Инесса Рыжкова
Тест для родителей «Речь ребенка 5–7 лет»
1. Связная речь.
Может ли рассказать знакомую сказку без ваших подсказок?
Может ли пересказать просмотренный мультфильм без наводящих вопросов?
Выразить своё отношение к увиденному, например, в цирке, кукольном театре, на утреннике?
Сочинить сказку или пофантазировать, побыть бароном Мюнхгаузеном?
2. Словарный запас.
*Может ли назвать словами то, что вы показываете: плечи, лопатки, локоть, ладонь, затылок, мизинец, подбородок, ресницы, манжета, рукав, галстук, гусеница, оса, морж, чайка, рама, т. е. слова малоупотребительные, но которые по возрасту ребёнок должен знать. *Может ли подобрать слова с противоположным значением (антонимы) к словам: больной, мокрый, светлый, далеко, широко, вдали, низко.
Публикация «Тест для родителей „Речь ребенка 5–7 лет“» размещена в разделах
* Знает ли названия профессий: кто лечит людей, кто летает в космос, кто водит поезд, кто продаёт билеты в автобусе, выдаёт чеки в магазине?
* Доступно ли согласование существительных с притяжательными прилагательными: У зайца ушки чьи? – Заячьи. У лисы хвост чей? – Лисий и т. д.
* Затрудняется ли в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида: утка что делает? (плавает, кушает). А что завтра сделает? (полетит, поплывёт).
*Свободно или нет, образует формы глаголов единственного и множественного числа: ест-едят, лежит-лежат, прыгает-прыгают, сидят-сядут.
*Сколько может подобрать родственных слов к словам лист, стол, лиса, окно, медведь (если больше 5 – молодец).
* Правильно ли понимает и употребляет предлоги: где карандаш? (на книге, под книгой, за книгой, около книги, над книгой). Откуда вылезла мышка? (из-под коробки, из-за коробки)
3. Грамматический строй речи.
Доступно ли без ошибок составить самостоятельно о чём-либо предложение из 7-10 слов?
Сложное предложение с использованием слов «потому что», «из-за этого», «поэтому»?
4. Фонематическое восприятие.
Очень важно для письма без ошибок уметь анализировать порядок звуков в слове, различать сходно звучащие согласные. Попробуем повторить без ошибок после однократного прослушивания: па-по-ба-пу, ва-фо-фу-вы, са-ша-шу-сы, ца-со-цы-су. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Съел Валерик вареник, Валюшка ватрушку.
5. Техника речи.
Повторить в быстром темпе скороговорки без ошибок (на дворе трава, на траве дрова). Если затрудняется или появляются ошибки при убывании темпа речи – вас ждут трудности по технике чтения, когда нужно будет уже не сказать, а прочитать необходимое количество слов в минуту.
Если со всеми вышеперечисленными заданиями ваш ребёнок справился легко без вашей помощи – это будущий отличник. Если же пришлось помогать – готовьтесь помогать и в учёбе. Если было трудновато – нужно позаниматься со специалистом перед школой – провести подготовку к обучению, не дожидаясь, когда появятся проблемы в обучении.