Наталья Рыжова
Тематическое занятие «Малые народы Хабаровского края» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 р. п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Тематическое занятие
«Малые народы Хабаровского края»
в подготовительной к школе группе №8
Подготовить Воспитатель :
Рыжова Н. В.
МБДОУ №10
р. п. Хор
2021 г.
Цель: развитие познавательного интереса к истории родного края.
Задачи:
Публикация «Тематическое занятие „Малые народы Хабаровского края“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
-познакомиться с коренными жителями Хабаровского края, их традициями, обычаями и культурой.
-обучать детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
-продолжать знакомство с культурой и бытом малых народов Хабаровского края;
- обогащать словарный запас (чум, хэйро-солнце, Манго-бо - Чёрная река (Амур);
- развивать интерес к народным нанайским играм.
Методическое обеспечение:
Декорации нанайского быта, тайги, презентация «Малые народы Хабаровского края»
Предварительная работа:
Подготовка детей к игре, слушание нанайских песен, рассматривание сюжетных картинок, чтение сказок….
На стене висит картина фигура каюра, сидящего на нартах и погоняющего двух запряженных оленей.
Слайд с иллюстрация «Северное сияние»
Дети входят в группу под музыку Аедоницкого «Увезу тебя я в тундру» и рассаживаются на свои места.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались с вами поговорить, о нашем крае узнать много интересного и нового о народах нашего края.
-Скажите ребята, когда было день рождение нашему краю, и сколько исполнилось ему лет? (Ответ детей. Нашему краю 20октября исполнилось 80 лет.)
Давайте вспомним, как называется наш край? (Ответы детей)
А, как называется самый главный город нашего края? (Ответы детей)
Правильно Хабаровск - столица нашего края. Или еще называют его – краевой центр.
У нашего края, как и у всякого другого есть свой флаг и герб. Давайте рассмотрим флаг. (Показ иллюстрации)
Флаг имеет прямоугольное полотнище разделено на три части. Имеет три цвета. Перечислите цвета.
Каждый цвет имеет свое обозначение. Может кто-нибудь знает, что обозначают цвета на флаге нашего края? (предположения детей)
Голубой- символ красоты, величия. В данном случае символизирует обширные водные ресурсы нашего края. (Величие нашей реки – Амур и рек, которые к ней примыкают)
Зеленый – цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует богатый растительный мир нашего края. (Богатство наших лесов)
Белый - символ чистоты, добра скромности. На нашем флаге он обозначает безоблачное, мирное небо, чистоту помыслов жителей края.
А вот герб Хабаровского края. Давайте рассмотрим его внимательно.
Кто изображен на белом фоне? (Медведь) правильно, в центре изображена мощная фигура сидящего на задних лапах черного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно удерживает герб Хабаровска. Подчеркивает мощь зверя, его способность быть надежным стражем и хранителем Дальневосточной земли. Медведь бережно держит в лапах герб Хабаровска, говоря тем самым, что охраняет город и вместе с ним Дальний Восток.
-Кто мне еще раз назовет главный город нашего края? (Ответы детей)
- Правильно, Хабаровск, главный город нашего края, но есть еще и поселок, в котором мы живем. (Ответ детей)
Сегодняшнюю беседу посвятим жителям нашего края. Но не простым жителям. А коренному населению, которое проживало еще до того, как на эту землю приехали русские люди.
Просмотр презентации (слайд 2)
(слайд 3)
На территории края проживают восемь коренных народов. (перечисляем)
(слайд 4-5)
Вдоль берега Амура проживают в селах ульчи и нивхи очень близких по роду занятий, культуре и внешнему виду к нанайцам. Занимаются рыбной ловлей. Добыванием тюленей.
(слайд 6)
В северных районах края живут оленеводы и охотники – эвенки и эвены. Многие из них вели кочевой образ жизни. Но со временем перешли к оседлому образу жизни, занимаются охотой, оленеводством, развивают земледелие, разводят пушных зверей.
(слайд 7)
Самыми малочисленными коренными народами края являются орочи, негидальцы и удэгейцы.
Орочи – народность, проживающая главным образом в Советско – Гаванском и Комсомольском районах хабаровского края по рекам Тумнин, Амур и Коппи. Традиционно орочи занимаются охотой, рыболовными и морскими зверобойным промыслом.
(слайд 8)
Негидальцы – живут по берегам реки Амгунь. Образ жизни и язык очень близок к языку и образу жизни эвенков.
Труд был четко разделен на женский и мужской, значимость каждого труда была равной. При отсутствии мужчины, женщина могла и рыбачить и ходить на охоту, кроме этого она выделывала шкуры и кожи рыб, готовила, изготовляла кухонную утварь, шила одежду, заготавливала припасы на зиму. Она была хранительницей очага.
(слайд 9)
Удэгейцы – народность, проживающая по правым притокам Амура и Уссури. На русский язык переводится как «лесные люди»
-Как вы думаете, почему их так называли? (Предположения детей)
Удэгейцы - прирожденные охотники. По следам, по царапинам на коре деревьев, по вмятинам на траве и даже по запаху они могут определить направление движения зверя, его возраст и пол.
Одним из главных видов промыслы у них был многотрудный поиск в тайге чудодейственных корней женьшеня.
(слайд 10)
Почти половина – это жители берегов Амура нанайцы. О которых мы с вами и поговорим. Традиционные занятия нанайцев – охота и рыбная ловля. Охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами.
(слайд 11-15)
Нанайцы – искусные мастера. Они изготавливали из шкур красивую одежду, обувь, расшитую древними национальными узорами. Вся одежда (повседневная, праздничная, верхняя и т. д., кухонная утварь, ковры и коврики расписывались красивыми узорами, которые женщины и девушки вышивали сами, а их образы придумывали из жизни. Узорами или орнаментом украшали все, дабы защитить себя и семью от злых духов. Если присмотреться, то можно увидеть, что все орнаменты похожи либо на какое – то животное, растение, птицу.
(слайд 16)
Также изготавливали нанайские деревянные фигурки животных: собака, олень, лиса, волк; лодки; охотник и другие.
Игра: «Каук».
Беседа о том, как женщины готовили детей в жизнь с помощью разных игр, в которых воспитывались смелость, ловкость, зоркость. Знакомство с правилами игры «Каук». С закрытыми глазами, с помощью чуткого слуха, по повадкам, по походке (движениям) «охотник» должен определить животного. Детям надели эмблемы с изображениями различных животных, вспомнили, как они передвигаются.
Нанайцы, как и многие другие народности очень любят предания, сказки, загадки и различные мифы. Но все свои сказки народ выдумывал на ходу, что видел о том и говорил. Сегодня мы вам будем загадывать загадки, вы их постараетесь отгадать.
1. «Два брата друг друга не могут догнать» (Лыжи.)
2.«Зимой надевает шапку, летом снимает» (Пень)
3.«Два брата живут, а в гости друг к другу не ходят» (Ножи.)
4.«Ест, ест – не насытится» (Огонь.)
5.«Великое множество стариков с белыми трубками во всю длину Амура стоят» (Телеграфные столбы.)
6.«На одном пне две змеи замотаны» (Две косы вокруг головы у женщины.)
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
5. Рефлексия.
Ребята, а что обозначают разные цвета у нанайцев:
красный - огонь, желтый - солнце, синий - вода, зеленый - растения.
6. Пальчиковая гимнастика.
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (сложены вместе ладони)
Рыбке весело играть. (изображают как плывет рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, рыбка снова уплыла (снова плывут)
(слайд 17)
Ребята с вами хочет познакомиться кукла «Хупику» – так называли детскую игрушки нанайцы.
Кукла здоровается по нанайски «Богачо анну».
Ребята здороваются с куклой по нанайски.
Ребята посмотрите у вас лежат на столах заготовки нанайских кукол. Как вы думаете, что на них изображено? (Ответы детей).
Это традиционны орнамент, которым украшают одежду, обувь, ковры, головные уборы и многие другие вещи. Вот и сегодня мы с вами постараемся украсить наши халаты разноцветными узорами.
Заключение.
Скажите, с какой народностью мы сегодня познакомились? На какой территории они проживают. Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?
Поблагодарите наших гостей. Всем спасибо!