Лучший педагог года

Тренинг «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Надежда Володина
Тренинг «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Тренинг

«Артикуляционная гимнастика

как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Тренинг «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Цель тренинга : повысить компетентность педагогов в вопросах использования в работе по развитию звуковой культуры речи артикуляционной гимнастики.

Задачи:

Публикация «Тренинг „Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей“» размещена в разделах

1. Актуализировать существующие проблемы по проведению артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста.

2. Содействовать повышению уверенности педагогов в работе с детьми.

3. Выработка правильных, полноценных движений при определённых положениях артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

3. Упражнять педагогов в использовании в работе по развитию речи артикуляционную гимнастику.

Основные блоки тренинга

Части блока содержание

Организацион

но-мотивацион-ный

1. Вступительное слово ведущего (тренера)

2. Упражнения на создание эмоционального комфорта, снятие напряжения

3. Упражнения повышение работоспособности

4. Игры, дискуссии или проблемные ситуации на формирование мотивации

Сообщение цели, задач, содержания тренинга :

- Уважаемые «воспитатели», сегодня перед нами поставлена цель – повысить свою компетентность в вопросах использования в работе по развитию звуковой культуры речи артикуляционной гимнастики. В ходе тренинга мы попытаемся обозначить существующие проблемы в работе по развитию звуковой стороны речи и определить роль проведения артикуляционной гимнастики в улучшении звукопроизношения детей. Поупражняемся в в выполнении упражнений и комплексов упражнений артикуляционной гимнастики и проведении их с детьми.

Опрос ожиданий участников: упражнение “Ваши ожидания” :

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях (участники тренинга передают друг другу цветок и делятся своими ожиданиями).

Введение правил поведения

В данном тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата:

1. соблюдение открытости, искренности - говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

2. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

Упражнение: «Друг за другом». Прежде, чем начать работу, я предлагаю вам встать друг за другом и проехаться к месту «нашей работы» на поезде, при этом выполнять все команды ведущего: едем в лес, перешагиваем через ручей, подлезаем под ветки деревьев, прыгаем с кочки на кочку, приехали, здороваемся друг с другом.

Упражнение «Порядковый счёт».

Я предлагаю вам встать по кругу и по очереди начинаем вести счёт, после того, как прозвучит сигнал все продолжают считать про себя, по сигналу тренер указывает, кто продолжает считать дальше вслух и так игра продолжается несколько раз.

1. Все ли дети в вашей группе правильно произносят звуки?

2. Какие чаще всего звуки плохо произносят дети?

3. Как вы думаете, почему дети неправильно произносят звук? С чем это может быть связано?

4. Какие недостатки вашей работы могут быть причинами неправильного звукопроизношения у детей?

Вывод тренера : Для развития речевого аппарата у детей необходимо проводить ежедневно артикуляционную гимнастику, которая поможет детям правильно ставить язык, губы для чёткого произнесения звуков.

Информации

нно-

обучающий 1 Сообщение знаний по теме тренинга знаний (в виде дискуссий, мини-монолога, разыгрывания ролей)

2. Отработка методов и приемов работы процессе взаимодействия с участниками тренингами

Мини-монолог ведущего «Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции (речевого аппарата).

Подвижность и точность работы органов артикуляции : языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.

Существуют следующие

правила проведения артикуляционной гимнастики :

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.

2. Артикуляционную гимнастику выполняется только сидя, не стоя ни лежа, а только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.

3. Для занятий лучше использовать зеркало небольшого размера, чтобы ребенок видел, что происходит с его лицом и речевыми органами (участникам предлагается взять зеркало и поупражняться в его использовании)

4. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

«Придумай сказку»

Участникам предлагается разделиться на подгруппы и придумать сказку, которая поможет познакомить ребенка со строением речевого аппарата.

правила проведения артикуляционной гимнастики :

5. Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.

В произнесении звуков задействованы губы и щеки. Есть ряд упражнений для их тренировки :

Упражнения для губ и щёк.

1. Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

2. При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к губам.

3. Попеременное надувание и втягивание щёк. 4. «Юля бублик быстро съела, земляничку захотела».

Округлить губы как при произнесении звука «о», затем имитировать захват губами ягоды земляники.

5. «Смастерим мы дудочку, дудочку - погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удержать в таком положении под счёт от 3 до 5.

6. «Собираем мы без спешки, словно белочка орешки.

Рот приоткрыть. Поочерёдно упираться языком в щёки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, чётко.

7. «Наливаем воду в бочку - надуваем сильно щёчки.

Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. «Полоскать» рот воздухом.

Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу. Существует много разных упражнений для укрепления этого органа. Я предлагаю вам поупражняться в их выполнении.

Упражнения для языка:

1. Активизировать подвижность языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну щёку, то в другую. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

2. Активизировать мышцы языка. Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, постепенно загибая кончик языка всё больше. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.

3. «Качели»- движения языка вверх- вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх- вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна).

3. «Грибок». Развивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

4. «Утюжок». Активизировать кончик языка на бугорках.

Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: вперёд- назад. Выполнять 20-25 раз.

5. «Прогони комарика» Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Повторить 3 раза.

6. «Покусывание кончика языка» Активизировать мышцы языка. Губы в положение улыбки. Покусывание кончика языка проводиться 8-10 раз.

7. «Пирожок»- Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».

8. «Катушка» -вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибая спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были не подвижны.

Продолжим знакомство с правилами проведения артикуляционной гимнастики :

7. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

8. Упражнения выполняются в таком порядке - от простых к сложным.

9. Чтобы ребенку нравилось, что он делает - поиграйте с ним в игру типа "сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает", "как белочка улыбается" и т. д.

10. Если у ребенка не получается сразу упражнения - не беда, проделайте вместе с ним упражнения и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.

Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной.

Выполнение задания «Составь и проведи»

Сейчас я предлагаю из представленного вам набора упражнений составить комплекс артикуляционной гимнастики с учетом правил проведения ( работа в парах: педагоги составляют комплекс, а затем проводят его друг с другом).

Рефлексия Рефлексия «Ваше впечатление»

Педагогам предлагается ответить, что им запомнилось и понравилось в ходе тренинга. Как можно

использовать полученные знания в своей работе с детьми (передают цветок и отвечают на вопросы)

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи». Грамотная, чёткая чистая и ритмичная.

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения. Традиционные и нетрадиционные формы Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы). Речь не является.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»] К четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет.

Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Для чистого звукопроизношения нужны сил0ные, упругие и подвижные органы.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика –залог правильного звукопроизношения» Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Артикуляционная гимнастика –залог правильного звукопроизношения» Провела: Березина Л. М Красивая речь.

Практическое занятие «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Практическое занятие (мастер-класс) учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по теме «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения».

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Взаимообучение как средство формирования правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте Актуальность темы: обусловлена тем, что фонетико-фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 14:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД