Любовь Горяинова
Тематическое планирование в средней группе «Русская народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В работе приведено описание тематического планирования одного дня в детском саду.
Ключевые слова: матрёшка, патриотизм, шутки-прибаутки, небывальщина, считалками, чистоговорки
Цель:
• расширять представления о народной игрушке;
• знакомить с народными промыслами;
• продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Публикация «Тематическое планирование в средней группе „Русская народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
• формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;
• воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Утро
Беседа на тему: «Что мы знаем о матрёшке»
- формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке;
- познакомить детей с русской народной игрушкой, со старинной русской одеждой.
Чтение потешек и рассматривание различных видов матрёшек.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, радость, любовь, доброту через знакомство с народным творчеством;
–расширяем детский кругозор.
Словесная игра с использованием малых форм фольклора:
«Я начну, а ты продолжи»
Кто любил играть и петь?
Два мышонка – Круть и ….
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу,
Намолол муки мешок?
Это Петя- ….
Порогов напёк он много
И спросил друзей он строго:
-Что вы делали, мышата,
От рассвета до?
Веселились целый день?
Вам работать было?
А теперь за стол садитесь,
Подаёте голосок?
Нет! Сначала потрудитесь
И прочтите «…»
Скороговорки на звуки Ж,Р, Ш:
У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Большая история маленькой игрушки»»
Цель занятия:
познакомить детей с народной игрушкой.
Задачи:
- познакомить детей с историей матрёшки;
- активизация словаря и развитие речи;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера;
- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
– воспитываем любовь к народному искусству.
Воспитатель с корзинкой и в наброшенном на плечи русском платке.
Загадываю загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Как называются эта кукла?
А знаете ли вы, почему матрёшки так называются? Раньше на Руси женщины очень часто носили имя Матрёна, Матрёша. Это имя связывали с материнской заботой, большой семьёй. Поэтому толстенькие куклы, похожие на бабушек, мам, дочек и внучек, были названы именно матрёшками.
-Вы знаете, ребята, что матрешка не простая игрушка, она с секретом. Кто знает, какой секрет у нашей гостьи? (Внутри первой куклы есть вторая, внутри второй - третья и так далее)
(Воспитатель разбирает матрёшку). Посмотрите, каждая следующая кукла меньше предыдущей. А во всём остальном они очень похожи.
Семь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом.
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
Каждая Матрешка со своей затеей. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая Матрешка?
Матрешка с загадками
Эта матрешка любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.
Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька.
(Кошка)
Кто на себе дом возит?
(Улитка)
Зимой и летом одним цветом.
(Ель)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Ползун ползет, иголки везет.
(Еж)
Маленький, беленький.
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост – колечком.
(Собака)
Матрешка с шутками-прибаутками
А эта матрешка веселушка-хохотушка. Сама любит посмеяться и вас повеселить хочет. Послушайте ее смешные шутки-прибаутки.
«Небывальщина»
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила.
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят.
По сучкам висят, полететь хотят.
Почему эта шутка-прибаутка называется «Небывальщина». Чего из того, о чем говорилось в шутке, не бывает.
Матрешка с чистоговорками
А эта Матрешка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава ее так и называется - чистоговорка.
Ветерок в лесу - ш-ш-ш,
Ползет уж в траве - с-с-с,
Прилетел жук - ж-ж-ж,
Спел комарик - с-с-с,
Са-са-са: в норе спит лиса.
Су-су-су: смотрим на лису.
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
Матрешка со считалками
Эта матрешка к нам пришла и считалки принесла. Дети очень любят бегать и играть, а выбрать водящего помогают считалочки.
Дети выстраиваются в круг. С помощью двух считалок выбираются два ребенка.
Раз у нашего Степана,
караулил кот сметану.
А когда настал обед –
кот сидит, сметаны нет.
Помогите-ка Степану –
поищите с ним сметану.
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем — водишь ты.
Народная игра «Жмурки»
Матрешка с пословицами
Эта Матрешка хочет поделиться с вами умными мыслями - пословицами. Послушайте ее пословицы и подумайте, чему они нас учат.
Кончил дело - гуляй смело!
Чище мойся, воды не бойся.
Слезами горю не поможешь.
А эта Матрешка - художница, она раскрашивает яркими узорами своих сестриц - матрешек.
Давайте ей поможем и тоже раскрасим матрёшек.
Раскрашиваем шаблоны бумажных матрёшек.
Воспитатель:
Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.
Матрешки получились разные, все дети старались и работали как настоящие мастера.
2-я половина дня
Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, ладушки, ладушки…» (ряжение).
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Чтение художественной литературы, разучивание стихотворения
- закреплять умения детей читать наизусть стихотворения,
совершенствовать речетворческие способности детей. ,
развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
воспитывать интерес к литературе.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
А. Гришин
Изучение свойств дерева. Экспериментирование- «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением, определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности