МААМ-картинки

Теоретические и методические основы в формировании личности ребенка в новом прочтении сюжетно — ролевой игры

Ирина Рябкина
Теоретические и методические основы в формировании личности ребенка в новом прочтении сюжетно — ролевой игры

Автор: И. Н. : РЯБКИНА

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, полоролевая социализация, сюжетно-ролевая игра, воспитание, потенциал.

Модернизационные процессы в системе дошкольного образования усилили задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Ведущий вид деятельности детей дошкольников-игра, таким образом, становится предметом особого интереса, так как составляет основное содержание жизни, тесно переплетается с трудом и учением [34].

Публикация «Теоретические и методические основы в формировании личности ребенка в новом прочтении сюжетно — ролевой игры» размещена в разделах

Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи Д. Б.  Эльконин [4;6;7;15;24], Л. И.  Божович, А. В.  Запорожец, П. Я.  Гальперин, В. С.  Мухина. А. Н.  Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов. Л. И.  Божович, развивая эту мысль А. Н.  Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение [3;5; 10].

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны.

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты формирования личности ребенка, отдельных ее сторон:

№п/п

Автор

Название исследования

Год написания

1.

Салчак Б. В.

Конструирование образовательной среды ДОУ как условие воспитания самосознания детей

2009г.

2.

Сидорова А. Н.

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста

2009г.

3.

Сушенцева

Д. Б.

Воспитание у дошкольников качеств личности гуманистической направленности средствами музыкально-игровой деятельности

2006г.

4.

НгуенТхи Ким Ань

Воспитание творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

2004г.

5.

Царегородцева Е. А.

Оценочные высказывания педагогов как условие обеспечения личностного роста ребенка-дошкольника

2007г.

В настоящее время перед воспитателями возникает серьё зная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры, планшеты   и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

ФГОС ДО определяет основное направление педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения - создание психолого-педагогических условий для позитивной социализации и индивидуализации воспитанников; формирование личности и индивидуальности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве [15].

Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.

Новый этап развития мировой педагогической мысли изменил общий взгляд на образование в направлении его гуманизации, определяющей приоритет общечеловеческих ценностей, создания условий для свободного развития личности. Подверглись пересмотру отношения к ребенку как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепился статус субъекта образования. Педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматривается как главная цель образования.

На передний план выступил принцип субъект-субъектных отношений, который предполагает, что только в условиях равноправного сотрудничества

и взаимодействия возможно эффективное формирование личности. Данная задача решается через накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром, благодаря чему расширяются его возможности активно и творчески участвовать в этом процессе осознавая собственный опыт и пользуясь им в различных видах деятельности.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др., физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного, постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений [4].

Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом.

Таким образом, можно констатировать, что в научно-методической литературе и в практике работы нашла отражение проблема формирования личности ребенка дошкольника на основе игровой деятельности. Однако, несмотря на внимание исследователей к данной проблеме, инновационные подходы к ее реализации на практике продолжают оставаться недостаточно разработанными и обобщенными.

Список литературы:

1. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М., 2002 - №4-53-56

2. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников. // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002-№4-51-57.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.

4. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 2012. – 184 с.

5. Курочкина И. Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса//Дошкольное воспитание. -2001.-№5-80-83.

6. Артемьева Т. И. Развитие личности и ее способностей. -М. : АСТ, 2009.- [С. 106-123].

7. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд. – М. : Обруч, 2012

8. Монахова, Д. Л. Мир игры и празднично – игровая культура детства [Текст] / Д. Л. Монахова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 161– 162.

9. Эксакусто, Т. В. Тренинги и ролевые игры / Т. В. Эксакусто. - М. : Феникс, 2015. - 286 c.

10. Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] : / автор. Е. В. Васильева. – РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 – с.

Публикации по теме:

Центр сюжетно-ролевой игрыЦентр сюжетно-ролевой игры Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Атрибуты для сюжетно-ролевой игрыАтрибуты для сюжетно-ролевой игры Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, в двух словах, как мы разнообразим детскую сюжетно- ролевую игру. Посмотрите какие "теблеточки".

Центр сюжетно-ролевой игры «Больница»Центр сюжетно-ролевой игры «Больница» Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашей группе мы создали условия для.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Профессии» Цель:Развивать интерес к сюжетно - ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Предварительная.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Методические рекомендации по сюжетно-ролевой игре «День рождения в кафе»Методические рекомендации по сюжетно-ролевой игре «День рождения в кафе» Сюжетно-ролевая игра "Кафе", сюжет "День рождения". Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той,.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье»Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье» Хочу поделиться идеей оформления сюжетно - ролевой игры "Ателье". Данный материал будет интересен воспитателям. Я расскажу вам и покажу.

Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»Организация сюжетно-ролевой игры «Больница» На дальних подступах к врачу Больной шумит: «Талон хочу!» Регистратура тут как тут. «Пожалуйста! Только вас и ждут! Отдайте в гардероб.

Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные»Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные» Поступил сигнал тревожный В часть пожарную о том, Что в весенний день погожий Загорелся кошкин дом. Дом горит, как лист бумажный, Застилает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические и методические основы в формировании личности ребенка в новом прочтении сюжетно — ролевой игры
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 19:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД