МААМ-картинки

Проект «Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыка к усвоению грамоты. Подготовка к школе»

Александра Вячеславовна Шитикова
Проект «Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыка к усвоению грамоты. Подготовка к школе»

Цели и задачи проекта.

Образовательные области: Познавательное речевое развитие ребят 6-7 лет. Овладение основами первоначальной грамоты детьми старшего дошкольного возраста.

Вид деятельности: Проектная.

Тема проекта : Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыка к усвоению грамоты. Подготовка к школе.

Публикация «Проект „Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыка к усвоению грамоты, Подготовка к школе“» размещена в разделах

Цель проекта : Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Повышение компетентности родителей в области речевого развития детей с целью подготовки к школе. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей по развитию речи. Формирование у детей познавательного интереса к изучению русского языка, мотивации учения. Увеличение объёма внимания и памяти. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения творческих способностей. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Научить пространственно-временным представлениям.

Образовательные задачи:

1. Познакомить ребят с русским алфавитом.

2. Ознакомление детей со звуковой стороной слова, научить звуко - буквенному анализу.

3. Познакомить со слоговым строением слова. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.

4. Ознакомление со словесным составом предложения. Научить ребенка различать на слух слова в предложении, указать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.

5. Подготовка руки к письму.

6. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

7. Научить ребенка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

Развивающие задачи : Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, мыслительной деятельности. Развивать любовь и интерес к русскому языку.

Воспитательные задачи: Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помочь товарищу. Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Сведение о проекте.

Вид проекта : познавательно – речевое развитие.

Сроки реализации проекта : долгосрочный (сентябрь – май, (1 занятие в неделю, всего 36 занятий.)

Участники проекта : Дети подготовительной группы (6-7 лет, родители.

Этапы проведения и реализация проекта.

1. Подготовительный этап :

* Разработка идеи проекта.

* Подбор методического и специального материала по теме проекта.

* Составление перспективного плана работы.

* Подбор наглядных и дидактических материалов.

* Подготовка картотеки, выбор текстов и музыкального сопровождения к физ. минуткам.

* Подбор стихотворений на тему «буквы», подбор чистоговорок, загадок.

* Подбор и разработка тематических игр.

* Подготовка демонстрационного и раздаточного материалов (тематические картинки, тетради в широкую линию, карандаши, ластики, картотека букв, мелки, рабочие тетради на печатной основе, и т. д.)

* Поиск подходящего видео, слайдов по темам.

* Выявление первичного уровня знаний детей.

* Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.

2. Основной этап:

Проект реализуется через следующие виды совместной деятельности:

• Знакомство с буквами и их звуковыми отражениями.

• Знакомство с графическим изображением букв русского языка.

• Правильная артикуляция изучаемого звука.

• Просмотр слайдов по теме. Слушание стихов, загадок про изучаемую букву. Проговаривание чистоговорок на изучаемую букву.

• Работа с рабочей тетрадью на печатной основе, при которой развивается правильная постановка руки при письме.

• Рассмотрение звукового состава слова (буквенно-звуковой анализ). Игры: «Найди пару», «Буква потерялась», «Где живет буква», «Живые звуки», «Угадай звук» - эти игры помогают ребятам определять и находить звук/букву (начало, середина, конец слова).

• Знакомство с двойным звуком. Развитие фонематического слуха у детей.

• Слоговое строение слова. Для развития умения составлять слова, прочитывать их используется игра «Дополни словечко» (педагог называет первый слог слова, ребята подбирают конец слова. Можно по началу использовать вспомогательную картинку). «Собери слово»(из предложенных детям карточек со слогами нужно собрать слово-отгадку на загадку). «Перевертыши» - из карточек со слогами сначала составить одно слово, потом, меняя слога местами – другое.

Знакомство с понятиями: «Слово», «Словосочетание», «Предложение».

Навык правильной расстановки ударения в словах.

• Построение схем слов и предложений.

Развитие навыка побуквенного и слогового чтения.

Навык определения одушевленных/неодушевленных слов, обозначающих предмет.

Навык различия слов мужского, женского и среднего рода.

Навык определения и изменения слов единственного и множественного числа.

Навык составления словосочетаний из заданных слов с изменинием формы слова.

• Нахождение и определения слов, обозначающих предмет, действие, признак. Выделение этих слов в предложении.

• Работа у доски и работа с раздаточным материалом. «Собери слово»(из предложенных детям карточек со слогами нужно собрать слово-отгадку на загадку).

«Скажи наоборот» - игра на знание антонимов. Дети подбирают к заданным словам воспитателя слова с противоположным значением. Игра помогает развивать память, словарный запас ребенка.

«Где спряталось словечко?» - эта игра помогает развивать зрительную память, логику, умение ориентироваться в буквах. Слово пишется на доске и предлагается составить из него другие слова. В эту игру мы начинаем играть, когда дети практически полностью освоили азбуку и начинают читать. ( Например: из слова СТРЕКОЗА нужно составить другие).

• Игры и задачи для развития логического мышления.

• Знакомство со знаками препинания.

• Игры и задачи для развития речи.

• Игры, схемы. Карточки для развития памяти и внимания.

• Чтение букваря Н. Жуковой, выполнение заданий.

Развитие умения ребенка составлять предложения, небольшие тексты.

• Умение правильно выражать мысль, быть внимательными на занятиях, уметь слышать и слушать преподавателя, смело задавать вопросы, не бояться своих ошибок, уметь их преодолевать.

3. Заключительный этап:

* Организация и проведение итоговой образовательной деятельности по теме: «Смешарики готовятся к школе».

* Итоговое родительское собрание. Знакомство родителей с результатами работы по проекту «Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыка к усвоению грамоты. Подготовка к школе

Работа с родителями.

За все время реализации проекта велась регулярная работа с родителями. -- Проводились консультации по вопросам обучения, беседы;

- Родители помогали делать ребятам домашнее задание, закрепляя тем самым пройденный материал. Родителям предлагалось чаще играть с детьми в звуки (взрослый называет слово, а ребенок говорить на какой звук оно начинается или заканчивается, читать дома ребенку стихи, рассказы, сказки, повести.

- Совместно с родителями обогащалась предметно-развивающая среда;

- Организовывались посещений родителями текущих мероприятий.

Работа проекта проводилась во взаимодействии и связи - Воспитатель – Ребенок – Родитель.

Ожидаемые результаты проектной деятельности :

По окончанию проекта предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, познавательных интересов. В том числе: основной задачей ставилось подготовить детей к школе :

- научить слоговому чтению и пересказу небольшого текста по вопросам воспитателя,звуко - буквенному анализу;

- помочь детям в развитии фонематического слуха, развитии памяти, внимания, логического мышления;

- развить мелкую моторику руки;

- научить детей видеть строку, ориентироваться на ней;

- научить письму под диктовку, списыванию с доски без пропусков букв;

- познакомить с элементарными правилами письма.

Полученный итог.

Так как требования в этом возрасте невелики, то с уверенностью можно сказать, что дети на 95 % справлялись со всеми предложенными заданиями. Трудности при запоминании букв испытывали два человека.

Из 19 человек, участвовавших в проекте «Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыка к усвоению грамоты. Подготовка к школе», овладели навыками слогового чтения 9 ребят, навыками плавного слогового чтения – 7, не смогли зачитать: 3 (из-за частых пропусков занятий дети не выучили буквы).

С пересказом текста из 8-10 предложений справились 17 человек, двое ребят выполняли эту работу с помощью наводящих вопросов воспитателя.

16 человек из 19 писали буквенный и словарный диктант без пропусков букв. Трое не справлялись с этой работой в виду того, что не знали всего алфавита.

Все ребята могли копировать текст или слова с образца без пропусков и замены букв.

Дети научились ориентироваться в строках, видеть начало и конец строки, видеть начало и конец предложения, соблюдать требования при написании предложений, различать знаки препинания.

Все правильно составляли предложения из опорных слов, изменяли их и ставили в нужной форме; научились составлять схемы предложений, определять слова, обозначающие предметы, признаки, действия.

С анализом и разбором слов на слоги и буквы, с составлением схем для анализируемых слов справлялись без особого затруднения большинство ребят.

Мелкая моторика рук развита у всех детей кружка, ребята правильно держат карандаш, соблюдают элементарные правила при письме (расстояние между тетрадью и наклоном головы, правильная осанка, отдых для пальчиков).

Дети с удовольствием решали логические задачи, задачи на развитие мышления и памяти.

За время работы проекта будущие первоклассники познакомились со стихами, загадками, чистоговорками, посвященными буквам русского алфавита, овладели навыками проведения физ. минуток.

Вывод о проделанной работе по проекту.

Для своего проекта «Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыка к усвоению грамоты. Подготовка к школе» я пыталась найти и выбрать лучшие методы подготовки детей старшего дошкольного возраста по усвоению грамоты русского языка. Ведь русский язык самый красивый, самый лексически богатый язык, но в то же время он самый сложный в изучении. И не смотря на то, что для многих из нас он является исконно родным, мы его слышим с самого раннего детства, впитывает его «с молоком матери», русский язык остается одним из сложных предметов в школе. И поэтому, изучать русский язык нужно начинать еще в детском саду. А так как основной функцией детских дошкольных учреждений на сегодняшний день является подготовка к школе, то бесспорно, обучение грамоте и азов русского языка будет приоритетно.

Как обучать ребят дошкольного возраста, какие программы использовать в работе с детьми – об этом задумывались многие методисты, профессора, академики. Были разработаны на эту тему различные методики, программы, инструкции. Известные педагоги, такие как Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский считали, что в возрасте до 5 лет воспитательная программа не должна носить резко дифференцированный характер. И только уже с пяти лет, учитывая все особенности развития детского мышления и психики, можно применять четкое разделение обучения на категории. Только так можно добиться высоких результатов. И обучение грамоте в старшем звене в детском саду – одно из самых основных направлений в процессе подготовки детей к первому классу.

Считаю, что я в свой проект привнесла только малую толику того, что есть на эту тему, попыталась сама разобраться, так что же лучше для наших детей? И пришла к выводу, что самое главное не только в том, какие дать нашим детям знания, но и как их дать, как преподнести, чтобы не навредить, а помочь маленькому человечку стать в дальнейшем полноправным, грамотным, уверенным в себе и своих знаниях человеком.

Публикации по теме:

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование ЗОЖ детей старшего дошкольного возрастаФормирование ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста В нашем ДОУ созданы определённые условия для формирования здорового образа жизни и оздоровления детей. Наши усилия направлены на формирование.

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению элементам грамоты» Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей. Исследования лингвистов, психологов,.

Педагогический проект «Формирование интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» Актуальность Книга закладывает основу мироздания ребенка. От того, какими будут первые книги, зависит многое в его жизни. И нам взрослым.

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе Из опыта работы воспитателя д\с Киселёвой Н. А. Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к.

Проект «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь.

Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и.

Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Играем в сказку» АВТОРЫ ПРОЕКТА: Нестерова Е. В., Фокина Н. А. ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, творческо-речевой. СРОК ДЕЙСТВИЯ: 2018-2019 учебный год. УЧАСТНИКИ.

Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Фотоотчёт. Порохненко Татьяна Владимиров Проект долгосрочный, проходил с сентября по декабрь. Целью проекта было формирование у дошкольников.

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей» 1. Информационная карта. Наименование проекта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыка к усвоению грамоты. Подготовка к школе»
Опубликовано: 20 января 2019 в 20:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД