МААМ-картинки

Тезисы ВКР. Комплекс занятий для развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Антонова Мария Александровна
Тезисы ВКР. Комплекс занятий для развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Тезисы по теме ВКР

«Комплекс занятий, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой».

Сульгина М. А. ,

студентка 31до группы,

специальность

44.02.01 Дошкольное образование

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

Публикация «Тезисы ВКР, Комплекс занятий для развития словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Все это обуславливает актуальность проблемы речевого развития дошкольников, в том числе и по обогащению и активизации словаря в процессе словарной работы.

Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Именно поэтому необходимо проводить словарную работу с детьми дошкольного возраста.

Среди многочисленных приёмов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:

1) Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимание и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2)Объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб).

3)Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный медведь – очень большой медведь, тот, который выше всех других медведей).

4) Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это заяц большой или маленький?», а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5)Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6) Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7)Составление предложения по опорным словам.

8)Акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку.

9) Объяснение педагогом значений слова.

10)Проговаривание слов детьми.

11) Замена авторских слов словами, близкими по значению;

12)Подбор слов для характеристики героев.

В раскрытии особенностей словарной работы при ознакомлении с художественной литературой важен не только вопрос о выборе тех или иных приемов, но и вопрос о выборе лексического материала.

Цель проекта: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.

Комплекс занятий разработан в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», а также в соответствии с рабочей программа воспитателя.

При разработке комплекса занятий, направленного на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой мной было использовано методическое пособие А. Л. Арефьевой «Лексические темы по развитию речи для детей 4-8 лет». По данному пособию мной была выбрана тема «Защитники отечества», т. к. данный комплекс реализуется в соответствии с рабочей программой детского сада. По календарно-тематическому плану на май месяц заявлена тема «Родина».

В комплекс занятий входит 12 занятий, т. к. будет проводиться по 3 занятия в неделю. Каждое занятие рассчитано на 25 мин, что соответствует возрастным особенностям детей (5-6 лет). В комплексе использованы такие методы словарной работы как : показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета, объяснение происхождения данного слова, употребление расширенного значения уже известных словосочетаний, постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих, а затем требуют самостоятельных ответов, акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку, объяснение педагогом значений слов.

Комплекс занятий направлен на развитие обществоведческого словаря : слов, обозначающих явления общественной жизни, а именно об армии.

В комплексе использована «Диагностика уровня развития словаря» Автор: Ф. А. Сохин. Воспитатель спрашивает ребенка, что означает то или иное слово, называет слово и задает вопросы : «Что такое?», «Что значит?» В качестве словесного материала используют разные слова. Объяснение многозначных слов раскрывает глубину понимания детьми смысла.

Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.

1. Высокий уровень. Дети определяют значение слова по функциям предмета (мячом играют в футбол) или по родовым понятиям (мяч – это такая игрушка для детей).

2. Средний уровень. Ребенок дает описание предмета, указывает на отдельные признаки (Мяч круглый, у меня есть мяч).

3. Низкий уровень. Дети не могут определить значение слова.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений.

2. С. Ушакова, Е. М. Струнина Развитие речи детей 5-6 лет : програм-ма, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения/авт. -сост. -2-е изд. – 2014.-272с.

3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М., Мозаика-Синтез, 2009.

4. Виноградов, В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания/ В. В. Виноградов. –М., 1961. возраста. сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. 2006.

5. Выготский Л. С., Психология развития ребенка. – М., 2006

6. Гвоздев А. Н., Усвоение ребенком родного языка. /В сб. : Детская речь. Под ред. Н. А. Рыбникова. М., 1927

7. Гербова В. В. Учебно –методический комплект к программе От рождения до школы развитие речи в детском саду : подготовительная к школе группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014

8. Гридина «Объяснение словаря детских инноваций», 2012

9. Арефьева А. Л. методическое пособие «Лексические темы по развитию словаря детей 4-8 лет»

Подтверждение размещения

1) https://gotovimyrok.com/?page_id=39401

2)

Публикации по теме:

Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №9 р. п. Заречье, Смирнова Ольга Николаевна. Проект на тему: Формирование эмоционального.

Критерии и уровни развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи искусств Аннотация. В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по развитию эмоционального словаря детей старшего дошкольного.

Диагностический комплекс упражнений для исследования состояния развития мышления детей старшего дошкольного возраста Диагностический комплекс I. Классификация геометрических фигур, множеств, предметов. 1. «Найди отличие» (дидактическое упражнение) Цель:.

Конспекты занятий по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Конспекты занятий по песочной терапии.

Консультация для родителей «Развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» Объём словарного запаса и владение словарём относится к области вербального мышления. Ребёнок учится анализировать предметы, явления окружающего.

Коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Мелешко М. М., студентка ШГПУ научный руководитель: Калинина. О. В., канд. психол. наук, доцент ШГПУ г. Шадринск КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ.

Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно,.

Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терлецкая Мария Павловна, отделение педагогических специальностей, специальность:.

Протокол педсовета «Знакомство с окружающим миром как одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста» Протокол №3 заседания педагогического совета с. Семьяны 20.02.2018г. Присутствовали 10 человек: Новоселова О. П., Серова Е. С., Кузнецова.

Тезисы «Лэпбук как технология развития детей дошкольного возраста» «Лэпбук как технология развития детей дошкольного возраста» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тезисы ВКР. Комплекс занятий для развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2019 в 10:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД