Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе

Анастасия Иордан
Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе

Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура»

в старшей группе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская народная культура“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель: вызвать интерес к русским традициям.

Задачи:

расширить знания о культуре и традициях русского народа;

обогатить словарный запас детей; развитие устной речи;

формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

закрепить знания о русских народных играх ;

воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры;

воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру;

развивать речевое дыхание, чувство ритма.

Материалы и оборудование: Ложки деревянные, трубочки коктейльные, бумажные рыбки, русская изба, предметы быта. Соленое тесто, доски для лепки, стеки, баночки с водой, кисти, акварельные краски, фартуки для детей, влажные салфетки. Выпечка (20 булок). Чудесный мешочек с предметными картинками (ключ с лентой, булка, ложка, сундук, рыбка, краски акварель, яблочко на тарелочке, русские народные костюмы, …

Ход занятия.

Дети наряженные в русские народные костюмы входят в зал под русскую народную музыку, их встречает Е. О., одетая в русский народный сарафан. Группа украшена под русскую избу.

ЕО:

Здравствуйте

Гости званные и желанные!

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

(дети здороваются с Е. О)

Ребята а у нас еще гости есть, давайте и с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями в зале) Я вам хочу предложить поздороваться по старинному русскому обычаю. Здравствуйте, люди добрые, низкий вам поклон. (Показ).

Организационный момент. (Звучит русская народная мелодия).

- Сегодня я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли.

Е. О. читает стихотворение:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас. (словесная игра сопровождается презентацией)

Очи – глаза

Изба-дом

Рушник-полотенце

Сусеки – место для хранения муки, зерна, овощей

Лучина-лампочка

Колыбелька-кроватка

Кушак-пояс

Чугунок-кастрюля

Крынка – глиняный горшок

Светелка - комната

Околица – изгородь, забор окружающий деревню.

Ребята, а как вы понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?

- Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит - возродить посиделки? (Ходить в гости).

- Молодцы ребята, а сейчас хочу вас пригласить в русскую избу.

А. Н. :

Гости на пороге – хозяйке радость

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

(Дети присаживаются на лавочку).

Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила.

- Ребята, а вы знаете что было на Руси самым главным в избе? (печка, Она и дом согревала, на ней спали и одежду сушили.

- Как ее еще называли? (ее ласково называли кормилицей).

- Почему ее так называли? (в ней и есть готовили)

- А что можно в печке приготовить? (ответы детей)

В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь что нибудь к чаю?

А что мы будем печь вы узнаем отгадав загадку.

Без выходных из года в год

Работает хлебозавод.

Ванилью пахнет улочка,

Когда печется… (Булочка.) (на экране появляется изображение)

- Правильно ребята, это булочка, а вот какие разные булочки можно сделать (показывает образцы на экране).

- Как можно вылепить такие булочки, давайте посмотрим. (Видео ролик)

- Теперь перед работой мы наденем фартуки и обязательно помоем руки.

Знаем, знаем, да-да-да.

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся

Лейся, посмелей,

умывайся веселей!

(Дети садятся за столы).

На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Дети приступают к работе.

Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).

М. О. : Пока наши бублики пекутся, мы с вами отдохнем. В старые времена был такой обычай у русских людей : когда они заканчивали работу в поле устраивали посиделки. Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, рассказывали сказки, танцевали, играли в игры. Старые молодых разному ремеслу учили.

А вы, любите играть в игры? А в какие игры вам нравится играть?

Ребята, народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ручеек» «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»

Я сейчас проверю, знаете ли вы русские народные игры.

Загадаю вам загадки.

Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она…

Ответ детей - Жмурки!

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день…

Ответ детей - Прятки!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят…

Ответ детей - Горелки!

Под вражеским обстрелом

Стоят солдаты смело.

А если их собьют,

Они опять встают. (Городки)

На команды мы разбились,

Вправо, лево разошлись.

Вышибай кто в середине,

Целься лучше - победишь!

(Вышибалы)

На команды разбивайся,

Крепче за руки держись.

Через цепи, чтоб прорваться,

Ты получше разбегись!

(Цепи-цепи)

- Молодцы, все игры отгадали!

Нашей встрече быть угодно,

Отложите все дела,

Вас «Околица» сегодня

На свиданье позвала!

Мы найдем для игры место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет скучно

За «Околицей» у нас!

- А сейчас давайте встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть. Идем.

Включается музыка.

(Идем змейкой, заводим круг).

- Вот мы и на месте. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница». Давайте по считалке выберем кто будет водить. Кто знает русскую народную считалку? (ребенок произносит считалку)

«Тили – тели», -

Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть.

(Играющие стоят в кругу, руки за спиной лодочкой. Ведущий - ходит за кругом с лентой и все хором произносят закличку) :

«Заря-Заряница!

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые

Ленты голубые.

В кольца завитые»

(С последними словами ведущий осторожно кладет ленту в руку одному из детей. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему) :

И на слова:

«Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!»

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим.

(Звучит музыка к игре).

Игра повторяется 3 раза.

Е. О.

Ребята, а я для вас сюрприз приготовила. Чтобы его лучше рассмотреть, предлагаю вам пройти и присесть на коврики. Знаете ли вы, как называется этот предмет?

- Правильно, сундук. Опишите его?

- Сундук совсем старый : и краска на нем уже стерлась, и железное украшение кое-где сломалось – сундук прошлого века. А хотите, посмотреть, что в нем лежит?

- Как вы думаете, как можно открыть сундук?

- Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты, сундучок–сундучок, открывай-ка свой бочок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова (произносим вместе слова).

(Сундук открывается)

- А сейчас для всех ребятки

Загадаю я загадку.

Деревянная подружка

Без нее мы как без рук

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает (ложка).

В семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости ходили всегда со своей ложкой. Даже поговорку сложили – «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было и играть. Давайте с вами попробуем поиграть на ложках.

- Ребята, возьмите в руки ложки и отстучим ритм четверостишья.

«На горушке избушка,

Живет в ней старушка.

Сидит на печи,

Жует калачи.» (На каждой слово дети ударяют ложками).

- Русский народ издавна славился трудолюбием. Детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: девочек учили прясть, раскрашивать изделия, мальчиков плести корзинки, забивать гвозди. Мальчики помогали дрова рубить и рыбу ловить. Даже поговаривали – если с детства не научишься – то всю жизнь намучаешься.

А вы знаете пословицы и поговорки о труде:

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда

-Терпенье и труд все перетрут.

-Горька работа, да хлеб сладок.

- Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Какие труды, такие и плоды.

- Маленькое дело, лучше любого безделья.

- Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом.

Предлагаю вам ребята потрудиться. Будем с вами рыбу ловить. Но не обычным способом. С помощью трубочки делаем вдох и ловим 1 рыбку, делаем выход и - отпускаем рыбку в свою тарелочку. (Проводится показ упражнения).

Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать. Чтобы по – настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Проводы гостей тоже сопровождались традициями. Провожая гостей, хозяева желали им доброго пути. В старой Руси дороги были плохими и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути. Ребята я вам хочу пожелать добра, благополучия и счастья. В добрый путь!

М. О. :

Ребята, вам понравилось путешествие в старину? Сколько всего мы узнали.

Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек», в нем лежит все то, что нам встретилось во время путешествия. Будете по очереди вытаскивать по одному предмету из мешочка и рассказывать о чём вам напоминает этот предмет.

А. Н. : А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! наши бублики уже готовы (достаёт из печи уже настоящие бублики и угощает ребят и гостей. (пока дети играли, пели песни помощник воспитателя поменяла местами слепленные из соленого теста на настоящие булочки).Угостим и наших гостей (дети угощают гостей).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка» Программное содержание: - вызвать.

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе. Русская народная сказка «Курочка Ряба». Воспитатель: Яковчиц А. С. Цель: Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию детей, развивать умение.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Русская народная культура» во второй младшей группе Программное содержание: развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками во время игры. Доставить детям радость и удовольствие.

Конспект занятия по музыке во второй младшей группе «Народная культура и традиции» Конспект по музыке во II младшей группе «Народная культура и традиции» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием.

Конспект занятия «Русская народная игра «Веселая ярмарка»» для старшей группыКонспект занятия «Русская народная игра «Веселая ярмарка»» для старшей группы Цели: - Вызвать интерес к народным играм, фольклору, народным традициям - Сформировать чувство национального достоинства - Уточнить знания.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная культура» с использованием инновационных технологий Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство;.

Конспект занятия по знакомству детей с художественной литературой в средней группе «Русская народная сказка «Морозко» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Морозко». Образовательные области – развитие речи, художественно – эстетическое развитие,.

Лэпбук «Русская народная культура и быт»Лэпбук «Русская народная культура и быт» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Формировать представление детей о культуре,.

Лэпбук «Русская народная культура и быт»Лэпбук «Русская народная культура и быт» Цель лепбука: обобщение и систематизация тематической информации по ознакомлению дошкольников с народным творчеством и традициями, в рамках.

Конспект занятия в подготовительной группе «Осетинская народная культура» Цель: вызвать интерес к национальной культуре и художественному искусству; продолжать учить создавать орнамент из элементов ; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе
Опубликовано: 23 января 2019 в 07:50
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД