МААМ-картинки

Тренинг для погружения в предлагаемые обстоятельства. Для руководителей детских театральных кружков, студий.

Марина Отиева
Тренинг для погружения в предлагаемые обстоятельства. Для руководителей детских театральных кружков, студий.
▼ Скачать + Заказать документы

ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ в театральном искусстве называется совокупность условий и ситуация, в которой действует актер.

Предлагаемые обстоятельства бывают:

обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее.

обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее).

Публикация «Тренинг для погружения в предлагаемые обстоятельства, Для руководителей детских театральных кружков, студий,» размещена в разделах

личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее)

ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие чем живет человек в данной ситуации:

a) откуда я пришел?

b) куда я направляюсь?

c) зачем я пришел сюда?

d) чего я хочу?

e) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого?

Тренинг на погружение в предлагаемые обстоятельства возможен только при условии хорошей натренированности группы – собранности и концентрации внимания и волевых качеств, развитого и активного воображения. Чтобы сознательно погрузить себя в предлагаемые обстоятельства и научиться в них действовать, нужна воля, превосходящая жизненную, так как нужно заставить себя поверить в искусственные условия, заданные педагогом и в последствии предложенные автором. Задача эта очень непростая. Поэтому в тренинге начального этапа нельзя стремиться усложнять обстоятельства заданий и этюдов, в начале нужно научиться погружать учащихся в простейшие условия, подобно тому, как музыкант тренирует свое мастерство на гаммах. Основным упражнением, используемым при тренинге на погружение в предлагаемые обстоятельства, является этюд, и как это ни банально, ничего более действенного в театральной педагогике никто еще не придумал. Самое главное в начале работы с этюдами необходимо привить ученику понятия ДЕЙСТВИЯ подобно тому, как в речи используется понятие «дыхание в живот», без чего дальнейшее развитие и вся будущая работа бессмысленны. Сделать это очень просто. Все предложил еще К. С. Станиславский. Нужно предложить ученику ответить на вопрос: а что бы ты стал делать, если бы… (находился в данных условиях, тебе было не 17, а 80 лет и так далее)

Понятие ДЕЙСТВИЕ тесно связано с физическим поведением и задачей – что мне надо. Таким образом, действие – это поведение (поступок, направленное на достижение определенной цели и осуществляемое в тех или иных предлагаемых обстоятельствах.

Начинать освоение понятия ДЕЙСТВИЕ надо с простейших примеров:

Пример 1. ты лежишь на пляже, загораешь, вдруг подул прохладный ветер, небо затянуло тучами – что бы ты стал делать.

Желательно на первом этапе не предлагать такие обстоятельства, как

Пример 2. «подул сильный ветер, начался ливень и ураган»,

так как это может либо зажать ученика, либо спровоцировать наигрыш. В первом примере предложенные обстоятельства ученик может легко сразу вспомнить, опираясь на свой жизненный опыт. Нужно задавать простые условия, чтобы ученик справлялся с ними, с самого начала приучаясь к верному погруженному сценическому существованию – также как ученику музыкальной школы 1-го класса нельзя предлагать программу 4-го класса. Всему свое время.

В тренинге на погружение в предлагаемые обстоятельства педагог управляет тем, на что ученику нужно обратить внимание, направляя его, подобно поводырю в лабиринте, методом наговора.

Вход в этюд начинается с подробного воссоздания в памяти и через ощущения ученика среды, в которой предстоит действовать, так как правда существования начинается именно со среды.

Необходимо помнить, что к этюду надо подойти, подробно исследуя обстоятельства вокруг этюда. Таким образом, за 30 минут можно полноценно сделать не больше одного этюда. Нельзя торопиться, но в свою очередь нельзя искусственно затягивать процесс, хотя на начальном этапе лучше делать все гипер-подробно, чем форсировать процесс. Принцип «меньше да лучше» в данном случае важнее. Количество в театральной профессии далеко не всегда приводит к качеству. Под словом «исследование» понимается не сухое рациональное чтение и рассказ о предлагаемых обстоятельств, но эмоциональная проба собой.

Например, прежде чем ученик выйдет в этюд, действие которого происходит на пляже (1-ый пример, необходимо окунуть в эти предлагаемые обстоятельства все органы чувств.

ПРИМЕР НАГОВОРА ДЛЯ ВЫХОДА В ОДИНОЧНЫЙ ЭТЮД

Вы лежите на покрывале. Лето. Вспомните, когда подобное было с вами этим летом. Сконцентрируйтесь на ощущениях фактуры покрывала. Каково вашей спине: приятно/не приятно. Проведите по нему ладонью, вспоминая те ощущения.

Желательно с первого же шага, когда мы просим ученика вспомнить то или иное ощущение, нужно также обращать внимание на то, какие чувства он при этом испытывал (испытывает) приятно/не приятно, нравится/не нравится, так как театр – это прежде всего эмоциональное искусство и необходимо развить и закрепить навык эмоционального отношения ко всему, что делается, воспринимается и происходит на сцене.

Также рекомендуется на начальных этапах детям придумывать обстоятельства, в которых они находятся, то есть поблизости нет других людей, так как первой задачей является погружение ученика в индивидуальные обстоятельства, добиваясь абсолютной веры в них. Это очень тонкий момент, который легко разрушается, когда в него вторгается другой человек. Взаимодействие между актерами на площадке – более поздний этап, он вводится только тогда, когда студент овладел погруженным действием в индивидуальных обстоятельствах.

Теперь проведите рукой по земле (песку, траве) вокруг покрывала. Какая температура земли (песка, травы) – горячо/холодно… Вас ласкают горячие солнечные лучи. Сконцентрируйте свое внимание на теле. Когда мы загораем, некоторые места, например, поясница, шея, - потеют. Прислушайтесь к ощущениям внутри организма, которые вызываются этим воспоминанием. Как правило дыхание становится легким, глубоким, расслабленным, тело наполняется истомой, мышцы тоже расслабляются. Сквозь закрытые веки мы ощущаем желтый цвет солнца, который греет глаза. Чем больше вы вспомните этих различных ощущений, тем лучше. Можно не застывать в позе – можно повернуться на живот. Будьте свободны, будто вы и в правду на пляже. Вышли ли вы только что из воды, и тело еще мокрое и на него летят насекомые, или вы лежите давно и достаточно вспотели – по телу струятся струйки пота, от чего становится щекотно.

На освоение этих ощущений должно уйти не менее 5-7 минут.

Теперь постарайтесь вспомнить шум воды в месте, где вы в данный момент пытаетесь быть. Какие шумы еще присутствуют вокруг помимо воды – звук проезжающей машины, может быть где-то слышна музыка, крики птиц, летающие мошки… Выберите из этих шумов самый приятный и самый агрессивный – «полярные» шумы – звуки, которые приятны и противны.

(Таким образом получается своеобразный «шумовой оркестр», который можно, кстати, впоследствии использовать как художественный прием при создании атмосферы сцены).

Освоив звуковые ощущения, вспомните запахи, окружающие вас. Запах моря и морской тины, запах ветра, может быть, где-то жгут костер и вы ощущаете запах дыма – да, так и есть, легкий ветер, который только что подул принес запах дыма, а вот ветер донес запах пирожков с мясом. Откуда этот запах – недалеко продают пирожки, или вы взяли пирожки с собой и этот запах доносится из вашей сумки. Запах вызывает у вас чувство голода – хочется есть. Вы открыли глаза. В чем вы принесли с собой еду – в полиэтиленовом пакете или в рюкзаке? Доставайте еду и ешьте, концентрируя внимание на вкусовых ощущениях, не забывая о тактильных – бутерброд имеет объем, пирожок тоже, колбаса жирная – она оставляет след на пальцах.

Ничего страшного, если учащиеся на первом этапе начинают действовать в очень медленном темпе, как лунатики. Это вызвано повышенной концентрацией и чрезмерным сопутствующим мышечным напряжением, которое естественно в начале любой деятельности и которое со временем и с навыком уйдет. Если процесс «лунатизма» затягивается, нужно обратить внимание учащихся на то, что правда заключается не только в правдивых ощущениях, но и в естественном темпо-ритме действия.

Какого цвета небо? Где солнце? Что видно на горизонте и виден ли вообще горизонт? Что вы видите интересного? Может быть на небе интересной формы облако. Что радует взор, что огорчает. Красивый корабль вдалеке радует, консервная банка, оставленная кем-то из туристов, огорчает.

Хорошо провоцировать ученика на поступок и физическое поведение:

Банка, которая валяется по близости – встать и выбросить ее в мусорку.

Активных детей не нужно просить дважды – пассивное исследование окружающих ощущений само по себе провоцирует в них потребность в действии – встать, размять затекшие мышцы и так далее. Затягивать выход в активное физическое поведение не надо, наоборот, чем раньше это произойдет, тем лучше.

Встав и походив, возвращаться обратно в лежачее положение нет никакой необходимости. Возьмите камень, попускайте «блинчики» по воде.

Теперь, когда мы достаточно подробно изучили среду, можно перейти к исследованию ситуативных обстоятельствах.

А что вы здесь делаете? Сколько у вас времени?.

К этому времени ребенок достаточно хорошо погрузился в свои предлагаемые обстоятельства. Теперь можно в его обстоятельства вносить изменения, которые он должен сиюминутно присваивать и оправдывать.

Допустим, вы хотите почитать книжку. Где она у вас лежит? Но ее там нет. Куда она делась? Что вы будете делать? Посмотреть вокруг, посмотреть под подстилкой. Все это надо делать не умозрительно, но выполняя активные физические действия. Нигде нет! Тогда попробуйте вспомнить, брали ли вы ее вообще с собой. Вспоминайте, как собирали вещи перед уходом из дома, что положили первое, что потом, откуда брал книгу, где она лежала, что это за книга? Автор, название. Ага, вспомнили! Вы книгу положили на стол, а в сумку положить забыли. Какие мысли по этому поводу у вас возникают: «Ну что, вот он и склероз?.» или «Ну и хорошо, что не взял – отдохну от чтения», или «Как обидно, что не взял! Нечем теперь заниматься!»

После того, как в данных обстоятельствах разбужены все органы чувств и ребенок спровоцирован к активному физическому поведению, можно подходить к событийному повороту в этюде.

Пока вы искали книгу, погода изменилась. Подул прохладный ветер, небо затянулось тучами. Посмотрите на небо, может быть это одна тучка прикрыла солнце –она сейчас пройдет и все поправится, или это надолго? Суда по всему, будет дождь – надо уходить. Собирайте вещи, одевайтесь. Ударил гром. Надо бы поторопиться. Ну вот, когда все собрались и готовы уходить, выясняется, что не хватает чего-то важного – нет часов или кольца или крестика или ключа от квартиры… Куда это могло деться?

Чаще всего происходит так, что ребенок либо оглядывается по сторонам, и не находя дорогой вещи, уходит, либо находит пропажу сразу же, облегчая обстоятельства. Поэтому педагог своим наговором – инструкциями и вопросами руководит поведением ученика, обостряя предлагаемые обстоятельства, отыскивая новые и новые препятствия, приводя к правдивому действенному поведению. Эти инструкции необходимы в начале обучения актера, так как сам ребенок не может сделать этого самостоятельно. В будущем актер должен сам искать событийные повороты и препятствия в действии, но этому ему нужно еще научиться.

Для поиска этой вещи нужно заново перебрать только что сложенные вещи – перебираем, так как вещь очень дорога и ее нельзя терять. Нет. Что делать. Вы отчетливо помните, что пришли на пляж с ней. Ветер усиливается. Вы чувствуете на коже первые капельки дождя – мелкие, холодные. Надо искать быстрее. Ощупываете руками, ногами то место, где вы лежали. Дождь потихоньку усиливается. Тут вы наступили ногой на что-то острое или посадили занозу. Больно. Что делать? Идет ли кровь? Если идет, чем перевязать или продезинфицировать. Дождь усиливается. Никакой возможности найти вещь уже нет, придется уходить не найдя. Капли дождя текут по лицу, мокрая одежда прилипает к телу, рана ноет. Последний раз решили осмотреть место отдыха – ну наконец-то, нашли! Вот она потерянная вещь, слава богу! Забирайте ее и убегайте.

Здесь приведен пример очень детального наговора. Цель такого тренинга – подвести ученика к подробному существованию на сцене. Впоследствии ребенок должен научиться выстраивать подробное действенное поведение сам, импровизационно действуя в предложенных ему обстоятельствах и событии. Главная ошибка, которая допускается педагогами при наговоре заключается в том, что они сами подробно не проживают вместе с учеником предлагаемые обстоятельства, которые они наговаривают. В результате этого ребенку, который еще не успел сконцентрироваться на одном обстоятельстве, предлагают скачкообразно другое, затем третье, и таким образом накручивают ком обстоятельств и событий, которые сами по себе являются неправдивыми и тем самым провоцируют ребенка на наигрыш или вводят в замешательство. На начальном этапе ребенку требуется гораздо больше времени для входа в этюд, но при тренированной эмоциональной памяти и памяти тела все это происходит быстро. Главное помнить, что «трудное сделать легким, легкое привычным, привычное красивым, а красивое прекрасным». Если мы попробуем трудное сразу сделать красивым, то получится то, что мы, к сожалению, наблюдаем в плохой школьной самодеятельности.

Определенная тема. Один этюд, который произойдет в конце урока. Он может быть одиночным, парным или групповым. Это приучает учеников к концентрации на чем-либо одном, прививая отношение к учебному материалу как к единому целому, а не разрозненным сценкам.

ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации.

Педагог-режиссер предлагает актеру эти обстоятельства и события согласно идейно-тематическому замыслу и событийному ряду произведения, помогает ему определить действие и основной событийный поворот, но ни в коем случае не вмешивается в то, как актер совершает эти действия и импровизирует в событии.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Дидактическая игра «Мозаика из кружков цветной бумаги»Дидактическая игра «Мозаика из кружков цветной бумаги» Образовательная область: «Познавательное развитие» Составление мозаики из кружков цветной бумаги доставляет большое удовольствие у детей,.

Интегрированное занятие в младшей группе «Веселая ярмарка игр» с использованием фольклора, театральных этюдов и ТРИЗа Линии развития (задачи): Креативное развитие. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать.

Изготовление театральных афишИзготовление театральных афиш Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Сегодня я хочу Вам рассказать о том, как мы с ребятами делали к неделе театра театральные.

Языковое погружение — ключ к освоению национального языкаЯзыковое погружение — ключ к освоению национального языка Языковое погружение – ключ к освоению национального языка. Общеизвестно, что число говорящих на финно-угорских языках уменьшается с огромной.

Конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра»Конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра» В нашем детском саду прошёл смотр-конкурс театральных уголков "Волшебный мир театра" с целью создания оптимальных условий для развития.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка» (направленный на развитие.

Мастер-класс «Использование оригинальных театральных кукол в обучении детей государственным языкам»Мастер-класс «Использование оригинальных театральных кукол в обучении детей государственным языкам» аверно каждый из вас задавался вопросом, как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как развить основные.

Отчетный концерт вокального и танцевального кружков. Сценарий мюзикла ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВБЕГАЮТ В ЗАЛ, РАССАЖИВАЮТСЯ. ПЕСНЯ «СКАКАЛКА» Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай.

Сценарий презентации кружков и студий в техникуме Сценарий Презентации кружков и студий «Пригласительный билет в творчество» Вед. Добрый день! Здравствуйте! Мы начинаем нашу встречу Простыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для погружения в предлагаемые обстоятельства. Для руководителей детских театральных кружков, студий.
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 12:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для погружения в предлагаемые обстоятельства. Для руководителей детских театральных кружков, студий.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Отиева (УИ 789032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД