Лучший педагог года

Тренинг с учителями «Общение с трудными подростками»

Сагитова Эльвира
Тренинг с учителями «Общение с трудными подростками»

Тренинг с учителями

«Общение с «трудными» подростками»

Цель: психологическое просвещение учителей и других специалистов работающих с девиантными подростками, обучение эффективному взаимодействию с учащимися.

Задачи: 1. Научить техникам эффективного общения с подростками

2. научить применять техники саморегуляции

3. профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Публикация «Тренинг с учителями „Общение с трудными подростками“» размещена в разделах

1. Оргмомент.

Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!

Психолог: Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.

Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы; рассказы школьников о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т. д.

Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости, а именно подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.

Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Психолог: Так каких же подростков можно отнести к категории «трудные»?

Большинство исследователей называют «трудными» таких подростков, поведение которых отклоняются от принятых в обществе стандартов и норм и которые являются трудновоспитуемыми.

Психолог, вопрос к аудитории: Какое поведение называется отклоняющимся?

Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.

Психолог: Давайте обозначим факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение:

1. Биологические (нарушение умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждения НС).

2. Психологические (нервно-психические заболевания).

3. Социально-педагогические (дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации).

4. Социально-экономические (социальное неравенство, неполная семья)

5. Морально-этические (неблагоприятная криминогенная ситуация).

Упражнение «Варианты общения»

Цель: попробовать разные варианты общения.

Участники разбиваются на пары.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "отпуск". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Вопросы:

1. Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?

2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

4. Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?

Вывод: упражнения показали нам не всегда в процессе общения люди понимают друг друга. В следствие чего возникают конфликты.

Психолог: В научной литературе (И. А. Невский) выделяют следующие стадии развития отклонений в поведении несовершеннолетних:

1) неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства подростков, связанное с непослушанием, упрямством и т. д. ;

2) порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, дерзость, лживость и т. д.);

3) девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность и др., принявшие характер систематических или привычных;

4) делинквентное или преступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения;

5) деструктивное или экстремальное поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности несовершеннолетнего (систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических веществ, половая распущенность).

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Психолог: Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

Включается слайд 7.

Психолог: Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе : побеги из дома, систематические пропуски в занятий, воровство, вымогательство, ложь, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.

Психолог: Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.

Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.

Упражнение «Конструктивный стиль поведения в конфликте»

Приглашаем 2 желающих, предлагаем договориться, кто в паре будет «А», кто «Б».

«А» должен занять место на стуле, «Б» встает перед ним.

Инструкция: «Соедините ладони ваших рук. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время выполнения упражнения. Итак, «Б» давит на ладони «А», «А» сопротивляется. (Для выполнения задания достаточно 30 секунд). Потом участники меняются местами и повторяют задание.

Обсуждение

Что вы чувствовали, когда партнер давил на ваши ладони?

Вывод: В конфликтных взаимоотношениях люди испытывают дискомфорт, когда на них «давят» словами, интонацией, действиями. Не удивительно, что большинство из них стремятся избежать конфликта или в целом общения с такими «давящими» людьми.

техники саморегуляции:

• Дыхание

Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке.

Успокаивающий образ или звук можно выбрать самостоятельно. Некоторые возможные варианты мы с вами сейчас сделаем:

- Лифт. Представьте, что вы входите в лифт. Нажмите кнопку для спуска вниз. По мере прохождения каждого этажа вы все больше и больше расслабляетесь. Когда вы расслабитесь, выйдите из лифта с ощущением покоя и свежести.

- Вода. Представьте себя на берегу водоема. Наблюдайте движение воды. Вода подкатывает к берегу и откатывает, подкатывает и откатывает… Образ воды успокоит. И, когда вы будете чувствовать спокойствие, покиньте берег.

- Звук. Пойте один слог или звук. Представляйте, что этот звук стирает все отвлекающие образы и мысли.

А сейчас мы все с вами встанем в круг и я вам покажу как можно себя расслабить:Арт- Музыка терапия-(мелодия)

Прощание – «Спасибо!». На одну ладонь положите те эмоции, мысли и чувства с которыми вы пришли сюда, на вторую те что получили на этом занятии, которые испытываете сейчас. А теперь дружно похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!

Публикации по теме:

Фотоотчет о диспуте с подростками «Виртуальное общение или реальное. Что выбираешь ты?»Фотоотчет о диспуте с подростками «Виртуальное общение или реальное. Что выбираешь ты?» Диспут «Виртуальное общение или реальное. Что выбираешь ты?» Цель: -создание условий для формирования коммуникативной, этической, социальной,.

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение»Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Жесты и общение. Мимика и общение» Задачи: • развитие представлений детей о жестах и их роли в процессе общения; • развитие представлений детей о мимике и определение эмоций,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей «Общение с родителями» Как подготовиться и провести родительское собрание - Составьте четкий план собрания и придерживайтесь его. - Продумайте содержание каждой.

Круглый стол с учителями начальной школы «Методическое объединение — центр коллективного творчества» Круглый стол «Методическое объединение-центр коллективного творчества» Цель: обсудить проблемы, возникшие при организации работы методического.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг с учителями «Общение с трудными подростками»
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 11:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД