Татьяна Бирюлина
Конспект занятия «Третья заповедь казака «По тебе судят о народе твоем»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД «По твоим поступкам судят о казачестве и о народе твоем».
Цель: Формирование нравственных представлений у казачат о доброте.
Задачи:
1. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
2. Формировать умение совместно работать в группе;
3. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
4. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
Формирование УУД
Публикация «Конспект занятия „Третья заповедь казака „По тебе судят о народе твоем“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Личностные: воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия; повторение и уточнение и формирование начальных нравственных представлений, знакомить с нравственными понятиями.
Метапредметные: устанавливать соответствие поступков нравственным правилам, классифицировать материал по темам, устанавливать аналогии и причинно-следственных связей.
Коммуникативные: ведение диалога, признание существования других точек зрения, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения.
Оборудование:
Презентация, клей, раздаточный материал, заготовки для аппликации.
Разработка правил группы.
Здорово ночевали!
Слава Богу!
Сегодня у нас с вами групповая работа, но для того чтобы наше занятие прошло успешно, нам придется соблюдать определенные групповые правила. Какие? Давайте их озвучим:
1. В работе участвуют активно все.
2. Все что происходит здесь в группе, остается у нас в группе и за ее пределами не обсуждается.
3. Каждый имеет право на свое мнение.
4. Нельзя перебивать говорящего.
На протяжении нескольких занятий мы говорили с вами о казачьих заповедях. Сегодня мы обсудим с вами третью заповедь казаков : По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.
А теперь отгадайте загадку.
Какое слово все года
Проходит жизнью испытанье,
Вас не оставит никогда
На самых разных расстояньях?
С ним мы пришли в огромный мир
И с ним останемся в эпохах.
Оно даётся нам людьми,
А проверяться будет Богом.
Оно во мне, оно в тебе,
Среди страниц Небесной Книги,
В любом краю, в любой судьбе,
И это слово – наше (Имя)
Игра «Нарисуй своё имя» - заполнить карточку.
-Представьте своё имя. Наделите его каким-то образом. Может быть вы представите своё имя как птицу, летающую над землёй, цветок, радующийся новому дню, солнцем, дающим тепло и радость жизни. А может быть это радуга, соединяющая два берега реки? Каждое имя что-то обозначает.
-Как вы думаете, что больше говорит о человеке: имя или дела? Почему?
-Почему люди с одним именем имеют разную судьбу?
Имя у тебя одно
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна,
И от того ты побереги его.
Как вы думаете, какие качества нам помогают понимать других людей, понимать их проблемы, боль, тревоги?
( предполагаемый ответ: умение слушать).
Сейчас мы поговорим с вами о поступках людей.
Послушайте притчу В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в колодец. Не было у деда другого ведра, нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге, под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадь и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой человек. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку. Вылил остаток воды в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и уехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда
-И это ещё не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? – спросил внук деда
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
Обсуждение: Как вы думаете, о чем эта история?
Знаете, как говорят: «Не бойтесь врагов – они в худшем случае могут сделать тебе больно. Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойтесь тех, кто равнодушен – они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия на Земле существует предательство и убийство». Есть слова, которые характеризуют плохие качества характера человека. Давайте подберём к ним противоположности.
Плохо – хорошо
Зло – добро
Война – мир
Жадность – щедрость
Грубость – ласка
Жестокость – милосердие доброта
Ложь – правда
Обсуждение: Что может победить зло?
-Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. Нужно быть самим добрыми.
- Ребята, что значит быть добрым.
- Добрый человек – это тот, кто….
(дети продолжают фразу)
(любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. любит природу и бережет ее. вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу).
- А что такое доброта? (Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).
- Доброта - всё положительное, полезное, хорошее.
- Доброта - доброжелательное отношение к людям.
- Как вы думаете, для чего нужна доброта?
(Для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость).
Физминутка.
- Представьте себе, что мы попали в «Сад доброты». Пройдёмся по этому саду и представим, что мы деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете их поведение, то поднимите руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.
-поздороваться при встрече
-уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд
-смастерить скворечник
-перебивать взрослых, когда они разговаривают
-приготовить маме подарок на 8 марта
-помочь полить грядки в огороде
-сорить в классе и в других общественных местах
-помочь товарищу решить задачу
-посмеяться над неудачей одноклассника
-защитить котенка от уличного пса
- помочь маме убраться дома
-рассыпать мусор на улице
- разбить стекло в окне
- помочь пожилому человеку донести сумку
Творческая работа.
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Посмотрите, наша земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на нашей Доброй земле засияло ярко-ярко. Для этого изобразим на листе солнце. Добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Перед вами лежат лучи солнышка со словами:
Развязный, крикливый.
Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
- Теперь сделаем с вами аппликацию.
Участникам предлагаются иллюстрации с изображением плохих и хороших поступков. На чистый лист ватмана под музыку каждый ученик выбирает и наклеивает иллюстрации «добрых дел». Получается общая красивая аппликация.
- Как мы назовём эту картину?
Дети: «Твори добро другим во благо».
Обсуждение: Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно).
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту. Я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше.
Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им. Так давайте подарим частичку своей доброты, частичку своего солнышка друг другу.