МААМ-картинки

Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду

Татьяна Беляева
Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Рассмотрим возможности организации изучения природы детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Так, одним из основных средств ознакомления детей младшей группы с природой является наблюдение – целенаправленное, непосредственное чувственное восприятие ее объектов и явлений.

А. А. Люблинская понимает наблюдение, как сложный познавательный процесс, основанный на совместном функционировании чувственного и рационального. При этом восприятие природы должно обеспечиваться через разные виды анализаторов (включая слово преподавателя). Результатом такой работы, является формирование различных компонентов личности, в особенности представлений о мире природы, мышления, речи и соответствующего мировосприятия.

Публикация «Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду» размещена в разделах

Б. Г. Ананьев понимает наблюдение как сложную психологическую деятельность, основой которой является соединение многих психических процессов (восприятия, мышление, речь и др) в единый познавательный процесс. Определённый уровень сформированности у детей дошкольного возраста восприятия в целом и сенсорных систем в частности, позволяет активно использовать наглядные методы для формирования наблюдательности, как одного из важнейших качеств личности. Наблюдательность – это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.

Т. А. Серебрякова выделяет следующие требования к проведению наблюдения у детей дошкольного возраста:

1. Четкость и конкретность целей и задач наблюдения.

2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации.

3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.

4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.

5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы должны подкрепляться, уточняться обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов экологической работы с детьми (словесных и практических).

На основании вышесказанного автор предлагает использовать следующие виды наблюдений:

Распознающее наблюдение, представляет собой процесс распознавания ребёнком признаков и свойств наблюдаемого объекта. Педагогический процесс данного наблюдения предполагает организацию воспитателем обследования природного явления, затем посредством мыслительных процессов, ребёнок должен определить основные и второстепенные признаки и свойства явления.

Длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдения предполагает исследование природного явления в динамике. Это означает, что в процессе наблюдения задействованы разные типы восприятия и подкрепляется мышлением и памятью. Ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения.

Воссоздающее наблюдение. В основе этого вида наблюдения лежит воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретает мышление и воссоздающее воображение.

Т. А. Васильева выделяет следующие структурные компоненты наблюдения:

подготовительный этап. Его целью является стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. На данном этапе целесообразно использовать следующие приемы: краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний, обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к содержательному восприятию объекта, предмета или явления. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует, если это необходимо, задания детям.

этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Целью его является поддержание познавательного интереса, который был вызван еще на первом этапе. В зависимости от возраста детей, на данном этапе могут использоваться либо сюрпризные моменты, либо познавательные задания (загадка, поговорка и пр.). Необходимо отметить, что по времени данный этап очень краткосрочен – всего 2-3 минуты.

основной этап, само наблюдение за предметом или объектом. Данный этап самый длительный по времени. Он включает в себя 3 части: целостное восприятие предмета или явления; обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации; вторичное целостное восприятие объекта (интегрирующее восприятие). Его сущностью является отнесение при опоре на собранный материал объекта, предмета наблюдения к категории подобных, группе однородных.

заключительный этап процесса наблюдения. Его цель – закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, выделить то новое, что деть узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения.

В качестве вывода, можно сказать, что наблюдение за живой природой является полноценным познавательным процессом, с помощью которого осуществляется экологическое образование в детском саду. Как и в любом другом педагогическом методе, эффективность наблюдения зависит от организации процесса.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете.

Масленица в детском садуМасленица в детском саду От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: К нам на Масленицу. Убедитесь сами: Угостим блинами Февралю - помашем, Марту - "здравствуй".

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду
Опубликовано: 19 марта 2020 в 07:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические особенности наглядных методов обучения в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Беляева (УИ 925147) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД