Получи документы

Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

анна билык
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в средней группе

«Капитошка» МК ДОУ № 496 «Золушка» г. Новосибирск

Предметно-пространственная среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша.

Насыщенность группы:

Публикация «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Средства обучения и воспитания подбираются в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Материалы для предметно-развивающей среды подобраны по возрасту воспитанников.

Трансформируемость и полифункциональность группы:

в пространстве группы имеются предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.

Доступность:

Всем детям обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам.

Предметно – пространственная развивающая среда группы организованна с учетом требований ФГОС, где прослеживается все пять образовательных областей.

Вариативность: периодическая сменяемость игрового материала.

Зона сюжетно-ролевых игр

«Семья» - набор чайной посуды, средний, крупный; набор кухонной посуды; кукольная коляска; телефон; утюг; кукольный стол; кукольная кровать и диванчик; сумки, корзинки, рюкзачки. кухонная плита; гладильная доска.

«Магазин» - овощи, фрукты, продукты, бытовая химия, касса, весы, деньги, тележка-ящик.

«Больница» - лекарства (предметозаместители) Набор медицинских принадлежностей, вата, бинт, спец. одежда.

«Парикмахерская» - набор парикмахера, шампуни, бальзамы (предметозаместители)

«Строители» - различные наборы для строительства, Конструкторы из серии "LEGO- DACTA ; набор солдатиков ; каска; набор строительных инструментов; крупный строительный набор.

«Автопарк» - грузовик; автомобили разных размеров; пожарная машина; подъемный кран; кораблики, самолеты; железная дорога, жезл, дорожные знаки, светофоры, макет автодороги.

Одежда для кукол, Набор мебели для кукол

Автобус; машина "скорой помощи"; Ракета-робот (трансформер, Коврик - трансформер (плоскостной)

Зона для сенсорных и настольно-печатных игр (п/р)

Пазлы, мозаики, лото, шнуровки, доски-вкладыши, пирамидки, наборы цветных палочек, кубики «Сложи узор», кубики с сказочными героями, «Найди пару», «Блок Дьенеша», "Палочки. " Наборы парных картинок на соотнесение, разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей, Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями, коврик "Ларчик", наборы парных картинок на соотнесение,различные плакаты,

Набор плоскостных геометрических фигур, Счеты напольные, проблемный ящик" со звуковым, световым, механическим эффектами, горки (наклонные плоскости) для шариков

Уголок природы (экспериментирования)

Наборы диких и домашних животных, птиц, насекомых, рыб, коллекции ракушек, камней, тканей, магниты, серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей, почва, песок, мел, глина, стекло, набор для экспериментирования, шишки, каштаны, орехи, желуди и т. д, лупы, стекла (разного цвета,баночки (разных размеров,трубочки, бинокль, микроскоп,набор тканей, мерные стаканы, иллюстрации для экспериментирования.

Макет "скотный двор"

Спортивный уголок

Мячи, шарики, скакалки, кегли, клюшки, кольцеброс, ракетки, разные наборы для гимнастик, дорожки здоровья, мячики для метания.

Книжный уголок

Библиотека книжек для дошкольного возраста, портреты писателей.

Пополнять по возможности

Уголок ряжений

белая шапочка; плащ-накидка; фуражка; каска; набор масок;

Уголок для игр с песком и водой

Цветной песок, посуда, лейки для игр с водой.

Центр детского творчества

Стол для рисования, мольберт, пластилин, фломастеры, краски, карандаши, различные виды цветной бумаги, кисти, стаканчики, бумага различной плотности, доски, печатки, клей, кисти для клея, баночки для клея, подносы для форм, ножницы, мелки восковые, ручки шариковые.

Игровой центр с крупными мягкими конструкциями

Объемные модули, крупные, разных форм

Крупный строительный набор.

Игровой центр

Разные игрушки (в том числе звучащие, каталки, строительный материал, ведёрки, игра «Поймай рыбку», «Рыбалка», «Прокати шарик в воротца», Сухой бассейн и др.

Театральный уголок

Театр на столе (самодельные персонажи из картона,пальчиковый театр, сказка «Три поросенка» би-ба-бо, «Колобок», разные куклы би-ба-бо набор наручных кукол би-ба-бо; Фигурки сказочных персонажей; Тематический набор сказочных персонажей; Трехстворчатая ширма/театр (70 см.)

Центр патриотического воспитания

Карта России, флаг России, игры по данной теме, куклы в национальных костюмах.

Художественная литература по данной теме.

Центр музыкального развития

маракасы, бубен, барабан, погремушки, колокольчики, деревянные ложки, гармошка, дудочка, металлофон, музыкальный центр.

Уголок уединения

Телефон, мягкое кресло, массажные мячи.

Несмотря на то, что предметно-пространственная среда моей группы соответствует ФГОС ДО, в перспективе я бы хотела видеть ее более совершенной: планирую пополнить среду группы приобретением современного оборудования.

Проект оформления предметно – развивающей среды.

Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.

Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком, при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.

Цель проекта: организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи:

• проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;

• внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;

• приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.

Ожидаемые результаты:

• повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;

• преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;

• позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе.

1. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения – часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В. А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.

Социально-коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Развитие трудовой деятельности

Познавательное развитие

Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания

Знакомство с социальным миром

Развитие элементарных математических представлений

Речевое развитие

Развитие словаря

Воспитание звуковой культуры

Развитие связной речи

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Формирование грамматического строя речи

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Художественно-эстетическое развитие

Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы

Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира

Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства

Физическое развитие

Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни

Направление образовательных областей с учетом взаимно дополнения и с учётом требований ФГОС ДО

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства для средней группы

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.

3. Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Участники, принимающие в организации РППС: педагог и родители.

Направление образовательной области

«Социально-коммуникативное»

Приемная группы «Уголок именинника" Макет дерева по временам года с фотографиями детей, у которых будет день рождение именно в этот период.

«Уголок информации Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы»,

Стена творчества «Фантазии Капитошки» На стене сетка для вывешивания детских работ, организации выставок, трехуровневая подставка для детских поделок.

Центры Наполнение Задачи по ФГОС

Приемная группы

«Уголок именинника" Макет дерева по временам года с фотографиями детей, у которых будет день рождение именно в этот период.

Задачи по ФГОС Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Групповое пространство

Центр

«Сюжетно-ролевых игр»

Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них (посудка, одежда для кукол). Парикмахерская, кухня, диванчик, куклы. В центре закреплена полка с тематическими куклами (повар, стюардесса, врач, строитель, оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой данной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке расположен макет кукольной комнаты. По краю полки ажурная занавеска в сочетании со скатертью на маленьком столике.

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

«Уголок ряженья и уединения»

Шкаф с тематическими костюмами, сундук с тряпочками, покрытый вязаным ковриком. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребенок может прилечь на коврик отдохнуть). Композиция из искусственных растений, в котором журчит вода.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

«Уголок настроения»

На стене «Паровозик» с фотографиями детей, картинки Капитошки, выражающие разные эмоции.

Центр «Безопасности»

Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского, сверху коврик с разметкой улиц и дорог. Вдоль шкафа на стене вектор города. В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, макет пожарного щита.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

«Речевое развитие»

Центр

«Мир книги»

Полка, на ней книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, столик и два кресла для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий

и т. д.

Центр театрализованных игр»

Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес.

Овладение речью как средством общения и культуры

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Обогащение активного словаря

Развитие речевого творчества

«Познавательное развитие»

Центр «Экологии» содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма). Также над природным уголком оформлена воздушная композиция.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности. В баночках коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты.

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Нравственно-патриотический уголок На стене помещена государственная символика родного города и России, президент и гимн. В нем находятся пособия и иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины, карта нашей страны. Макет русской избы, тряпичная кукла «Валдайский колокольчик», информация о тряпичных куклах, самовар.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках

«Строительный» (конструктивный) центр конструктор различного вида крупный и мелкий (пластмассовый и деревянный). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них. Коробка с игрушками заместителями.

«Художественно-эстетическое развитие»

Центр творческой активности Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать.

Музыкальный уголок Пианино, магнитофон, музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки и т. д.). Подобрана картотека расслабляющей музыки, сказок, веселой для заряд

Мини-музеи фигурки, фарфоровые статуэтки, посуда, книги, информация, фотографии и т. д.)Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного)

«Физическое развитие»

Центр «Если хочешь быть здоров!» Спортивное оборудование, скакалки, обруч, флажки, мячи, кегли, разноцветные мешочки с крупой (носить на голове). На стене игра-метание дротиков, картинки с информацией, какие бывают виды спорта. Развитие различных физических качеств

Правильное выполнение основных движений

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Результат проделанной работы, я отмечает, что у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей.

Заключение

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». И, создавая благоприятную среду развития для наших детей, хочется видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Публикации по теме:

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Интегрированная совместная деятельность воспитателя и детей младшего дошкольного возраста «Птичье гнездышко» Цель: Расширить представления детей о перелетных птицах. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания детей о перелетных птицах: особенностях.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с работой сердца» Цель: 1. Дать детям представление о работе сердца, познакомить с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс». 2. Развивать наблюдательность, внимание,.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 июля 2021 в 10:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД