Получи документы

Теория и практика развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Елена Ушакова
Теория и практика развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Программа «Детский сад без границ» - это одна из форм работы с детьми, имеющими диагноз тяжелые множественные нарушения в МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области. Данная Программа нацелена на организацию надомного обучения воспитанников отделения «Милосердия» детского дома-интернат для умственно отсталых детей ОБСУСО «Шуйского комплексного центра социального обслуживания населения». Программа осуществляется с 2017 года. Наши воспитанники – это дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Публикация «Теория и практика развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах

Ведущие специалисты отмечают, что нет единого определения тяжелого и множественного нарушения развития. Зарубежные специалисты определяют тяжелые множественные нарушения развития как такие нарушения, которые не позволяют детям успешно интегрироваться в массовое дошкольное и школьное образование. Чаще всего у детей с тяжелыми множественными нарушениями встречаются следующие проблемы:

• Интеллектуальные нарушения. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.

• Двигательные нарушения. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся обездвиженностью.

Нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание, от незначительных проблем до полной потери.

• Эпилепсия.

Также могут присутствовать расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы. Соматические заболевания оказывают значительное влияние на развитие ребенка и его возможности усвоения программы. Специалисты нашего детского сада имеют опыт работы с детьми, у которых тяжелые множественные нарушения сочетаются с синдромом Дауна и с тяжелыми соматическими нарушениями.

У детей с тяжелыми множественными нарушениями часто встречаются нарушения привязанности, которая приводит к депривации и у домашних детей, и у детей, находящихся в государственных учреждениях. Хорошего медицинского ухода недостаточно для развития особенного ребенка. Именно развивающий уход позволяет уменьшить воздействие депривации и помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире. Поэтому одной из важных сторон нашей деятельности является создание комфортной и развивающей среды для детей, испытывающих социальную депривацию в условиях отделения детского дома-интерната.

Развивающий уход – метод ухода за детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения. Цель – повышения качества жизни ребенка, в процессе которого стоит задача установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного:

развития собственной активности,

развитие коммуникативных способностей,

развитие навыков самообслуживания.

В работе мы используем методическое пособие «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. А. Л. Битовой и учебную программу ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» ( Авторы: Мойра Питерси и Робин Трилор). Разработки Центра лечебной педагогики являются особо актуальными в создании банка учебных пособий, методик развивающего ухода. Для каждого ребенка отделения «Милосердие» разработаны индивидуальные программы физического сопровождения, включающие позиционирование с использованием технических средств реабилитации, коммуникации с ребенком, гигиенических процедур, кормления, одевания и раздевания, занятости, в том числе в игре.

Практика работа с детьми имеющими тяжелые множественные нарушения развития строиться следующим образом. Специалисты детского сада проводят наблюдение и оценивают возможности развития детей по шкалам программы «Маленькие ступеньки». Составляется перечень умений, определяющих развитие ребенка : (ПУОРР).

• Общая моторика.

• Тонкая моторика.

• Восприятие речи.

• Самообслуживание и социальные навыки.

После первичной диагностики составляется адаптированная образовательная программа на каждого ребенка, по которой дважды в год отслеживается динамика развития. Специалисты МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области в основном осуществляют обучение и воспитание детей в социально-коммуникативном и физическом направлении. Специфической задачей коррекционного обучения является выявление и активизация сенсомоторного потенциала ребенка в социально-значимых для него ситуациях взаимодействия со взрослым. Занятия проходят в основном индивидуально. Время занятий - от 10 минут до 30 минут, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.

На занятии используются упражнения по развитию :

слухового сосредоточения;

общей и мелкой моторики;

коммуникативных навыков общения;

двигательной функции.

В результате у детей формируется устойчивая привязанность и положительный опыт взаимодействия со значимым взрослым. Опыт работы специалистов МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения, можно признать уникальным. Создание комфортной и развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями способствует социальному развитию и преодолению депривации воспитанников детского дома-интерната.

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода»Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода» Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4 – 5 лет. Тема: «Комнатные растения. Правила ухода».

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и практика развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 19:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД