Получи документы

Тренинг для педагогов «Умение общаться»

Наталия Румянцева
Тренинг для педагогов «Умение общаться»

Тренинг «Умение общаться»

Главной задачей тренинга является прояснить и «обыграть» правильные стратегии поведения в работе коллектива.

Основной целью тренинга является развитие профессионального самосознания и коммуникативной компетентности педагогов.

Форма работы: групповая.

По окончанию развивающих занятий педагог должен знать:

Публикация «Тренинг для педагогов „Умение общаться“» размещена в разделах

• в чем заключается ценность командной работы,

• какие человеческие качества помогают в построении позитивных взаимоотношений между педагогами,

• что можно сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Десять секунд»

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

• Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?

• Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)

• По длине волос.

• По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

• По цвету брюк и юбок.

• По цвету глаз.

• По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Рефлексия

Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы?

2. «Согласен. Не согласен. Может быть»[/i]

Цель занятия: пробудить интерес участников, настроить на размышление, самоанализ и конструктивное групповое взаимодействие.

В разных сторонах помещения, где проходит работа, прикрепляются таблички с надписями: «Согласен», «Не согласен», «Может быть».

Ведущий: Предлагаю Вам выразить свое отношение к тем фразам, которые я Вам сейчас произнесу. Сделать это необходимо следующим образом: если Вы согласны с произнесенным утверждением, встаньте рядом с табличкой «Согласен». Если Вы лично не согласны – встаньте рядом с табличкой «Не согласен». В случае затруднения с ответом – к табличке «Может быть».

Далее участникам тренинга зачитываются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми.

Утверждения:

1. «Без труда не вынешь рыбки из пруда» (народная мудрость).

2. «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» (Марк Авторелий).

3. «Чтобы хорошо мыслить - надо хорошо жить» (Евгений Богат).

4. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (Владимир Даль).

5. «Люди различаются на осуждающих и творящих» (Николай Рерих).

6. «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть и никогда не сижу, если имею возможность лежать» (Генри Форд).

7. Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит» (Бернард Шоу).

Рефлексия: Участники высказывают свои предположения о том, для чего проводилось это упражнение. С кем чаще всего объединялись в группу? Почему?

3. Упражнение «Глухой, слепой, немой»

Цель: обратить внимание педагогов на невербальные способы передачи информации.

Для конструктивного общения немаловажное значение имеет и невербальная информация. Приглашаются три добровольца, которые получают роли «глухого», «слепого», «немого». «Слепому» завязывают глаза или надевают очки, «глухому» – наушники, «немому» – марлевая повязка.

Участникам дается задание:

1. договориться о встрече в каком-либо месте в определенное время.

2. договориться о покраске забора в определенный цвет,

3. о покупке чего-либо в магазине, о выборе подарка на день рождения,

4. о том во что будете одеты вечером.

После выполнения упражнения необходимо провести обсуждение со всеми участниками тех трудностей, которые возникли у добровольцев, и вариантов их преодоления.

4."Хор московского зоопарка"

Цель: снятие напряжения.

Ведущий: Мы находимся высоко в горах, где так отчетливо слышится эхо. Давайте споем. Ведущий со всеми выбирает песню, затем участники разбиваются на микрогруппы, каждая из которых выбирает себе животное, издающее характерные звуки, например, «гав», «мяу», и др. Из всех участников выбирается доброволец, который становится дирижером и предлагает спеть песню на языке каждой группы. Дирижер показывает по очереди на каждую группу, и они продолжают исполнять песню, начатую предыдущей группой. Но уже самостоятельно.

Рефлексия: Что Вы чувствовали, когда продолжали песню, начатую другой группой? Тяжело ли было исполнять задание?

5. «Смотрим в книгу, видим…»

Цель занятия: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

Из группы вызываются 5-6 добровольцев, которые уходят за дверь. Остальным в краткой форме объясняется, что сейчас будет происходить. Вводится запрет на подсказки, смех и пр.

Затем приглашается первый испытуемый, которому дается следующая инструкция:

Текст

«Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в т. к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа, по астрономии».

«Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это текст или картинка. В течение одной минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там написано и изображено. После этого вы должны как можно подробнее донести всю запомнившуюся информацию до следующего испытуемого».

Далее приглашается второй испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Вам будет устно передана некая информация, которую вы должны запомнить, для того чтобы передать ее следующему участнику эксперимента. Задавать уточ-няющие вопросы вы не имеете права».

Эксперимент продолжается, пока, наконец, последний участник не расскажет то, что он запомнил, всей группе.

Рефлексия: После завершения упражнения каждый участник отвечает на вопросы: Какие трудности они испытывали при выполнении упражнения и почему? Затем обсуждение продолжается с участием остальных педагогов. Контрольный вопрос: Может ли при работе в коллективе искажаться информация? Почему? Как этого избежать?

6. «Объявление»

Цель: осознание качеств необходимых для позитивного общения между коллегами по работе, рефлексия собственных качеств, развитие взаимопонимания, создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Ведущий: каждый педагог мечтает о том, чтобы работать в сплоченном, дружном коллективе.

Сейчас я предлагаю Вам открыть газету бесплатных объявлений (Приложение 2, которая называется «Ищу напарника». Любой из Вас может поместить в газету свое объявление. Информация в объявлении может носить любое содержание: Ваши педагогические качества или пожелания к кандидату в напарники, главная задача написать объявление так, чтобы именно оно привлекло внимание других участников. Объявления будут анонимны, поэтому подписывать их нет необходимости. На выполнение задания отводится 7 минут.

Затем ведущий собирает написанные объявления и вывешивает их на доску. Участникам дается 5 минут, чтобы прочитать объявления и взять понравившееся.

Рефлексия: обсуждение заключается в следующем: не называя имен тех, кому принадлежат объявления, участникам упражнения необходимо по очереди объяснить, что его привлекло в том, объявлении, которое он выбрал.

В завершении упражнения, по желанию участников можно открыть тайну, кому принадлежат объявления.

Общаясь с собеседником, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд т. е. расположить к себе собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов».

Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника и комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Как вы думаете, с помощью каких приемов можно захватить инициативу в разговоре? (Используя переключение внимания; резкую смену темы разговора; не давать долго говорить партнеру; задавать контрвопросы; сохранять эмоциональную устойчивость и т. д)

Ведущий: Во время общения люди могут преследовать свои цели, например, соглашаться или не соглашаться с собеседником, высказывая свою точку зрения, или попросту переводить разговор на интересующую его тему. Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения.

7. «Карандаши»

Цель: подготовить группу к «серьезному» командному заданию и одновременно укрепить веру участников в свои силы.

Ведущий раздает всем по одному не заточенному карандашу.

Ведущий. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Прикоснитесь друг к другу кончиками указательных пальцев обеих рук.

А теперь поместите между кончиками пальцев карандаши, удерживая их только за торцы. Действуя «в связке», не давая карандашам упасть, двигайте руками вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Попробуйте переместиться парой на другое место.

Аналогичное упражнение выполните, объединив пары в четверки, образовав круги. И наконец, всей группой встаньте в круг, лицом в центр и попробуйте, не роняя карандашей: сузить круг, двигаясь всем к центру, расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по кругу, по часовой стрелке, против часовой стрелки — сначала медленно, потом побыстрее.

Рефлексия: По окончанию этого упражнения участники в обсуждении должны ответить на следующие вопросы: Когда было легче выполнять упражнение? Почему?

Контрольный вопрос: В чем это упражнение можно сравнить с работой в рабочем коллективе?

Прикреплённые файлы:

obschenie_koe1a.pptx | 3819,88 Кб
 
Публикации по теме:

Буклет для педагогов «Игры, которые учат общаться» Игра «Паровозик», для детей 2-3 лет. Цель: учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе. Создать обстановку доверия и эмоционального.

Конспект занятия по обучению нравственности «Ум. Умение видеть хорошее. Умение прощать. Умение сотрудничать» Ум Творческое задание «Умный человек» Прочитайте детям пословицу: «Лучшее дарование — ум, худшая беда — невежество». Обсудите с детьми,.

Психологический тренинг для педагогов «Я + ты = мы» Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: - формирование благоприятного психологического климата.

Тренинг для педагогов «Мы вместе!» Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения; сплочение педагогического коллектива, профилактика профессионального сгорания, межличностных.

Тренинг для педагогов на сплочение «Мы вместе» ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МЫ ВМЕСТЕ!» Задачи: • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; • повысить.

Тренинг для педагогов «Погода в ДОУ» Цель: улучшение эмоционального состояния педагогов; восстановление психического равновесия; снятие нервного напряжения путем «разблокировки.

Тренинг для педагогов «Профилактика утомляемости у педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Тренинг для педагогов «Путешествие во Францию» Тренинг для педагогов «Путешествие во францию Цель: профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов, снятие эмоционального.

Тренинг для педагогов «Сила Я» Цель: осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального.

Тренинг для педагогов «Мы такие разные» Цели: 1. знакомство участников; 2. создание доверительной атмосферы в группе; 3. сплочение команды. Задачи: 1 развития умения легко общаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Умение общаться»
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 10:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД