МААМ-картинки

Толерантная личность воспитывается в семье.

Наталья Поднекс
Толерантная личность воспитывается в семье.

Толерантная личность воспитывается в семье.

Цель статьи:

- просвещение родителей на тему «толерантность»;

- акцентировать внимание родителей на актуальность проблемы толерантного воспитания детей;

- познакомить родителей с методами воспитания у детей толерантности в условиях инклюзивного (совместного) образования.

Публикация «Толерантная личность воспитывается в семье,» размещена в разделах

Толерантность (в переводе с латинского «терпимость») – это отношение к другим людям как к равным себе. Проявление толерантности означает, что каждый человек может придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими.

Гуманизм и толерантность – близкие по своему значению понятия. Главный их принцип – душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, национальности, социального статуса и вероисповедования, считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, бояться лжи, злословия, лени. Эти нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков.

Эти заповеди, как никогда, актуальны сегодня.

Современное общество в целом становится всё более неоднородным. Это результат миграционных процессов, в результате которых представители других наций, оказавшиеся в меньшинстве, в отдельных случаях могут подвергаться дискриминации.

Национальные меньшинства – это представители этнической группы, проживающие на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности.

В 2009 г. На Украине проводилось исследование: «Состояние соблюдения прав детей национальных меньшинств и их интеграция в украинское общество». Оно показало, что почти половина таких детей сталкивались с унизительным отношением к ним окружающих. Их оскорбляли сверстники (60%, незнакомые взрослые (47%, учителя (15%).

Такого положения вещей ни в коем случае нельзя допустить у нас в России, в нашей многонациональной стране. Особенно это касается детей. Взрослым надо приложить все усилия, чтобы они росли в мире и согласии, и чтобы у нас никогда не возникали национальные конфликты.

Сегодня один и тот же детсад и даже одну и ту же группу посещают дети разных национальностей с различным уровнем владения речью и разным семейным воспитанием. Этим детям трудно в силу их возрастных и психологических особенностей адаптироваться в детском коллективе. К ним требуется бережное отношение со стороны других детей и их родителей, чтобы не задеть их национальные и религиозные убеждения.

В этом плане педагоги проводят определённую работу с детьми, но в первую очередь воспитанием толерантности у детей должны заниматься их родители, ведь они – первые и основные воспитатели своих детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, если родители не выступают союзниками педагогов в решении этой проблемы.

В понятии толерантности применительно к семье выделяются два аспекта:

- воспитание толерантности у ребёнка по отношению к окружающим;

- проявление в семье толерантности к самому ребенку со стороны родителей.

По убеждению ряда педагогов главные методы воспитания в семье – это личный пример родителей. Можно тысячу раз объяснять ребёнку, как у Маякавского: «Что такое хорошо и что такое плохо», но если малыш видит, что родители сами иногда делают это «плохо», то все их наставления не имеют смысла. Дети, как лакмусовая бумажка, отражают отношения и характеры своих родителей.

Ведь именно в семье ребёнок слышит, понимает и впитывает в себя из разговоров взрослых их отношение к людям другой национальности, их социокультуре. И если это отношение негативное, то он, естественно, общаясь с такими детьми в детском саду или на игровой площадке во дворе, переносит этот негатив на них, т. е. позволяет себе совершать нелицеприятные поступки по отношению к ним.

Из этого следует, что воспитание толерантности в семье родителям надо начинать с себя, а потом прививать её детям.

Например: беседы на эту тему, чтение сказок народов мира, посещение выставок известных авторов разных национальностей, рассказы о выдающихся художниках и писателях других народов.

Не все знают, что автор всем известных картин «Девятый вал», «Черное море», знаменитый художник-маринист Иван Айвазовский (это его псевдоним) по национальности был армянин, а не менее знаменитый художник-пейзажист Исаак Левитан (его картины «Вечерний звон, «Март», «Золотая осень» и д. р.) был еврей. К этой же национальности принадлежат любимый многими поколениями детей классик детской литературы Самуил Маршак и выдающийся физик и учёный, автор учебников по физике Лев Ландау.

А великий русский поэт А. С. Пушкин имел не совсем славянскую внешность, потому что его прадед – полководец Ганнибал был арабом, и в его правнуке текла и арабская кровь.

И таких примеров великое множество.

Интересно было бы попробовать заглянуть в семейную родословную – составить генеалогическое древо, узнать больше о своих корнях, и наверняка, многие родители обнаружат, что их предки были разных национальностей.

Кто-то из великих сказал примерно так: «Что это за русский, который не имеет хоть капли татарской или монгольской крови». И это неудивительно, ведь Русь 240 лет была под монголо-татарским игом.

Обо всём этом надо регулярно беседовать со своими детьми, чтобы они спокойно относились к национальному вопросу и были доброжелательны к своим иноязычным сверстникам.

В нашем современном мире много насилия и жестокости именно на почве национальной розни, поэтому формирование толерантной личности в семье становится необходимым.

Кстати, родителям и самим надо учиться толерантности по отношению к своим детям. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого взрослого, так или иначе связанного с детьми, не перестаёт быть актуальной.

Уважая и принимая позицию и чувства ребёнка, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку. Воспитание в духе толерантности требует развивать такие её составляющие: доверие, сочувствие, сопереживание. В ребёнке надо воспитывать чувства такта по отношению к ближайшему окружению (например, к собственной бабушке, соседям, родственникам, сверстникам с непростыми характерами).

В обыденной жизни нам не хватает толерантности по отношению к пожилым людям, инвалидам.

Отношение к детям-инвалидам за время существования человеческой цивилизации было разным: от равнодушия, ненависти и агрессии до заботы и милосердия. Сейчас часто поднимается вопрос – могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья (ВОЗ) воспитываться в одном коллективе со здоровыми. В настоящее время это практикуется во многих дошкольных учреждениях.

Приведё м такой пример: родители слабослышащих детей, детей с дефектами речи отмечают возможность для своего ребёнка полноценного речевого развития, навыков слухового восприятия, повышения качества произношения, формирование культуры общения преимущественно путём совместного воспитания этих детей с их здоровыми сверстниками.

А вот родители здоровых детей не всегда относятся к этому положительно. Чаще всего их волнует, не будет ли основное внимание в развивающем обучении уделяться детям с ОВЗ, смогут ли педагоги обеспечить гармоничное развитие всех воспитанников комбинированной группы?

Родители доверились и не пожалели об этом. В конце года было проведено анкетирование родителей здоровых детей. Выяснилось, что совместное обучение способствует формированию у детей положительных качеств личности. Они стали добрее, внимательнее друг к другу, проявляют сочувствие и гуманность к детям-инвалидам.

Главное достижение воспитания детей в комбинированных группах – это включение больных детей в естественный процесс общения со здоровыми воспитанниками, гармонизация их отношений.

Толерантность – это не единомыслие, не всеобщие согласие. Нельзя заставить людей одинаково мыслить, одинаково верить, одинаково работать.

Общее согласие должно быть в одном – в уважении друг друга. Толерантность – это следование «золотому правилу» : относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности будет значительным вкладом семейного воспитания в общественную жизнь.

Академик Д. С. Лихачё в сказал: «Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом – единственная надежда спасения жизни на Земле».

Используемая литература:

1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №12/2013.

2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11/2012.

3. Великие художники т. 2 «Айвазовский» - М: Медиа, 2009 – 49 с., ил.

4. Великие художники т. 15 «Левитан» - М: Медиа, 2009 – 49 с., ил.

Публикации по теме:

Современный воспитатель — личность и профессионал Уважаемые педагоги! Одна из главных задач современной системы дошкольного образования повышение качества воспитательно-образовательной работы,.

Рекомендации для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью» Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости,.

Социокультурная среда, сопровождающая личность дошкольника Социокультурная среда образовательного учреждения рассматривается, как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих.

Консультация для родителей на тему «Праздники в семье, где воспитывается маленький ребенок» Вашему ребенку идет третий год. Малыш уже привык к детскому коллективу группы, освоился с режимом, охотно включается в разные виды деятельности,.

Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью» Консультация для родителей "Вежливость воспитывается вежливостью". Дошкольный возраст-это период интенсивного овладения ребенком речью.

Отчет о родительском собрании «Гражданин воспитывается с детства» Гражданин воспитывается с детства. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец.

Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства» Родительское собрание. «Гражданин воспитывается с детства» Воспитатель: Казарян Ю. Ю Цель: - формировать обобщенное представление родителей.

Эссе «Нестандартная личность» Эссе «Нестандартная личность» Развитие личности ребенка начинается с самого детства. Я хочу помогать, каждому ребенку развиваться и приобретать.

Эссе «Как рождается личность» На такой важный вопрос, как рождается личность, так просто и не ответишь. Как из маленького человека растет и развивается полноценная гармоничная.

Эссе «Нестандартная личность» Развитие личности ребенка начинается с самого детства. Я хочу помогать, каждому ребенку развиваться и приобретать новые знания, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Толерантная личность воспитывается в семье.
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 21:08
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД