Папки-передвижки

Теоретический анализ феномена «стресс»

Яна Власова
Теоретический анализ феномена «стресс»
▼ Скачать + Заказать документы

1.1. Содержание понятия стресс

Стресс в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. физиологом Г. Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. По определению Г. Селье, стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям [19]. В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

Публикация «Теоретический анализ феномена „стресс“» размещена в разделах

1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям [26, с. 23].

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром - типичные симптомы стресса [18, с. 20].

Само понятие психологический стресс было введено Р. Лазарусом, он считал, что психологический стресс - это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера [24].

Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегиям поведения в стрессовой ситуации. Психологический стресс представляет собой, прежде всего состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие [3, с. 121].

Принято различать две разновидности психологического стресса :

- Стресс информационный.

- Стресс эмоциональный.

Наиболее полно процессы зарождения, развития и проявления этих видов стресса представлены в когнитивной теории стресса Р. Лазаруса. Основу этой теории составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. В отличие от физиологической высоко стереотипизированной стрессовой реакции на вредность, психический стресс является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов. «Вредоносные» свойства условий или стимулов оцениваются по характеристикам интенсивности воздействия, степени неопределённости значения стимула и времени воздействия, а также ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. Этот вид стресса отличается от других тем, что в структуре развития этого состояния присутствует наличие опосредующей переменной - угрозы, то есть сведений, символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, осуществляются на основе преобразования текущей и прошлой информации об особенностях неблагоприятного события, предвосхищения характера его развития и проявления [12].

Различают три типа стрессовых оценок :

- Травмирующая потеря, утрата (реальная, ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть близкого человека, потеря работы и т. д.).

- Угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей, превышающих те, которыми он владеет.

- Сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация.

Оценку события как стрессового определяют три основных фактора:

- эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, - как первичный предупреждающий сигнал, как регулятор поведения, как возбуждающий фактор;

- неопределенность события с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия, объёма необходимых знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, степени сложности с позиции когнитивных способностей и опыта субъекта;

- значимость события для конкретного человека, его субъективная оценка степени важности для достижения необходимого результата деятельности, вредности или опасности последствий этого события. [3, с. 102]

Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Если физиологический стресс возникает вследствие адаптации организма к изменившимся условиям, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы, включающие в себя эмоционально волевую, и потребностно-мотивационную сферы.

Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей и психического состояния представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. Изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные функциональные показатели.

В состоянии стресса у человека часто доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретённых реакций, преобладании стереотипных ответов, появлении ошибочных действий.

Л. А. Китаев-Смык выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных стрессовых воздействиях : активно-эмоциональная, направленная на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство, и пассивно-эмоциональная, проявляющаяся в ожидании окончания воздействия экстремального фактора (уменьшение активности, снижение эффективности защитных действий) [3, с. 105].

Стресс - обязательный компонент жизни. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья [19].

Таким образом, стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Механизмы стресса призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

Состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее - стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс - это вполне нормальная реакция [6, с. 88].

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще - неверная стратегия поведения. В фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих.

1.2. Понятие и классификация копинг-стратегий

В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредствам двух механизмов: копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс. Копинг-реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать форму психологической защиты [7, с. 98].

В понимании термина копинг выделяются три подхода:

- Неопсихоаналитики копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в затруднительных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности для решения проблемы. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы пассивной адаптации, препятствующие ориентации индивида в реальной действительности. Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

- А. Биллингс и Р. Моос копинг определяется как качества личности, которые предполагают использование относительно постоянных вариантов ответа на стрессовые ситуации. Авторами было выделено 3 способа совладания со стрессовой ситуацией : оценка ситуации; вмешательство в ситуацию; избегание.

В подходе Р. Лазаруса и С. Фолкмана копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и другими факторами. Авторы определяют психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса [11, с. 16].

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [8]. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие охватывает широкий спектр человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Со временем понятие «coping» «оторвалось» от проблематики экстремальных условий и стало успешно применяться для описания поведения людей в поворотные жизненные моменты, а затем – в условиях хронических стрессоров и повседневной действительности [21].

Классические, наиболее цитируемые определения копинг-поведения позволяют понимать его следующим образом: как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы; как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями; как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих, помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий [28].

Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором. В психологической науке существует множество подходов к типологии копинг-стратегий [30].

Р. Лазарус и С. Фолкман предложили дихотическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий); эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия). По Р. Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект.

Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Р. Моос и Шеффер выделяют три стратегии:

- сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации);

- сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);

- сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).

Л. Перлин и С. Шулер предлагают аналогичную классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональным дистрессом.

Некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных, лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание.

Есть и классификации, имеющие дело только с одним типом процессов. Так, например, Коплик, рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагает дихотическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации.

В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом».

Так, например, Э. Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории:

- обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё);

- непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией);

- продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус) [26, с. 24].

В психологической литературе представлены отличия копинг-поведения и типов психологической защиты:

1. психологические защиты действуют на бессознательном уровне, копинг – образование, формирующееся на сознательном уровне.

2. действие психологических защит направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг действует в направлении восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью.

3. психологические защиты срабатывают мгновенно, сталкиваясь с проблемной ситуацией, копинг же формируется последовательно.

4. психологические защиты искажают объективную ситуацию, копинг – нет.

Учитывая все ранее сказанное, мы можем сделать следующий вывод. Копинг-стратегии пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Психологические защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и сейчас». При негативных событиях в жизни человек может использовать различные стили реагирования. Это может быть защитный механизм, и тогда результатом его использования становятся тревожность, болезнь и т. д., что приводит к дезадаптации, или механизм совладания, результатом использования которого являются радость, воодушевление, что приводит, в свою очередь, к успеху.

Публикации по теме:

Анализ музыкального занятия I. Общие сведения о занятии. 1. Группа № 6, дети 5- 6 лет, музыкальный руководитель Харланова Т. Г. 2. Тема занятия: «Сказка в музыке». 3.

Анализ ННОД Анализ непосредственно-образовательной деятельности "Богатыри на Руси" Реализуемые приоритетные области: познавательное развитие, речевое.

Анализ ОД по математике «Гуси-лебеди» Образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет. Тема ОД: Познавательное развитие на основе.

Анализ работы по изучению ПДД С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных.

Анализ рабочей программы Рабочие программы в ДОУ разработаны: - на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до.

Детский стресс Стресс преследуют нас с самого рождения. Когда ребенок рождается он переживает стресс. Затем отбивание от груди, поступление в детский сад.

Исследовательская работа ученицы 6 класса «Арт-терапия, рисунки анти-стресс в борьбе со стрессом» Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №11 среднего общего образования» ОАО «РЖД» Арт-терапия, рисунки анти-стресс.

Семинар для воспитателей «Стресс приходит и уходит, а радость остается» Семинар для воспитателей с элементами тренинга «Стресс приходит и уходит, а радость остается!» Время проведения – примерно 1 час 15 минут.

Теоретический анализ исследований по проблеме развития зрительной памяти Теоретический анализ исследований по проблеме развития зрительной памяти Понятие и виды памяти. Сущность зрительной памяти Память – один.

Тренинг для педагогов «Стресс в нашей жизни» Ход тренинга для педагогов: В начале слайд-шоу из фото цветов, насекомых. Проходит на фоне музыки. Музыко и цветотерапия – способы борьбы.

Автор публикации:
Теоретический анализ феномена «стресс»
Опубликовано: 20 мая 2017 в 10:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретический анализ феномена «стресс»» (включая файлы) размещена пользователем Яна Власова (УИ 805630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД