментов!»

"В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ"

Цель: Закрепить знания детей о русских народных музыкальных инструментах.

Интеграция образовательных областей, задачи работы:

Публикация «Тематическое музыкальное занятие „В мире музыкальных инструментов!“» размещена в разделах

• «Социально коммуникативное развитие» - формирование представлений о музыкальных инструментах и музыкальной культуре. Формирование нравственно-патриотических чувств.

• «Познавательное развитие» - расширение музыкального кругозора детей.

• «Речевое развитие» - обогащение словаря и развитие устной речи в ходе высказывания детьми своих музыкальных впечатлений.

• «Художественно-эстетическое развитие» - приобщение к музыкальному искусству.

• «Физическое развитие» - Развитие физических качеств в ходе музыкально-ритмической деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети с воспитателем входят в зал под марш, затем выполняют бег врассыпную, с остановками.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!».

(Встают в круг).

Давайте и с гостями поздороваемся. (Здороваются).

Муз руководитель: Ребята, под музыку какого музыкального инструмента вы зашли в зал и сделали упражнение? (Фортепиано). Что вы можете сказать об этом инструменте? (У него есть струны, педаль, клавиши белые и чёрные). Прежде, чем я скажу, чем мы будем заниматься дальше, я хочу загадать вам загадку:

Расскажу тебе, дружок, -

Интересный я стишок…

Дунул тихий ветерок

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент….

(Музыкальный инструмент)

Муз руководитель: Попрошу вас вспомнить и назвать музыкальные инструменты, которые вы знаете. (Дети перечисляют: пианино, баян, дудочка, жалейка, трещётки, ложки, свистульки, гармошка….)

А сможете ли вы отличить звук баяна, или гармошки, или балалайки от звучания других музыкальных инструментов? Что ж, посмотрим! Услышав звучание какого-то музыкального инструмента, вы должны показать, как на нём играет музыкант. Здесь-то я и увижу правильность ваших ответов.

Игра «Угадай инструмент по звуку»

Муз руководитель:

- А как зовётся человек, который играет на баяне? (баянист).

- А как зовётся человек, который играет на пианино? (пианист).

- А как зовётся человек, который играет на балалайке? (балалаечник).

- А как зовётся человек, который играет на барабане? (барабанщик).

- А как зовётся человек, который играет на гармошке? (гармонист).

Муз руководитель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в мини-музей музыкальных инструментов и с большим удовольствием стану для вас экскурсоводом (беру указку и надеваю очки). Прошу пройти за мной в выставочный зал.

(Дети с воспитателем проходят в «зал» и садятся на стульчики.)

Муз руководитель: Сейчас я буду загадывать вам загадки о музыкальных инструментах, а вы будете находить их на иллюстрациях.

Загадки о русских народных инструментах

Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка)

А на ней пастух играет

Стадо быстро собирает.

Тонко он выводит трель,

Эта дудочка - … (Свирель)

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой… (Баян)

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка. (Домра)

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

От гармони он родился,

С пианино подружился.

Он и на баян похож.

Как его ты назовёшь? (Аккордеон)

Я — пастушеский рожок,

Жалобный, гнусавый.

Я тонка, стройна, как змейка.

А зовут меня … (Жалейка)

Очень весело поет, Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это? (Дудочка)

Муз руководитель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали и картинки подобрали!

Муз руководитель: Как вы думаете, почему балалайку так называют? Не знаете? Балалайка – инструмент очень веселый! (Показываю настоящий инструмент). Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит»? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Сейчас мы попросим нашу гостью сыграть нам на балалайке.

Звучание балалайки.

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Это домра! (Показываю настоящий инструмент).

Сейчас мы попросим нашу гостью сыграть нам на домре.

Звучание домры.

Баян — родственник гармошки. Своим появлением на свет он обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. Он с детства мечтал стать мастером и делать гармоники.

Увлечённый своей мечтой, они научился мастерски настраивать инструменты. Стерлигов сделал по заказу музыканта инструмент с четырёхрядной клавиатурой. Звучание инструмента было прозрачным и чистым. Оба они, и музыкант и мастер были довольны и назвали инструмент в честь легендарного русского гусляра Баяна. С тех пор и вошёл в жизнь россиян баян. (Показываю настоящий инструмент).

Сейчас мы попросим нашу гостью сыграть нам на баяне.

Звучание баяна.

Муз руководитель: Ребята, а что вы знаете о гармошке? (ответы детей – у неё есть кнопочки, меха).

Муз руководитель: Самые первые гармошки в России стали делать в городе Туле. Более ста лет назад появилась первая фабрика по производству гармоней. Этот город уже славился своими Тульскими пряниками и самоварами. Тульская фабрика Тимофея Воронцова выпускала десять тысяч гармоник в год. В Туле на инструмент вешали зеркала и пускали солнечных зайчиков, когда играли на гармошке. У всех окружающих поднималось настроение, и никто не оставался в стороне, если звучала русская плясовая.

ПОКАЗ КАРТИНКИ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Наша Тульская гармошка не стареет сотню лет.

В красоте, таланте русском весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка, ты, подружка, подпевай.

Мастеров старинной Тулы во весь голос прославляй!

Послушайте, как звучит Тульская гармошка. (Звукозапись звучания тульской гармошки)

Муз руководитель: Полюбилась людям гармошка. Прижилась она и в городах, и в деревнях. Ни один праздник без неё не обходился.

Лёгкий инструмент можно было носить с собой. Можно было играть на нём во время ходьбы. Вы уже знаете, что музыканта, играющего на гармошке стали называть гармонистом.

Посмотрите сюда. ПОКАЗ КАРТИНКИ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Здесь вы видите саратовские гармошки. Догадались, в каком городе они изготавливались? Правильно, Саратове. Звучание этой гармошки отличается особой звонкостью, потому что саратовские мастера придумали встраивать в гармошку колокольчики. Она не только играла, но и звенела.

Звучание этой гармошки вы сейчас услышите.

(Звучание саратовской гармошки)

Правда, необыкновенное звучание?

Посмотрите, ПОКАЗ КАРТИНКИ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ, здесь вы видите фотографии ливенских гармошек, потому что сделаны мастерами из г. Ливны. Эти гармошки отличаются тоже своим звучанием, так как у них очень длинные меха. Эта гармошка такая длинная, что её можно обвить вокруг себя. (Показ иллюстрации).

А в Череповце делали такие маленькие гармошки, что они помещались в кармане. Их прозвали черепашками. ПОКАЗ КАРТИНКИ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Раньше не было ни магнитофонов, ни телевизоров, ни музыкальных центров, зато в каждой деревне была гармонь. Человек, который умел играть на ней, был уважаемым. Гармониста всегда приглашали в гости на различные торжества. Не может русский человек без гармони. Ведь помощница она ему и в радости, и горе.

Огромную роль сыграла гармошка в годы Великой Отечественной войны. Она звучала всюду – на привалах, землянках и даже на полях сражений. Гармошка скрашивала суровое время, снимала усталость, придавала силы, вдохновляла на боевые подвиги во имя Родины.

А теперь предлагаю пройти в концертный зал. (дети садятся) Сегодня к нам пришли гости, воспитатели нашего детского сада, музыкальный руководитель детского сада «Солнышко» и заслуженный работник культуры – Ольга Юрьевна Смирнова. Они вместе с нами будут выступать и слушать.

Муз руководитель:

До сих пор гармошка – это самый распространённый инструмент. Она является украшением любого праздника, гуляния. Недаром говорится в народе:

Ты – гармошка – матушка, не хуже хлеба – батюшки.

Ты не кормишь, не поишь, но всегда развеселишь.

Эх, гармошки вы, гармошки. В каждой выверт. В каждой ферт.

Без гармошки не гулянье. Без гармошки не концерт!

Муз руководитель: Давайте послушаем ещё раз, как звучит гармошка. А сыграет нам на гармошке наша воспитательница.

