Получи документы

Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования.

Татьяна Сизова
Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования.

Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования.

Формы мониторинга индивидуального развития ребенка дошкольного возраста.

На основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (п. 1.5., раздел 1 «Общие положения», по:

Публикация «Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования,» размещена в разделах

«обеспечению государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования … по построению вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребёнка, осуществляющегося … через оценку индивидуального развития детей»,

Пункт 3.2.3., ФГОС ДО раздела III. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», гласит:

«при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования (поддержки ребенка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг отвечает задачам Стандарта индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Программа мониторинга отвечает экологическим принципам охраны и защиты прав ребёнка и его семьи, а также принципам конфиденциальности.

Мониторинг социокультурного развития ребёнка - дошкольника описывает социальный портрет ребенка на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития и скорректировать работу с группой воспитанников.

ФГОС ориентирует современное дошкольное образование на индивидуализацию и социализацию ребёнка - дошкольника. Социализация, духовно - нравственное и социокультурное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения. Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога.

Отечественными учёными для Стандарта дошкольного образования были разработаны целевые ориентиры, которые стали критериями оценки качества дошкольного образования. В целевых ориентирах появились такие качества как положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Оценка становления основных характеристик развития личности ребёнка осуществляется с помощью заполнения педагогами дневников развития. Дневник развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.

Использование дневников развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Включенные в Дневник показатели основных характеристик развития личности ребёнка по пяти аспектам качества образования выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизнедеятельности, при решении образовательных задач в свободной деятельности, в ситуациях общения.

В Дневнике педагог отражает сложившийся образ ребёнка, те сведения, которые получены по пяти аспектам качества образования и накопились за определённое время наблюдений (первое или второе полугодие учебного года).

Дневник развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность проведения оценки развития основных характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса.

Таким образом, одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

В Стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Игровое поведение детей раннего возраста.

Дневник наблюдений.

Игра – основной вид деятельности дошкольника, это наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей. Усвоение различных знаний и умений гораздо проще и быстрее осуществляется в привлекательной для ребенка деятельности.

Работа с детьми раннего возраста требует особенного подхода. Занятия отличаются объемом, содержанием материала, приемами проведения занятия. Воспитатель должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т. д.

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают и т. д. Но только с помощью взрослого ребенка узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопатой копают песок.

Элементы обучения - многократное повторение пройденного. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Необходимо контролировать уровень сложности предметов материала.

Игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности. Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов - заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы - заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка раннего возраста. В процессе игры дети учатся не только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.

Педагогическое наблюдение за детьми раннего возраста в процессе игровой деятельности:

Дневник наблюдений за игровой деятельностью.

Ира В. 2 года

В начале недели Ира просто укладывала куклу спать. После серии дидактических упражнений «Одень дочку», «Покорми куклу», «Сделай дочке прическу», «Спой колыбельную песенку» и др, Ира сначала причесывала куклу, потом пыталась одеть ее, кормила куклу, потом укладывала спать. В течение недели игровые действия менялись местами.

Для игрового поведения ребенка характерно однообразие и разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи, материалом для игры служат реальные предметы – игрушки, которые находятся в поле зрения. Игровые действия проходят почти без слов – период автономной речи. Ира выбирала для игры только одну куклу, манипулировала ей в одиночку, протестовала против вмешательства сверстников в свою игру.

Дневник наблюдений за игровой деятельностью.

Саша П. 2 года 6 месяцев.

В начале недели Саше дали машину в руки (машина новая, большая, дети такую еще не видели). Он тотчас начал активно исследовать ее; повернул, пощупал колеса, провез ее по полу. Эти наблюдения показали, что ребенок как бы исследует предмет для того, что бы установить, что с ним можно делать. Подобного рода действия не составляют сюжетной игры.

На следующий день Саша одним из первых пришел в группу. Сразу взял машину, начал ее рассматривать. Предложила ему покатать машину. Ребенок учился управлять движением машины, меняя ее скорость и направления.

На третий день Саша решил заняться ремонтом машины. Саша взял палочку и стал подкручивать колеса. По мере освоения ребенком игровых действий, увеличилось число предметов, с помощью которых реализовывался тот или иной сюжет.

К концу недели предложили ребенку игровой сюжет с названием ролевых отношений. «Кто водитель этой машины?» Нужно привезти продукты из магазина

Проблемная игровая ситуация была создана так, что бы ребенок был вынужден выполнить поставленную в игре задачу. Для формирования игры очень важно выстраивать последовательность игровых действий. «Сначала нужно машину заправить бензином», «Какие продукты он будет покупать?» Саша брал продукты и говорил что это. Загрузил продукты в машину и отвез девочкам, которые играли с куклами. Девочки поблагодарили Сашу за заботу о них и дочках.

В течение недели Саша увлеченно играл новой машиной, в период наблюдения мальчик использовал предметы - заместители. Предметы в его играх наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Например, палочка может стать инструментом для ремонта машины и т. д. Эти игровые замещения можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.

Игровые действия сопровождает словами. Правильно произносит большинство звуков (кроме шипящих). Речь состоит из простых повествовательных предложений. Часто обращается по своей инициативе и разнообразным поводам к взрослому и сверстникам, высказывается по поводу своих действий и наблюдений.

Конфликты с другими мальчиками возникали, если кто – то хотел взять эту машину. Ребенок упрямился, но все - таки ненадолго давал поиграть другим детям. Дети этого возраста не умеют учитывать интересы и состояние друг друга, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.

Список литературы:

1. «Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии.» Авторский коллектив под рук. Е. О. Смирновой-М. : Ломоносовъ,2009г.

2. Волочкова В. Н. ,Степанова Н. В. «Конспекты занятий во 1-ой младшей группе детского сада». ТЦ «Учитель» Воронеж. 2004г.

3. Ермолова Т. В. ,Мещерякова С. Ю. ,Смирнова Е. О. «Игры с детьми раннего возраста: методические рекомендации». М. : ТЦ «Сфера», 2008г.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 0Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный N 30384

5. Рузская А. Г. ,Мещерякова С. Ю. «Развитие речи». М. : Мозайка-Синтез 2007.

Публикации по теме:

«ФГОС дошкольного образования». Консультация для родителей Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский. В Российской Федерации произошли изменения.

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Деловая игра «Изучаем ФГОС дошкольного образования» Деловая игра «Изучаем ФГОС дошкольного образования» ЦЕЛЬ: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений,.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Деловая игра по теме: «Знатоки ФГОС ДО» Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов к вопросах реализации образовательной.

Миссия современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №358 Эссе на тему: «Как я понимаю миссию современного.

Методика написания и требования к программам дополнительного образования ФЗ «Об образовании» Статья 2. • П. 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые.

Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Слайд В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

О ФГОС дошкольного образования Пояснительная записка В течении ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования Слайд 1. В условиях новых социальных преобразований в России образование.

Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования.
Опубликовано: 24 мая 2016 в 23:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД