Ольга Вавринюк
Теоретические основы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуализирует проблему формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Выявленным тенденциям по несамостоятельности, безынициативности детей, проявления их неспособности принимать правильные решения в экстремальных ситуациях, пользоваться правилами по технике безопасности, обращаться за помощью к компетентным работникам социально-бытовых служб, взрослых, а, следовательно, росту поколения, отчужденного от реалий жизни, необходимо противопоставить современные воспитательно-образовательные технологии, начиная с самого раннего возраста.
Публикация «Теоретические основы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте дети еще уязвимы, у них не сформированы в достаточной мере навыки самосохранения, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий [4]. Сущность проблемы состоит в том, что природная любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающей действительности, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности детей дошкольного возраста, рассматриваются многими современными учеными [1;2;5;7]. Данная тенденция объясняется требованиями введенного и реализующегося стандарта (ФГОС ДО). В целевых ориентирах ФГОС ДО прописано, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок, опираясь на свои знания и умения, может соблюдать правила безопасного поведения» [2].
Такие исследовали как Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина рассматривают основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [1]. А. И. Садретдинова предлагает комплекс педагогических условий, доказавших свою эффективность при формировании культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [5]. На внимании родителей к проблемам формирования представлений о безопасности жизнедеятельности дошкольников сосредоточены методические наработки Л. А. Григорович [3]. Также на необходимость сотрудничества с родителями воспитанников признают и многие другие авторы. Эти исследователи отмечают важность «правильного подражания», предлагая инструкционно-методические материалы для родителей и педагогов [2, c.36].
Не отрицая важность достижений этих ученых, стоит отметить их однобокость. Указанные авторы рассматривают и освещают методику профилактических вопросов безопасного поведения на дорогах больших городов (имеющих светофоры) и в быту, раскрывают формы сотрудничества педагогов с родителями воспитанников. В то же время данными авторами уделяется недостаточное внимание таким разделам безопасности жизнедеятельности как «экологические катастрофы», «антитеррористическая безопасность», которые, к сожалению все чаще встречаются в нашей стране и нашем регионе, в частности [6].
Рассмотрим, что входит в понятие «безопасность жизнедеятельности». Раньше исследователи вкладывали в это понятие такие аспекты как охрана жизни и здоровья детей, а также безопасные условия труда специалистов ДОУ. В современном понимании безопасность жизнедеятельности рассматривается как комплексная система знаний о защищенности жизни и деятельности личности, общества и среды обитания от опасных факторов природного и искусственного характера [6]. Ее объектом является жизненный процесс человека во всем его разнообразии. Главная цель безопасности жизнедеятельности – сохранение жизни и создание условий для его существования [1].
По мнению А. Т. Смирнова, безопасность жизнедеятельности – это область знания и научно-практической деятельности направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий воздействия на организм человека, основ защиты его здоровья и жизни, а также создание среды для проживания, лишенного опасностей [7, c.36].
Кроме понятий «безопасность», «безопасность жизнедеятельности» в научном обороте используется и такое понятие как «культура безопасности». Однако, если безопасность жизнедеятельности – это жизнедеятельность по ее основным законам (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов, то культура безопасности включает еще ряд дополнительных компонентов – мотивацию, опыт самосовершенствования, готовность к безопасной жизнедеятельности [6].
Многоаспектность проблемы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста определяет необходимость систематической работы с дошкольниками. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста должна обеспечить минимально достаточный и необходимый уровень компетенции ребенка для безопасного пребывания в окружающей среде и выработки у них элементарных, доступных возрасту норм поведения в чрезвычайных ситуациях.
Как отмечает С. В. Петров причины травм, встречающиеся среди детей, настолько разнообразны, что противодействовать их возникновению сложнее, чем инфекционным болезням. Поэтому основное внимание в профилактике безопасности жизнедеятельности ребенка должно направляться на воспитательную работу, во время которой дети получают специальные знания, перенимают жизненный опыт от окружающих взрослых. Эта работа должна проводиться совместными усилиями педагогов, медицинского персонала и родителей. Дети должны овладеть определенными знаниями, умениями, навыками, сформированными убеждениями, что нужны каждому человеку для сохранения жизни и здоровья, а также должны быть подготовлены к действиям в опасных ситуациях [6].
В организации воспитательно-образовательной работы по вопросам безопасности жизнедеятельности дошкольников можно определить три основных направления :
1. Такая работа не должна ограничиваться усвоением норм и правил; детей необходимо учить осторожности, навыков ориентирования и быстрой реакции в экстремальных ситуациях;
2. Максимального эффекта можно достичь, если будет прослеживаться единая стратегическая линия в деятельности педагогического, детского и родительского коллективов;
3. Следует учесть некоторые принципиальные аспекты работы с детьми, которые существенно отличаются от аналогичной работы со взрослыми (рассказы, видеофильмы о последствиях экологических катастроф (пожаров, наводнений, других опасностей) [2].
Открытым остается вопрос, целесообразно ли говорить с детьми дошкольного возраста о возможных трагических последствиях несчастных случаев, о смерти сверстников. Однозначного отношения к этой мысли ни среди педагогов, ни среди родителей нет. Решать это нужно в каждом конкретном случае, учитывая уровень детей, их индивидуальные особенности, возможности взрослых. Необходимо помнить, формируя представления о безопасности жизнедеятельности у детей, важно не запугать их, не сломать их естественной любознательности и заинтересованности окружающим миром. Главное правило для педагогов и родителей – не пугать детей возможной опасностью, а воспитывать разумную осторожность.
Преимущество в воспитательно-образовательном процессе предоставлять интересным доверчивым беседам, разговорам, моделированию и анализу определенных угрожающих безопасности жизнедеятельности ситуаций, дидактическим и сюжетно-ролевым играм. Больше внимания нужно уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение определенных навыков поведения, опыта, самостоятельного поиска выходов из сложных ситуаций, обучению принимать взвешенные, продуманные решения. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике [4].
Результатом такой систематически проводимой работы должно стать то, что ребенок старшего дошкольного возраста дифференцирует понятия «опасное» и «безопасное», осознает важность безопасности жизнедеятельности (собственной и других людей); знает правила безопасного пребывания дома, в дошкольном учреждении, на улице, на воде, льду, игровой, спортивной площадках; ориентируется в правилах поведения с незнакомыми предметами и веществами; пожарной и электробезопасности; пользовании транспортом; в основных знаках дорожного движения; знает и может воспользоваться номером телефона основной службы помощи (пожарная, медицинская, милиция); осознает, к кому можно обратиться в критической ситуации; владеет навыками безопасного поведения при агрессивном поведении сверстников или взрослых; умеет применять полученные знания, умения и навыки без ущерба как собственному,так и здоровью других людей и соблюдает правила безопасности жизнедеятельности [1]. Главная цель – сформировать у ребенка основные понятия об опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, научить правильно вести себя в критических ситуациях.
Чтобы осуществлять плодотворную работу с детьми, нужно проводить работу с педагогическим коллективом и родителями, перед которыми стоят три важнейшие задачи («предвидеть, научить, уберечь») :
1. Создать безопасные условия для жизнедеятельности ребенка;
2. Сформировать у ребенка умение предвидеть последствия своих поступков;
3. Выработать у ребенка навыки практических действий при возникновении опасной ситуации [6].
Прежде чем учить дошкольников, педагоги должны сами получить четкие знания и овладеть навыками по данному вопросу. Но главное – донести до сознания детей понимание о ценности, неповторимости каждого человека, вызвать у них желание заниматься собственным здоровьем, быть осмотрительным и ценить личную безопасность и жизнь.
К эффективным формам организационно-методической работы с кадрами относятся: педагогические советы, семинары, мастер-классы, консультации, инструктажи по охране труда, практические тренинги по эвакуации, круглые столы, творческие лаборатории, интерактивные деловые игры, обмен опытом, обсуждение новинок педагогической литературы и подготовка собственных публикаций в профессиональных периодических изданиях, разработка методических рекомендаций, оформление тематических стендов и санитарных бюллетеней, проведение конкурсов-смотров, выставок, проведение совместных мероприятий с представителями служб спасения, гражданской обороны [4].
В своей деятельности педагог, прежде всего, должен осуществлять педагогически-воспитательную работу, руководствуясь следующими защитными принципами:
- пребывание детей в поле зрения взрослых и поддержания контакта с ними – залог личной безопасности каждого воспитанника;
- формирование у детей представлений о существующей в окружающей среде опасности (в частности, от незнакомцев) – основной метод защиты детей;
- выработка и доведение до автоматизма у детей привычки закрывать двери – средство личной защиты воспитанников и защиты их жилья от воров;
- воспитание и обучение детей благоразумию и осторожности при выборе мест для игр – профилактика детского травматизма [6].
Эффективность работы по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности у детей в большей степени зависит от согласованности проводимой работы в условиях ДОУ и семьи, а также положительного примера в поведении окружающих взрослых.
Актуальность рассмотренной темы на сегодняшний день не вызывает сомнений. Невозможно предусмотреть меры предосторожности для абсолютно всех случаев, угрожающих безопасности жизнедеятельности дошкольников, но вполне по силам педагогам (в сотрудничестве с родителями дошкольников) проводить воспитательно-образовательную работу с детьми по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности для того чтобы предвидеть, научить и уберечь их от возможных последствий.