Получи документы

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями

Клочко Ольга
Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями

Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.

Публикация «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями» размещена в разделах

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – является первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Также важной задачей детского сада является привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

Перечень документов определяющих взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников.

• Декларация прав ребенка (1959г.) – 10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.

• Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.) – 54 статьи указывают права ребенка с правами и обязанностями родителей.

• Семейный кодекс РФ.

• Закон «Об образовании».

• Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей.

Основные понятия определяющие общение воспитателя с родителями воспитанников.

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями : кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т. д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства. Рассмотрим принципы взаимодействия педагогов с родителями.

• Принцип открытости - открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение, взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

• Общение на основе диалога : открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Возможность высказаться обеим сторонам.

• Принятие - восприятие позиций, стремлений индивидуальности личности собеседника. Принимать другого человека таким, какой он есть, при этом целиком оставаясь самим собой.

• Принцип единства - взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

В связи с социальными переменами в общественной жизни, с появлением новых технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь, с быстро развивающимися событиями в области образования и воспитания, а так же науки, необходимо уметь быстро реагировать на происходящее и всегда быть готовым соответствовать требованиям современности, а значит детский сад должен идти в ногу со временем. Предлагаемые ФГОС принципы общения воспитателя с родителями являются актуальными.

Характеристика форм взаимодействия ДОУ с родителями.

Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам относятся такие как:

Беседы

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Посещение семьи ребенка

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости, и предусматривают более частные задачи.

Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать папки-передвижки, подбирая в папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

Дни открытых дверей

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.)

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая совместно с родительским комитетом и воспитателями. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста. Предусматриваются выступления родителей.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Консультации

Консультации близки к беседам. Главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Выставки – это наглядная форма предоставления информации. Они знакомят родителей с ожидаемыми или уже прошедшими мероприятиями в группе, детском саду (акциями, конкурсами, экскурсиями и праздниками).

Родительские конференции

Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

По-прежнему значимым вектором работы остается проведение совместных с родителями Праздников и развлечений. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, 23 февраля, 9 мая и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов.

Одной из форм сотрудничества с родителями является Работа с родительским комитетом. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете. Он совместно с руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества ДОУ и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общий родительский комитет ДОУ.

К нетрадиционным формам общения относятся:

Сайт детского сада

На сайте содержится информация для родителей : о направлении работы ДОУ, об оказании услуг. С помощью сайта учреждения родители могут получить интересующую их информацию, связанную с адаптацией детей; высказать свои пожелания, написать отзывы о работе ДОУ. Сайт направлен на выявление интересов и запросов родителей.

В каждой группе педагогами оформляются Фотовыставки и фотомонтажи, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества.

Проведение акций

Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция "Подари книгу другу". Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почта доверия. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно.

Проведение мастер-классов - Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог.

«Круглый стол» с родителями

Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Презентации

– помогают родителям познакомиться с основными формами работы детского сада с семьей в период адаптации. Полученные знания родители могут применять в воспитании детей в семье, тем самым облегчить адаптационный период пребывания своего ребенка в ДОУ.

Выпуски семейных газет и плакатов

Газеты и плакаты помогут сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, "Выходной день семьи", "Моя мама", "Мой папа", "Я дома" и т. д.

Проведение тренинга и деловой игры

В процессе этих игр участники не просто "впитывают" определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на совместных прогулках и экскурсиях. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.

Брошюры, листовки и буклеты.

Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут эти формы письменного общения. Они помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Родители могут обращаться к пособиям в течение всего года. Их можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать родителей информацией об особых мероприятиях, изменениях в ДОУ.

Выставка семейных реликвий – это такие предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в поколение (бусы, шкатулки, амулеты, статуэтки и др.). Сегодня не часто случается услышать о семейной реликвии. Может быть потому, что люди стали забывать своих предков, свои семейные традиции. Выставка семейных реликвий помогает с ранних лет понять детям, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Родительские собрания, как форма взаимодействия с родителями. Разработка родительских собраний.

Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с их задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Родительские собрания могут быть :

• Организационными

• Текущими и тематическими

• Итоговыми

• Обще садовскими и групповыми.

Этапы родительского собрания.

I. Организация родительского собрания

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Повестка дня групповых собраний должна быть разнообразна. Она включает, выступление педагога по теме актуальной для детей данного возраста и требующей коллективного обсуждения, текущих организационных вопросов. Так же, в собрание может быть включено выступление медицинской сестры, психолога, музыкального работника или других специалистов.

Выбор темы педагогического выступления на групповом собрании определяется прежде всего задачами воспитания детей данной возрастной группы, содержанием работы с учетом того на сколько уровень воспитанности и общего развития детей соответствует данной группе, а также актуальностью какой либо темы для родителей.

При подготовке к собранию следует продумать организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания : заранее пригласить родителей, разослать приглашения, подготовить фото и видео материалы, отображающие жизнь детей в стенах ДОУ. Родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, к тому же украшенные детскими рисунками. С некоторыми родителями особенно важно поговорить специально.

Завершит организационную часть этапа подготовки к родительскому собранию это оформление помещения для его проведения.

Сценарий родительского собрания предмет творчества педагога. Но, тем не менее, собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов.

1. Анализ достижения детей.

В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей.

2. Знакомство родителей с социально-эмоциональной обстановкой в группе.

Воспитатель делится своими наблюдениями в вопросах касающихся поведения ребят, в различных, наиболее важных для самих родителей ситуациях. Так же темой для разговора на этом этапе могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид, и другие вопросы. При таких разговорах воспитателю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя.

3. Просвещение родителей в психолого-педагогических вопросах.

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

4. Обсуждение организационных вопросов состоит из двух составляющих: отчета о проделанной работе и информации о предстоящих делах. А все финансовые проблемы лучше всего обсудить заранее с родительским комитетом.

5. Личные беседы с родителями

По окончанию собрания почти всегда остается, какая - то часть родителей, желающих задать вопрос о своем ребенке, посоветоваться и, может быть высказать претензии. Не все могут и хотят делать это публично. Важно, чтобы работники детского учреждения обеспечили его принципиальный, доброжелательный характер.

III. Подведение итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, хорошо бы заранее подготовить опросные листы для оценки и пожелания родителей.

Немаловажно обеспечить чёткий регламент. Опыт показал, что продолжительность собрания не должна превышать 1,5 часа; нужно учитывать то, что родители приходят в детский сад после работы и у них еще есть дома не отложные дела.

Уже после собрания педагоги выясняют, кто из родителей не был на собрании, и стараются в тактичной форме узнать причину их отсутствия, всю информацию об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах воспитателя с родителями, в материалах, размещенных на стендах в родительском уголке, папках передвижках. Не исключено, что некоторые наиболее важные вопросы могут быть вынесены для обсуждения на родительском комитете детского сада, на общем собрании.

Таким образом, групповые родительские собрания наиболее действенный способ системы работы «Семья-детский сад».

Воспитание в дошкольном учреждении должно быть направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться его индивидуальность, но это не возможно без включения родителей в педагогический процесс. Так как взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей и развитии способностей. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам дошкольного образовательного учреждения. Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения воспитателям необходимо тщательного изучить систему и формы взаимодействия. При этом изучение должно быть не ради изучения, а ради оптимизации воспитательного процесса дошкольников. Поэтому педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, не забывая традиционные, проверенные временем формы взаимодействия с родительским сообществом.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.

Папка взаимодействия музыкального руководителя с родителямиПапка взаимодействия музыкального руководителя с родителями «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Занимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителямиЗанимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителями Известно, что тесное взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного функционирования дошкольного учреждения в решении задач обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 18:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД