Приложение МААМ

Теоретическое обоснование исследования речевого развития для старших дошкольников по лепке из глины в развитии речи

Оксана Киселева
Теоретическое обоснование исследования речевого развития для старших дошкольников по лепке из глины в развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Значение лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности — важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна, как и других общеобразовательных предметов. В раннем возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает дошкольникам познать объекты в реальной полноте их формы.

Публикация «Теоретическое обоснование исследования речевого развития для старших дошкольников по лепке из глины в развитии речи» размещена в разделах

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах.

Этапы формирования речи ребенка часто повторяют этапы развития речи человечества в целом: жестикуляция, появление возгласов, отдельных слов, словесная речь с остатками жестикуляции.

Так же, как труд оказал большое влияние на появление и развитие речи всего человечества, речь ребенка зависит от его деятельности. Все понятия и представления, которые малыш получает в процессе манипулирования с предметами, отражаются на его речи. Если игра ребенка ограничивается, то объем понятий сужается и его словарь беднеет.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи, ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.

С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности

Развитие речи – это сложный процесс, который у всех детей протекает по-разному. У одного ребенка первые слова появляются рано, а речь совершенствуется довольно быстро. Речевую активность такого малыша не следует форсировать, чтобы уберечь от нежелательных последствий. Если же развитие речи отстает, то ребенка, напротив, надо побуждать к разговору, знакомить с новыми словами, учить правильно строить фразы. Однако при этом нельзя перенапрягать его нервную систему повышенными нагрузками.

Общение со взрослыми является основным двигателем развития речи. Ученые доказали, что формирование речевых областей в коре головного мозга зависит от влияния импульсов от пальцев, а участок коры головного мозга, курирующий речь человека, расположен рядом с зоной, ответственной за развитие тонкой моторики рук. Поэтому лепка не только совершенствует мелкую моторику, но и речь. Если движения пальчиков задерживаются, то даже при нормальной общей физической активности, происходит отставание в речевой деятельности.

Функции руки и речи развиваются параллельно. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. Если трех– или пятилетний малыш с удовольствием играет в пальчиковые игры, которые развивают тонкую моторику, то старшие дошкольники часто отказываются от этого.

Тем не менее в этом возрасте необходимо тренировать пальчики и стимулировать речевое развитие, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, поэтому занятия лепкой являются эффективной заменой пальчиковым играм.

Как показывает практика, довольно часто дошкольникам очень трудно овладеть навыками письма: они быстро устают, им тяжело писать, в кистях появляются дрожь и боль, от этого они начинают нервничать и плакать. Дело в том, что руками ребенок выполняет большую часть работы при различных видах деятельности. Именно от способности производить мелкие и точные движения, а не от навыка владения карандашом, кисточкой или ножницами, зависит уровень его интеллекта

Глина, как и любой другой пластичный материал, помогает развивать самые разные стороны личности малыша. Лепкой из нее лучше начать заниматься с ребенком в пальчики уже достаточно окрепли для работы с таким материалом. В принципе простейшие изделия можно лепить и с детьми младше 5 лет.

Во время работы с глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

Если у ребенка есть проблемы с речью, попробуйте с ним лепить скульптуры. Это можно делать двумя способами: конструктивным, т. е. изготавливая отдельные детали и скрепляя их в одно целое, и пластическим, лепя их из целого куска глины. Второй способ более сложный, так как для лепки из целого куска необходимы хороший глазомер, точные движения и отчетливое представление формы предмета.

Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и уроками по развитию речи. Для этого в процессе работы попросите малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. Для занятий следует подбирать сюжеты, которые уже хорошо ему знакомы. Это позволит уточнить и расширить его знания, поможет ему проанализировать данную ситуацию и сделать обобщение. Например, предложите ему воплотить в глине сюжет знакомой сказки, при этом обязательно обсудите всех персонажей, ситуации, в которые им суждено попасть и т. д.

После окончания лепки попросите ребенка проанализировать свою работу, дать оценку работе товарища. Можно предложить ему придумать рассказ о своем изделии. Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ваш сын или дочка, придумать ему ласковое имя, например Лисичка-сестричка, Мишутка и т. д. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Следует отметить, что лепка имеет еще и психотерапевтическую направленность. Малыш изготавливает из глины различных сказочных персонажей и обыгрывает ситуации и взаимоотношения с ними.

С вылепленными предметами ребенок может просто играть, не боясь, что они разобьются или сломаются. Кроме того, малыш обычно трепетно относится вещи, сделанной своими руками, а значит, она учит его бережному отношению к игрушкам.

Группе детей можно предложить сделать несколько игрушек, с которыми в дальнейшем поставить и разыграть спектакль. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

Таким образом: глина является природным материалом, настоящим даром для человека, ведь из глины не только лепят, но и используют в лечении заболеваний.

Природная глина не токсична, в отличие от пластика или полимерной глины. Она не вызывает аллергическую реакцию, легко отмывается и из нее можно изготавливать предметы, которыми потом можно будет пользоваться в доме. Кроме того, лепка из глины оказывает еще и лечебный психотерапевтический эффект у проблемных детей, такие занятия даже рекомендуют детские психологи и невропатологи

На занятиях по лепке из глины ребенок приучается быть аккуратным, ведь до занятия надо приготовить инструменты, а после убрать за собой рабочее место самому, тщательно вымыть руки, учится доводить начатое дело до конца.

Лепка – отличный ресурс речевого развития, если деятельность воспитателя выстроена целенаправлено и системно.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретическое обоснование исследования речевого развития для старших дошкольников по лепке из глины в развитии речи
Опубликовано: 3 июля 2020 в 19:15
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретическое обоснование исследования речевого развития для старших дошкольников по лепке из глины в развитии речи» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Киселева (УИ 370686) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД