Екатерина Кряжкова
Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кряжкова Екатерина Владимировна (e.kryazhkova@mail.ru)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад общеразвивающего вида № 22 «Ромашка» второй категории.
Публикация «Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых технологий» размещена в разделах
Аннотация. В статье представлен опыт внедрения «1С:Дошкольная психодиагностика Базовая версия» в диагностический процесс Дошкольной Образовательной Организации. В данной работе исследуется креативность детей старшего дошкольного возраста с помощью использования цифровых технологий.
Современное общество, в эпоху информационного коммуникационного прогресса ожидает от личности активности, дальновидности, понимания себя как субъекта взаимоотношений и взаимодействий. Индивидуальность, которая может выражать свои мысли в теории и практике. Современное будущее требует от человека иметь творческое начало, которое может наилучшим образом использовать предметы, объекты и технологии. Современное информационное общество можно определить как этап развития человечества. Квалифицированный человеческий фактор приобрел значение благодаря внедрению новых информационных коммуникационных технологий, и непрерывность образования приобрело особое значение. Данные факты привели к появлению новых типов поведения, и выводят общество за рамки обычаев, устоев и централизаций. Такое мировоззрение связано с пониманием времени, места, причиной и следствием, а также развитием уникальной индивидуальной структуры качеств личности.
Одна из важнейших инфраструктур информационного общества - образование. Оно требует творческой подготовки и новаторы - люди как основная цель будущего прогресса. Дошкольный период - это базовая ступень образования, которая составляет первую ступень начального образования. Дошкольные организации не остаются в стороне, а также набирают скорость по внедрению в образовательный процесс новейших технологических разработок. Современные дошкольные организации могут на практическом уровне продемонстрировать технологические достижения, способствующие развитию обучения, а так же увеличению качества образования и выполнение его функций.
Необходимость использования релевантных компьютерных технологий и новейших средств коммуникации для психодиагностики детей в системе дошкольных образовательных организаций, вызвано бурным прогрессом науки и техники. Данный вопрос обусловлен неизбежностью реализации личностного и проблемно-ориентированного подходов в психодиагностике. Этот подход предполагает создание принципиально новой информационно-методической базы для психологического сопровождения деятельности специалистов-психологов.
Адекватность выбора и использование компьютеризированного психодиагностического инструментария, учитывающего специфику обследования и психологического исследования, является признаком зрелости психолога и высокого уровня его квалификации.
При грамотном применении программно-методический комплекс «1С:Дошкольная психодиагностика» разрешает усовершенствовать место для работы педагога-психолога в ДОО. Данный программный продукт предоставляет выполнение тестовых мероприятий как за работой на компьютере, так и на бумажных носителях. «1С:Дошкольная психодиагностика» четко обрабатывает показатели, основательно их хранит. Благодаря данному методическому комплексу можно получить безошибочные, точные, достоверные заключения. На основании итоговых результатов можно давать методические рекомендации, как воспитателям, так и родителям воспитанников. За счет компьютеризированного подсчета итоговых результатов, комплекс «1С:Дошкольная психодиагностика» облегчает процедуру тестовых мероприятий. С помощью компьютеризированной психодиагностической программы можно мгновенно искать материал об итогах психодиагностики. Посредствам программы «1С:Дошкольная психодиагностика» можно мгновенно рассчитывать итоги психодиагностики, в том числе, для установления дошкольников испытывающих трудности в освоении образовательной программы.
Программно-методический комплекс «1С:Дошкольная психодиагностика» направлена как на исследование эмоционально-волевой сферы ребенка, так и на диагностику интеллекта и креативности.
Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста проходила с помощью программно-методического комплекса «1С:Дошкольная психодиагностика» в сентябре 2020 года. В мероприятии принимало участие 29 человек, из них 13 мальчиков и 16 девочек.
Дети диагностировались субтестом «Необычное использование» из батареи Е. Торренса. Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда. Он реализовал основные концепции в тесте. Дж. Гилфорд сделал акцент на четырех типичных свойствах дивергентного мышления: «беглость» (умение вырабатывать огромное число замыслов); «гибкость» (способность прибегать к разным тактикам при разрешении разного рода задач); «оригинальность» (возможность вырабатывать нешаблонные, оригинальные мысли); «разработанность» (потенциал подробно вырабатывать создавшиеся идеи). Е. Торренса исследуя креативность, обозначает ее, как богатую природную данность, так и всестороннее развитие ребенка. Она основывается на взаимодействии интеллектуальных качеств личности, индивидуальных характерных качеств и склонностей к практической ментальности. Е. Торренс понимал под креативностью острое восприятие недочетов, нехватки в познаниях, несовершенство и т. д. Он считал, что процесс творчества можно разделить на понимание задачи, нахождение выхода, рождение и объяснение суждений, анализ и синтез идей, их видоизменение и обнаружение итога.
Результаты диагностики можем представить в виде таблицы
Среднее значение беглость гибкость оригинальность
кол-во % кол-во % кол-во %
высокий 1 3% 1 3% 1 3%
средний 8 28% 6 21% 7 24%
низкий 20 69% 22 76% 21 72%
В результате диагностики на каждого ребенка было потрачено 10 мин. На всю группу детей из 29 человек потрачено 4 часа 40 мин., что входит в один день рабочего времени педагога-психолога в дошкольной образовательной организации. На бумажных носителях процесс диагностирования детей занимает гораздо больше времени. На одного ребенка затрачивается 25-30 минут, на группу из 29 человек – 15 часов рабочего времени педагога-психолога дошкольной образовательной организации.
Таким образом: в результате компьютеризированного психодиагностического мероприятия, мы получаем валидные, моментальные результаты, а так же актуальность оформления итоговых результатов и неимение недочетов при анализе данных. Быстрота и эффективность обработки результатов, это разрешает в короткое время реализовать масштабные диагностические мероприятия. Как результат вышеперечисленных стимулов информатизация психодиагностических методик демонстрирует существенное действие на улучшение качества образования, а так же минимизацию трудозатрат психодиагностического мероприятия. Использование программно-методического комплекса «1С:Дошкольная психодиагностика» содействует улучшению показателей упорядочивания условий психодиагностического обследования. Конфиденциальность автоматизированного тестирования позволяет ребенку быть более откровенным и естественным во время диагностики.
Библиографический список:
1. Белоусова А. К. Развитие совместного мышления в инновационных методах обучения//Психолого–педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе. Колл. монография (И. В. Абакумова, А. К. Белоусова и др.). М. : РуСайнс, 2019. С. 92–157.
2. Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей : теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990.
3. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб. : Братство, 1994.
4. Guilford J.P. Intelligence, Creativity and their Educational Implications. San Diego, 1968.