Папки-передвижки

Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников.

Черкасова Валентина Николаевна
Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников.

«Творческий подход к работе с детьми – залог качества экологический знаний дошкольников»

Экология – сказал однажды один ребенок, это когда люди улыбаются! А если так, то подарить людям улыбку – значит, увеличить в мире количество добра, снять тем самым с души тревогу и злость, сделать еще один шажок к гармонии всего живого на Земле. А как нам это сделать?

Я не буду сейчас говорить о методах, приемах, они все очень важны и вам, конечно же, хорошо известны, а расскажу о том простом и, вместе с тем, сложном…

Публикация «Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников,» размещена в разделах

- в первую очередь мы стараемся научить ребенка наблюдать, ведь только присмотревшись повнимательнее к чему-то, можно в обыденном, увиденном множество раз, рассмотреть что-то новое, необычное и столь интересное.

Сначала нужно постараться заинтересовать ребенка, чтобы у него появился интерес – затем желание наблюдать, а дальше - умение видеть (развитие наблюдательности).

Как же мы этого добиваемся? Попробую рассказать Вам на примере проведения «Дня цветов».

1 этап. Узнать о цветах как можно больше. Лучше начать с одного цветка, на первый взгляд, самого обычного, встречающегося на каждой весенней полянке.

«Одуванчик»

Заинтересовать детей: «А знаете ли вы, ребята, почему этот цветок назван так?».

Легенда: в маленьком селении в глубине леса жила девочка-молочница. Посла она козу и всем, кто просил, продавала молоко. Была она очень добра, приветлива и миловидна. Всем она умела сказать ласковое слово, даже одно ее появление было желанно людям. За все это прозвали они ее Одуваночкой, так как своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей грусть и тяжелые мысли.

-Выросла она и полюбила жаворонка. Особенно нравилась ей песня без слов, но однажды ей захотелось узнать, о чем же поет ее любимый? Уговорила она жаворонка спуститься пониже и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч?»

Бросилась Одуваночка к жаворонку, хотела удержать его при себе навсегда, но не успела. Взвился ее любимый в небо, и девочка поняла, что утратила счастье свое навсегда. В отчаянии взмахнула она своей косынкой и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор стали называть по имени молочницы – одуванчиками. (Заинтересовали легендой).

«Теперь присмотримся к цветку в сырую погоду». (Учим наблюдать).

- Сырая погода – корзиночки раскрываю (рассказывает цветок, в ясную – раскрываю их рано утром, в три часа дня закрываю. А вот пословица обо мне:

Золотой глазок на солнце глядит,

Как солнце нахмурится,

Глазок прищурится.

Загадка: На лугу у реки золотые огоньки,

Дождь заморосил, огоньки погосил.

А вот в народной медицине – жизни эликсир. Листья весной – витаминный салат; из цветков – варенье, обжаренные корни – заменитель кофе.

Олицетворение образа цветка с другими объектами живой и неживой природы притягивает внимание детей, сподвигает их к наблюдению.

Как это сделать? Можно создать цветочную аллею, на которой каждый ребенок посадит свой цветок, и будет в дельнейшем ухаживать за ним.

«А знаете ли вы, почему одуванчик называют сорняком?». А можно провести конкурс «Очаровательный сорняк».

- Вы знаете, что их вырывают и выбрасывают как ненужные?

- Какие еще растения попадают в их число? Так ли они бесполезны и безобразны?

- Рисование сорных растений (у нас – одуванчик). Не их вина, ребята, что люди предпочли выращивать другие растения.

- А давайте создадим клумбу из сорняков, ведь в их числе много красивых цветов. (Интригующие сравнения такого красивого цвета с сорняком еще больше разжигают интерес к нему. Подводит детей к пониманию, что в мире природы, как и у людей, у всего свое место, у всего – своя польза и предназначение).

Затем происходит процесс наблюдения – зарисовка в альбоме «Наблюдаем – рисуем»: 1. когда посадили, 2. когда подросли, 3. когда зацвели?

Но одуванчик растет не только на лугу, но и на лесной полянке. И вот мы будто бы отправимся с вами в гости к лесным жителям. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками…хорошо… лес… а на пеньке сидит старичок-лесовичок.

- А вы правила поведения в лесу знаете? Сейчас мы и проверим!

Викторина. Из всего количества правил выбрать те, которые применимы для поведения в лесу.

Активация детей на сотрудничество: вместе определяем, какие правила подходят, какие – нет. Правильность ответов вызывает у детей чувство гордости, что добавляет позитивное мироощущение детям, что считаются с их маленьким жизненным опытом, они делятся своими знаниями.

1. Ветки не ломайте, деревья ведь не каменные, ни травинку и лист не рвите.

2. В лесу можно поиграть, листьями побрасаться, венки плести, букеты рвать, завянут – выбросим. Подумаешь, много зелени в лесу – еще вырастит.

3. Наконец-то, можно пошуметь, покричать, поаукать, а главное - никому не мешать.

4. Стараемся никому не мешать, а то лес испугается, затаится, и мы не увидим ничего интересного, ни одной лесной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, растоптать.

6. Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый в природе делает свое полезное дело.

А можно подобрать стихотворение, которое поможет научить детей делать логические выводы. Стихотворение «Прогулка»

Мы приехали на ручку

Воскресенье провести

А свободного местечка

Возле речки не найти…

Мы по берегу прошли

И поляночку нашли,

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки,

И как будто, нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку пошли,

Место новое нашли.

Мы купались, загорали,

Жгли костры, в футбол играли,

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли…

- Какие правила поведения забыли дети и взрослые?

- Интересное есть не только в мире растений, но и в мире насекомых.

- А вот красивая приметная букашка – божья коровка. Почему она такого цвета? (маскировка: стой, не тронь меня – я – не вкусная еда?

- А знаете ли вы, что насекомых называют по-другому – шестиногие (у всех у них 6 ног? Эти насекомые схожи с другими, но есть еще немало особенного, свойственного только им.

- На первый взгляд – безобидный жучок, а на самом деле – хищник. Его еда – крошечные тли, которые сосут сок растений. За 1 день съдает он 200 тлинок, а личинка около 400. наши предки называли его солнышком.

- Почему же сейчас его зовут так? Корова дает молоко, жуки тоже выделяют «молочко» - оранжевую жидкость, неопрятного запаха, из-за которой их не едят птицы. Существовало поверье, что будто бы они предсказывают погоду. Посадить жучка на руку и проговорить:

«Божья коровка – легкая букашка,

Божья коровка – лаковые крылья,

Скажи, не таи секрет:

Холодно будет или нет?»

Если жучок взлетает при словах «холодно», значит, будет холодно, если же – «нет»- тепло.

- Верно или нет? Проверим летом.

- А летать эти жучки умеют на большие расстояния. Куда и зачем они летят? Англичане однажды увидели облако, как столб прохладного дыма, и вдруг, весь берег красный, и люди ими облеплены.

- Они летят на зимовку, а весной и вначале лета возвращаются. В середине лета могут прилетать в поисказ пищи – ищут, где много тли. Если ветер или дождь – приземляются, чтобы отдохнуть. Однако улетают не все, некоторые из них зимуют в сухой листве.

- Сколько точек у них? Сколько лет? Это неверно, точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду принадлежит данное насекомое. 2 точки – двуточечные, 5- пятиточечные. Всего их более 1000 видов. Есть еще желтые, коричневые, бронзовые, но все они пятнистые.

- И, конечно, велика сила поэзии сравнений.

(В настоящее время в журнале «Дошкольное воспитание» и других литературных источниках печатается много различных стихов: маленьких по объему и достаточно емких, но все они образны и многокрасочны.)

- Сравнения помогают детям взглянуть на живой и неживой объект природы глазами маленьких исследователей.

«Одуванчик»

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик первый молодой,

У него чудесный золотистый цвет

Он большого солнца маленький портрет.

А знаете ли вы, что есть в природе – «хитрый» апельсин, родина его Китай. У некоторых видов плоды не падают, их нужно срезать, иначе – они снова зеленеют, потом желтеют.

Тонущее дерево – саксаул – загадка природы. Мыльное дерево – название его произошло от того, что если растереть его плоды, образуется пена. А вот самая высокая трава в мире – банан (высота его может достигать 18 метров).

Вывод. Вот если каждого ребенка мы смогли заинтересовать, увлечь, вызвать у него желание наблюдать, сформировали умение видеть объект, слышать его душой, то мы с уверенностью можем сказать, что этот ребенок в дальнейшем не растопчет цветок, не пнет ногой собаку, не испугается грома, не пройдет мимо сломанной ветки или чьей-то жизни. Его душа прикипит к родной природе, как к родной матушке.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» Эссэ «Мой подход к работе с детьми» В детстве, когда я ходила в круглосуточный детский сад, то всегда думала о том, как мои воспитатели.

Мой подход к работе с детьми.Мой подход к работе с детьми. Развитие ребёнка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Я работаю с детьми в 1 младшей группе. Быть воспитателем большая ответственность,.

Мой подход к работе с детьми Мой подход к работе с детьми «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит. Нет другого пути к успеху». Малколм Форбс. Детям в современном.

Мой подход к работе с детьмиМой подход к работе с детьми Основным условием моей работы является создание благоприятной творческой атмосферы. Для этого создаю в группе безопасную развивающую среду,.

Мой подход к работе с детьми. Инструктор по физической культуре Лукьянова Евгения Андреевна «Дети - самое святое, что есть у человечества, они наше будущее» (неизвестный.

Мой подход к работе с детьми Мой подход к работе с детьми. «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться,.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» Эссе «Мой подход к работе с детьми».Давно принято считать, что воспитатель призван «сеять разумное, доброе, вечное». Сейчас, в век высоких.

Эссе воспитателя «Мой подход к работе с детьми» Эссе «Мой подход к работе с детьми».Давно принято считать, что воспитатель призван «сеять разумное, доброе, вечное». Сейчас, в век высоких.

Эссе воспитателя «Мой подход к работе с детьми» Мой подход к работе с детьми "Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий подход к работе с детьми-залог качества экологических знаний дошкольников.
Опубликовано: 29 января 2018 в 15:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД