Наталья Потапкина
Теоретические основы изучения ритмики старших дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы изучения ритмики старших дошкольников с нарушением зрения
Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. коррекционный ритмика зрение В наше время наблюдается устойчивая тенденция сохранения определенных видов заболеваний в детском возрасте, что приводит к нарушению гармонии физического развития ребенка: аномалии верхних дыхательных путей, костно-мышечной и нервной системы, заболевания аллергического характера, и особенно тревожным является возрастание численности детей с избыточной массой тела. Одной из причин всех вышеперечисленных заболеваний может стать гиподинамия, недостаточное развитие двигательной сферы детей. Ритмика может стать хорошим средством развития двигательной сферы, так как, с одной стороны, эта методика интересна для детейдошкольников, предоставляет им возможность для двигательного творчества, с другой — происходит воздействие на них эмоционально посредством музыки, таким образом, происходит обогащение их духовного мира. Такие ученые, как Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, М. А. Румер, позднее Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева принимали участие в организации системы ритмического воспитания в нашей стране, рассчитанной на детей дошкольного возраста. В трудах многих музыкантов-педагогов (Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина Э. Жак-Далькроз, Е. В. Конорова, К. Орф) показана роль музыкально-ритмической деятельности, как синтетической по своей природе, для формирования музыкальных способностей у старших дошкольников. Связь между музыкальным и двигательным воспитанием исследуется в работах Е. В. Назайкинского, Б. М. Теплова, Н. Г. Александровой, К. В. Тарасовой, М. Палавандишвили, А. Н. Зиминой, А. Бентли.
Публикация «Теоретические основы изучения ритмики старших дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Темочки
Изучена природа ритма, этапы его формирования у детей, выявлена его связь с двигательными реакциями организма, на основании чего можно сказать, что занятия ритмикой не противоречат естественному ходу развития ребенка. Таким образом, вместе с развитием двигательных навыков и умений, подвижности детей происходит удовлетворение других потребностей ребенка, таких как потребность в игре, творчестве, музыкальной деятельности. Все это делает ритмику успешными в развитии двигательной сферы нормально развивающихся старших дошкольников. Недостаточность развития двигательных качеств и навыков наблюдается у дошкольников с нарушением зрения. Для слабовидящих детей характерно отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности. Щадящий режим, гипери гипоопека формируют специфический облик слабовидящего ребенка. Его можно характеризовать с одной стороны гиподинамией, отсутствием необходимых для самостоятельной деятельности качеств, а с другой и вследствие этого — возникающей зависимостью от взрослого, приводящей к эгоцентризму. Разработка эффективных методов и средств коррекции недостатков физического развития, опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности детей с нарушениями зрения является в тифлопедагогике актуальной проблемой. Ритмика как система специальных музыкально-двигательных упражнений может успешно применяться в работе с такими детьми с целью коррекции вторичных отклонений в их развитии. Зрительная депривация у слабовидящих детей школьного возраста отрицательно сказывается на уровне развития музыкального ритма и музыкально-ритмических движений. Занятия ритмикой в младших классах школ для слабовидящих детей также имеют коррекционную направленность.
Значение развития чувства музыкального ритма имеет значение как средство коррекции недостатков развития движений у слабовидящих детей. Установлено, что у детей с нарушениями зрения наблюдаются вторичные отклонения не только в физическом развитии, но также и отклонения в развитии чувства ритма по сравнению с их нормально видящими сверстниками. Несмотря на эти отклонения, существуют огромные возможности коррекции чувства ритма у слабовидящих детей, которая может осуществляться на уроках ритмики посредством музыкально-двигательных упражнений. Особенностью коррекционно-ритмической терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Другим важным компонентом коррекционной ритмики является движение. Многие зарубежные и отечественные ученые в области психологии, медицины указывали на важность и необходимость использования движений как средства лечения и коррекции. Использование движений в коррекции психоэмоционального и физического состояния детей с нарушениями зрения весьма актуально и имеет огромный положительный эффект. Кроме того, дошкольники с нарушением зрения не имеют полноценной физической готовности к школе. Это снижает двигательную активность, подвижность детей в школе, создает условия для проявления и возникновения двигательных нарушений. Поскольку при потере зрения и слабовидении нарушается ряд двигательных функций, то совершенно естественно, что одним из наиболее радикальных оздоровительных и корригирующих методов будет использование эффективных средств и методов физического воспитания. Безграничные возможности физических упражнений позволяют более радикально решать важнейшую проблему компенсации слепоты и слабовидения. Доказана эффективность использования физических упражнений при организации классной и внеклассной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих учащихся.
Выявлены особенности физического развития, мышечной работоспособности детей с нарушениями зрения и доказано значение использования физических упражнений в работе с такими детьми. Широкие возможности для исправления двигательных нарушений и отклонений физического развития слабовидящих школьников заложены в процессе их физического воспитания непосредственно на школьных занятиях физкультурой, а также на специальных занятиях по коррекционной и лечебно-профилактической гимнастике. Можно предположить, что коррекционная ритмика как часть физического воспитания может также успешно применяться в работе с детьми с нарушениями зрения, так как включает в себя не только двигательный, но и музыкальный компонент, что в сочетании с физическими упражнениями дает огромный положительный эффект.