Игра на гармошке.

Муз руководитель: У нас и среди ребят есть гармонист - Матвей исполнит нам песню, которая называется «Гармонист»

Исполняется песня: «Гармонист»

Муз руководитель: А сейчас, давайте послушаем ещё одну песню «Эх, гармошка», которую исполнят наши воспитатели, которые пришли к нам в гости.

Исполняется песня: «Эх, Гармошка»

Ни одно гуляние на Руси не обходилось без гармошки и…. без частушки. Эх, ребята, вернуть бы нам то время, когда и селе, и в городе так часто звучала гармонь, а под ее аккомпанемент вылетала бойкая, задорная, крылатая частушка.

Ребёнок: Кто сказал, частушки вроде

В наши дни уже не в моде,

Да и разве дело в моде,

Если любят их в народе.

Ребёнок: Говорят, гармонь отходит, в моде электроника.

Знаю, не умрет в народе русская гармоника!

Про задорную гармошку вам частушки пропою,

Про задорную гармошку все как есть, я расскажу.

Исполняются Частушки

Муз руководитель: А теперь взрослые нам споют частушки.

Исполняются Частушки

Муз руководитель: Особым шиком считалось, когда шел гармонист по улице в солнечный день. Блестел на нем лаковый козырек, сияли сапоги, а от гармошки лучи в разные стороны!

Мальчик:

Не просто так поет гармошка, нас зовет она играть!

Мы сейчас ее по кругу будем всем передавать.

Девочка:

Вот гармошка у меня,

Танцевать с ней буду я!

Проводится игра «Передай гармошку»

(Дети выстраиваются в круг, под мелодию РНП «Как под горкой, под горой» они передают гармошку друг другу и поют:

Без гармошки вот беда,

Ходят ноги не туда.

А гармошечку почуют-

Сами ноженьки танцуют.

Тот, у кого гармошка окажется в руках, выходит в круг, танцует, под РНП «Калинка», остальные хлопают.)

Муз руководитель: Здорово поиграли! Скажите, ребята, мы сегодня о многих инструментах говорили.

Узнаём мы их в моменты – это

ДЕТИ: Русские народные инструменты.

Муз руководитель: Вот ещё загадочка для вас.

Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

Ребёнок: Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!

Если грянет плясовую – я со всеми затанцую!

Если песню грустную – грусть в душе почувствую!

А «Страданья» заиграет – прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет, - с нами делает, что хочет.

Муз руководитель: А давайте и мы сегодня попробуем собрать оркестр и сыграть русскую народную мелодию: «Ах вы, сени, мои сени…»

Игра на инструментах: «Ах, вы сени, мои сени!

Муз руководитель: Здорово у нас получилось! Спасибо вам, ребята! Скажем большое спасибо и нашим гостям. Мы с ребятами будем гордиться знакомством с вами, будем беречь то наследие, которое нам оставили наши деды. И может быть именно в эту минуту кто-то из вас, ребята, решил посвятить свою жизнь, как Ольга Юрьевна, этому замечательному народному инструменту.

Муз руководитель: Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Я, надеюсь, что вы были рады нашей встрече, узнали что-то новое и интересное.

АНАЛИЗ. Муз руководитель: - Что больше всего понравилось или запомнилось? - О чём бы вы хотели поговорить в следующий раз?

Ребёнок: И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Ребёнок: Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Ребёнок: Может песней полусказкой

Нас, шутя, развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Муз руководитель: Наша встреча - окончена…

Музыка вдруг смолкла….

Но так ли это?

Кажется, сейчас она опять зазвучит

И будет долго-долго

Ещё звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугой-дугой,

Как будто нам Жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой.

ЧАСТУШКИ ДЕТЯМ

Гармонист, давай пошире

Ты растягивай меха.

Мы частушки сочинили -

Сами рвутся с языка. Про задорную гармошку

Вам частушки пропою,

Про задорную гармошку,

Всё как есть вам расскажу.

Ох, гармошечка моя,

Пуговки блестящие.

Гармонисты для любви

Парни подходящие. Не могу я без частушек,

Не могу без песен,

Без гармошки заводной.

Мир как будто тесен.

Рвёт гармошечка меха,

Будто мир ей тесен.

Жизнь покажется плоха,

Если жить без песен. Я пойду, пойду гулять,

Под гармошечку плясать,

Буду я частушки петь,

Чем по милому реветь.

Завела гармонь девчонку,

На лице блестят глаза,

Ой, влюбилась в гармониста,

Не сдержала тормоза. Ах, гармошка хороша,

Хороша и полька,

Пляшут ноги под гармонь,

Не стоят нисколько.

А за рекою, за рекой,

За рекой мелодия.

Позывные подаёт,

Гармошечка, Володина. Брошу, брошу все дела,

Брошу, позабуду,

Ой, гармошка, доняла -

Топать пяткой буду.

По России гармонистов

Не собрать, не сосчитать,

Всех в России гармонистов

Надо, лично, уважать.

Веселые частушки взрослым

Ой, расступайся, народ,

Гармонист на круг идёт,

Знать без всякого греха,

Будет праздник до утра. Гармонист играй, играй,

Гармонист не вздрагивай.

Ты гармошка зазывай,

Девочек затягивай.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалася. Меня вызвали плясать,

А кружочек маленький.

Гармонист сидит играет,

Как цветочек аленький.

Гармонист, гармонист,

Я дарю бумаги лист

И платочек синенький —

Сыграй же, Коля, миленький! Три ромашки положу

На его гармошку

Никому я не отдам

Своего Сережку!

Я весёлая девчонка,

И весёлого люблю.

Весёлый сядет за гармошку,

Я, весёлая, спою. Гармониста я любила

Гармониста тешила

Гармонисту на плечо

Сама гармошку вешала

Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо он нам сыграл!

А еще за то спасибо,

Что игру не прерывал!

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект с участием родителей «В мире музыкальных инструментов» Введение Актуальность Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир.

Фотоотчёт о проекте образовательной деятельности «В мире музыкальных инструментов»Фотоотчёт о проекте образовательной деятельности «В мире музыкальных инструментов» Придумано кем-то, просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро!» - солнцу и птицам, Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

Итоговое занятия по проекту в средней группе «В мире музыкальных инструментов»Итоговое занятия по проекту в средней группе «В мире музыкальных инструментов» Цель: приобщать детей и их родителей к музыкальной культуре, обогащать музыкальными впечатлениями, развивать интерес к музыке. Задачи: -Воспитывать.

Музыкальное занятие для детей старшей группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов»Музыкальное занятие для детей старшей группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Музыкально-игровое занятие для детей старшей группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цели и задачи: Расширять.

Проект образовательной деятельности: «В мире музыкальных инструментов» Проект образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие Развлечение по теме: В мире музыкальных.

Проект «В мире музыкальных инструментов» Вид проекта: тематический, групповой, краткосрочный. Участники: дети старшей логопедической группы №4. Возраст детей: 5-6 лет. Продукт.

Концерт «В мире музыкальных инструментов. Знакомство с баяном и аккордеоном» Концерт «В мире музыкальных инструментов» Знакомство с баяном и аккордеоном Муз. рук: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас в нашем.

Занятие по музыке для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов» Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов» Цель: Расширять.

Занятие в младшей группе «Разнообразие музыкальных инструментов»Занятие в младшей группе «Разнообразие музыкальных инструментов» Цели: -знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами; -обучать дошкольников играть на детских музыкальных инструментах;.

«Зимняя мозаика». Музыкально-тематическое занятие по ритму с использованием музыкальных инструментов «Зимняя мозаика» Музыкально-тематическое занятие по ритму, с использованием музыкальных инструментов Оборудование: синтезатор, магнитофон,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое музыкальное занятие «В мире музыкальных инструментов!»
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 15:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД