Папки-передвижки

Тренинг для педагогических работников «Ресурсы профессионального роста педагога»

Шевченко Наталья
Тренинг для педагогических работников «Ресурсы профессионального роста педагога»

Цель тренинга: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.

2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Ход тренинга

Организационный момент.

Экспресс – диагностика «Букет настроения»

Прислушайтесь к своему состоянию, возьмите из корзины тот цветок, который соответствует вашему настроению.

(педагоги берут цветы).

Красный – вы активны, энергичны.

Жёлтый – вам весело, вы радостны.

Синий – устали, вам грустно.

Публикация «Тренинг для педагогических работников „Ресурсы профессионального роста педагога“» размещена в разделах

Белый – спокойны, умиротворены.

Посмотрите на букет, что можно сказать о настроении нашей группы?

Вступительное слово.

В том, как мы, педагоги, говорим, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности, исправляя недостатки.

Почему одного педагога любят дети, а другого нет? И теорию он знает великолепно, и педагогическими приемами отлично владеет, и передовые технологии применяет на практике… А нет взаимной симпатии с воспитанниками, и все! В чем тут дело? На этот вопрос ответить не так уж сложно. Педагоги тоже люди, со своим характером, своими привычками, воспитанностью, идеалами. Да, педагог обязан быть сам и умным, и воспитанным, и порядочным, и патриотичным… Но должен – не значит есть. Поэтому тот, кто попал в эту профессию не случайно, а по призванию души, понимает, что необходимо постоянно заботиться о развитии своей личности.

В педагогической профессии очень трудно развести профессиональный и личностный рост педагога. Ведь можно быть мастером своего дела, а все-таки не добиться успеха. Что же заложено в этом понятии? Личностный рост педагога – это, прежде всего, его активность, желание изменить себя, обогатить свои духовные потребности, совершенствовать свои творческие способности.

Самое первое необходимое условие для изменения себя, для саморазвития, самосовершенствования – это желание. Если оно есть, полдела уже сделано. С чего начать? Думается, надо проанализировать свое поведение, переосмыслить свои жизненные позиции. Подумать, какие качества личности необходимы хорошему воспитателю, педагогу.

Безусловно, эмпатия (способность к пониманию других людей, к состраданию, соучастию). Как в ней нуждаются воспитанники! Есть это? Прекрасно! Нет? Уже хорошо, что наступил момент осознания этого! Значит, не все потеряно: будете теперь больше присматриваться к окружающим, прислушиваться к их проблемам и стремиться прийти на помощь. Искренность в проявлении своих чувств, открытость, умение уважать собеседника, умение выслушать до конца – вот те качества, которые важно развивать в себе.

Еще над чем еще стоит работать – это неустанное обогащение своего духовного мира. Педагог, не только разбирающийся в искусстве, но и глубоко понимающий его, чувствующий красоту живописи, очарование музыки, умеющий наслаждаться великой классической литературой и природой – вот какой требуется человек, работающий с нашим будущим.

Умение не просто давать какие-то знания ребенку, а способность создать условия для того, чтобы ребенок самостоятельно обнаружил новое, совершил открытие – это веление времени. И этому тоже надо учиться педагогу, развивать в себе необходимые качества.

Обладание прочными профессиональными знаниями, умение идти в ногу со временем, овладение новым и интересным в области науки и техники, занятия исследовательской деятельностью, несмотря на загруженность… Это все тоже необходимо для личностного роста педагога. А еще дети ценят в педагоге чувство юмора, личное обаяние, корректность и тактичность.

Игра-активатор «Друг к дружке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Психолог: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

• Правая рука к правой руке!

• Левая рука к левой руке!

• Спина к спине!

• Друг к дружке!

• Бедро к бедру!

• Ладошка к ладошке!

• Пятка к пятке!

• Друг к дружке!

• Носок к носку!

• Живот к животу!

• Большой палец руки к большому пальцу руки!

• Друг к дружке!

• Бок к боку!

• Колено к колену!

• Мизинец к мизинцу!

• Друг к дружке!

• Затылок к затылку!

• Локоть к локтю!

• Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств:

• Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

• После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

Упражнение «Сильные стороны»

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение 2 минут рассказывает своему партнёру о своём затруднении в педагогической практике.

Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнёра и подробно рассказать ему о них. Затем, партнёры меняются местами.

По итогам упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников.

По ходу общего анализа ведущий обращает внимание на осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов.

Упражнение «Прошлое, настоящее и будущее»

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами, в соответствии со своими ощущениями.

Инструкция: «Внутри круга, нарисуйте своё прошлое, настоящее и будущее». После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.

Вопросы ведущего:

- Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

- Какая между ними связь?

- Чем отличаются рисунки участников?

- Что общего вы заметили в рисунках участников?

Вывод: Мы сами ответственны за своё профессиональное будущее и умение приспособиться к специфическим условиям вашей деятельности, что является залогом личностного и профессионального роста.

Упражнение «Моя галактика»

Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Я предлагаю вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, а именно ваших коллег, позволит наладить с ними адекватные отношения.

Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь удобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизите» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

Выполнение практического задания тренинга.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

Пояснительная часть.

С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый или сиреневый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?

Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Упражнение «Мозговой штурм»

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.

Продолжить предложение, не повторяя друг друга.

Личностный рост педагога – это…

Варианты ответов:

- повышение квалификации;

- чтение литературы;

- саморазвитие;

- участие в конкурсах;

- уметь анализировать свои поступки

- уметь вовлекать в значимую деятельность других людей

- уметь принимать себя и других

- учиться развивать свои хорошие качества

- учиться всегда и везде

- самосовершенствование

- применять индивидуальный подход

- иметь личное мнение

- признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.

Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

В заключение нашего тренинга, хочу подарить вам подарки, на первый взгляд это обычные простые карандаши с резинкой. Не торопитесь делать вывод. Это волшебный инструмент. Им вы можете написать на бумаге всё на свете: мысли, чувства, желания, эмоции. А если не вышло, то можно стереть и начать всё сначала. И в жизни не теряйте оптимизм, помните, что можно всё начать сначала. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников»Фотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников» Традиционно в августе проходят конференции педагогических работников, как встреча для подведения итогов прошедшего учебного года, а так.

Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей»Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.

План работы по аттестации педагогических работников ДОУ .

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Выступление на районной августовской конференции педагогических работниковВыступление на районной августовской конференции педагогических работников Сообщение на тему: «Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогических работников «Ресурсы профессионального роста педагога»
Опубликовано: 18 мая 2021 в 19:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД