Анастасия Ложкина
Теоретические основы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие - это изменения количественного и качественного характера в психологических процессах сферы познания, происходящие под влиянием возрастного фактора, среды, в которой ребёнок живёт, и пополнения собственного опыта ребенка. То есть познавательное развитие подразумевает обогащение круга познавательных интересов под влиянием осуществления познавательных действий.
Публикация «Теоретические основы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Познавательный интерес рядом ученых определяется как отношение к предмету или деятельности. Но это отношение отличается от других видов отношений личности и, в частности, от общего положительного отношения к предмету. Специфика интереса в его особой эмоционально-познавательной стороне, которая характеризуется у человека побуждением вопросов, активностью, стремлением к деятельности.
Эта идея прослеживается в исследованиях Н. Г. Морозовой. Она определяет познавательный интерес как активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. Н. Г. Морозова выделяет два уровня интереса : ситуативный (эпизодический) и инициативный [11, c. 123].
Ситуативный интерес является следствием переживания отношения к предмету в данный момент. Он неустойчивый и пропадает одновременно с прекращением соответствующей деятельности. Результат воздействия такого интереса – нулевой.
Второй уровень интереса (инициативный) является следствием стремления к активному поиску источника удовлетворения. Он отличается устойчивостью, не пропадает при отсутствии интересного предмета. Его воздействие на ребенка заключается в том, что познание из средства становится целью деятельности.
В процессе развития необходимо стремиться к становлению второго уровня интереса. Важнейший принципиальный момент здесь в том, что интерес нарастает в связи с удовлетворением. Средством удовлетворения познавательного интереса является новое знание, новая информация.
Получение нового знания не гасит интерес, а, наоборот, усиливает его. В своей развитой форме он становится ненасыщенным – чем больше человек узнает, тем больше ему интересно и хочется знать. В этом смысле (как и во многих других отношениях) познавательный интерес принципиально отличается от других биологических интересов. Настоящий познавательный интерес невозможно удовлетворить: он безграничен, как безгранично самопознание [11].
Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, знаний о них, к научным областям, их изучающим. Это отношение выражается в глубоком изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.
Иначе говоря, интерес как отношение выступает лишь в начальной стадии своего развития. В последующем, при благоприятных условиях, эмоциональное отношение перерастает в направленность личности, то есть определяет ее жизненную ориентацию. При наличии эмоционально-познавательной направленности человек постоянно стремится не только заниматься определенной деятельностью, но и непосредственно познавать ее тонкости, совершенствоваться в сфере этой деятельности. Направленность как бы становится «второй природой человека», делом его жизни.
Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы. A.B. Запорожец утверждает, что интерес равнозначен понятию склонности: «Интерес – это склонность обращать внимание на определенные объекты, стремление подробно с ними познакомиться» [4, c. 66]. В таком случае ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. В данном случае познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности.
Б. М. Теплов рассматривает интерес как одну из форм отношения человека к объективной действительности и определяет его как такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него [18, c. 26].
Психолог В. Н. Мясищев определяет интерес именно как активное познавательное отношение, потому что при всяком интересе человек стремится быть в центре накапливающейся информации [12, c. 163]. Деятельность под влиянием познавательного интереса приобретает определенную направленность. Познавательный интерес при этом уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется за счет:
- его положительного влияния на другие проявления личности (внимание, мышление, память, общую активность);
- подкрепления интереса самим процессом познания и его результатами (разрешение возникающих вопросов и возникновение новых, проявление способностей личности, ее прошлого опыта и установок, приобретение новых знаний и способов познания);
- эмоциональной окрашенности мыслительного поиска в процессе которого эмоции возникают под влиянием «дефицита информации» при наличии познавательной потребности.
Познавательный интерес имеет в виду ориентацию на определенный результат. Однако ориентация на результат задает лишь направление движению мысли. Познавательный интерес, прежде всего, есть потребность в движении к результату, в самом процессе познания [11, c. 110].
Интерес формируется и развивается в деятельности, влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно – субъективная сущность (характер, процесс, результат). Психические процессы, включенные в интерес, – это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения.
Процесс развития интереса – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения; стремление углубиться в познание интересующего предмета, познавательную деятельность; переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Так, во второй половине XX века получили развитие дидактические идеи Г. И. Щукиной о познавательном интересе, активизации познавательной деятельности учащихся, деятельностной направленности педагогического процесса. Именно Г. И. Щукина впервые исследовала познавательный интерес учащихся как педагогическую проблему, что для 50-60-хх гг. XX века являлось инновационной идеей.
Анализ научных исследований Г. И. Щукиной показал, что познавательный интерес детей формируется в несколько этапов. С самого начала познавательный интерес проявляет себя в виде любопытства, которое вызвано каким-либо интересным фактом, приковывает внимание ребенка к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это непроизвольный интерес. Следующей, более высокой стадией формирования познавательного интереса является любознательность. Ребенок самостоятельно проявляет желание разобраться и понять изучаемое явление. На этом этапе ребенок проявляет активность на занятии, задает интересующие его вопросы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Задача педагога заключается в поддержании любознательности и стремлении сформировать у ребенка устойчивый интерес. Для диагностики в трудах Г. И. Щукиной выделяются следующие критерии сформированности познавательного интереса :
1) когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
2)мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
3) действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
Низкий уровень. У детей отсутствует инициативность и самостоятельность при решении данных им заданий. При возникновении каких-либо сложностей обучающийся утрачивает интерес к процессу, а также проявляется отрицательные эмоции (гнев, раздражение).
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к материалу. При возникновении сложностей, ребенок не теряет усидчивость и обращается к воспитателю за помощью, задает уточняющие вопросы, возникающие в ходе выполнения задачи и, получив нужный совет, выполняет задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
Высокий уровень. Характеризуется наличием у детей инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Особую актуальность проблема развития познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка-дошкольника, расширяет и интеллектуализирует содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Проблему познавательного интереса детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а также в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё Л. А. Венгер подчё ркивал: на интерес ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом, условием развития познавательного интереса, вознесения её на высшую ступень являются практические исследовательские действия самого ребёнка [2, с. 115].
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют : там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания как правило усваиваются формально т. е. дети не осознают их, и познавательный интерес не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивно развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно– познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а также при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно – ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.
Интерес дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Интерес ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.
Однако познавательный интерес нельзя рассматривать как прямолинейное движение [11, с. 124]. Это – движение по спирали. Известно, что источником познавательного интереса является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Для детей дошкольного возраста всё новое, неизвестное познаётся в процессе общения со взрослыми. А взрослые знакомят детей с новым при помощи игры, то есть в игровой форме.
Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательного интереса : эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации.
1.3. Развитие познавательного интереса у детей 5-6 лет с помощью игр
К 5 годам познавательный интерес ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей.
Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.
Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.
Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития :
• знакомства с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
• установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
• удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
• формирование положительного отношения к окружающему миру.
Старший дошкольник познает уже "большой мир". Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Познавая различные объекты, события, явления, ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания. Ребенок самостоятельно проявляет желание изучать новое явление, проявляет активность на занятии, задает интересующие его вопросы, познавательного характера, этот возраст называется возрастом почемучек (Из чего это сделано? Почему идет снег? и т. п.)
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано).
Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие [5, с. 44].
1. Начинает формироваться произвольность психических процессов.
2. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.
3. Осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений.
4. В игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, их образы и действия.
5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет– знак –его наименование).
6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с ценностями, правилами. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
7. В игре же продолжается развитие самооценки; усвоение этических норм поведения.
Вывод:
Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
– постановка цепи и планирование;
– прогнозирование возможных эффектов действия;
– контроль над выполнением действий;
– оценка результатов и их коррекция.
На основе анализа информации по данному вопросу, можно сделать выводы о том, познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.