Светлана Игнатьева
Творческий проект для детей с ОВЗ «К сожалению, день рождения только раз в году»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Формирование временных представлений и ориентировки во времени у умеренно умственно отсталых обучающихся происходит с большими затруднениями. Дети путают времена, года, месяцы, дни недели, числа, не ориентируются в календаре. На ряду с перечисленным, полностью отсутствуют знания о своем возрасте, дате рождения, датах рождения одноклассников, интереса к личным праздникам. Исходя из этого, был разработан проект: «К сожалению, День рождения, только раз в году», который направлен на формирование знаний обучающихся о празднике День рождения.
Цель проекта:
Публикация «Творческий проект для детей с ОВЗ „К сожалению, день рождения только раз в году“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
формировать представления о празднике «День рождения» посредством работы с технологическими картами, стендом «Календарь именинников» и специально организованных личных торжеств.
Задачи проекта:
- проанализировать научно-методическую, специальную литературу по выделенной теме;
- разработать содержание стенда «Календарь именинников» и оформить его с учетом типологических, психофизических и моторных возможностей обучающихся;
- разработать индивидуальные технологические карты по теме «День рождения»;
- оформить поздравительные открытки каждому обучающемуся;
- организовать чаепитие в соответствии с датой рождения обучающихся;
- составить банк фотографического материала по теме «День рождения»;
- разработать контрольно – измерительные материалы по отслеживанию уровня сформированности знаний обучающихся по теме «День рождения»;
- отслеживать качество освоения материала по теме «День рождения»;
- проанализировать результаты.
Ожидаемые результаты:
Исходя из индивидуальных, психофизических и моторных возможностей, обу-чающиеся могли бы овладеть знаниями:
• своего возраста;
• даты рождения;
• даты рождения одноклассников;
• даты рождения учителя;
Сроки реализации проекта: 2011-2015 уч. года.
Руководитель проекта: Игнатьева Светлана Валерьевна
Участники проекта: родители обучающихся, обучающиеся.
План реализации проекта
1. Диагностический этап:
- изучение научно-методической и специальной литературы по проблеме;
- выявление уровня сформированности знаний обучающихся по выделенной проблеме (адаптированные задания);
2. Прогностический:
- выявление проблемного поля, формулировка цели, задач проекта, ожидаемых результатов.
3. Организационный:
- составление индивидуального плана опытно-экспериментальной деятельности.
4. Практический:
- отбор содержания стенда «Календарь именинников» и его оформление;
- разработка содержания индивидуальных технологических карт по теме «День рождения»;
- оформление поздравительных открыток к празднику День рождения;
- организация чаепития в Дни рождения обучающихся;
- составление банка фотографического материала по теме «День рождения»;
- отбор критериальной базы для определения уровня сформированности знаний обучающихся по теме «День рождения»;
5. Обобщающий:
- проведение мониторинга качества освоения материала по теме «День рождения».
В соответствии с планом проектной деятельности с сентября по октябрь 2011 велась работа по изучению научно-методической и специальной литературы, которая позволила охарактеризовать особенности временных представлений обучающихся с умеренной умственной отсталостью. На диагностическом этапе проводился анализ уровня сформированности знаний по выделенной теме на основании адаптированных заданий (подчеркни/запиши дату рождения, соотнеси дату рождения одноклассника с его фотографией и др.). Данные обработаны в таблице Excel, определены направления работы, а именно:
- знание своего возраста;
- даты рождения;
- даты рождения одноклассников;
- даты рождения учителя;
В течение учебного года, накануне личного праздника обучающегося, была организована работа по оформлению поздравительной открытки. Каждый обучающийся получил эстетично оформленную открытку с пожеланиями, изготовленную одноклассниками. В оформлении принимали участие все дети.
Для организации праздничного стола, чаепития привлекались не только обучающиеся, но и родители, оказывающую посильную помощь в оформлении и приготовлении кондитерских изделий.
С целью побуждения к активным действиям в совместной деятельности взрослых и детей на родительских собраниях законным представителям показывались фото и видео отчеты о проведенных мероприятиях. Так же в рамках проекта был оформлен «Календарь Именинника»,в котором отражены:
• время года;
• месяцы времен года;
• текущий месяц;
• фотографии обучающихся (с датами дней рождений, распределенные в хронологическом порядке;
Разработка индивидуальных подвижных технологических карт, учитывающих психофизические, речевые и моторные возможности обучающихся велась в сентябре 2012 года.
Технологические карты включают в себя разделы:
• времена года;
• месяцы;
• даты рождения обучающихся.
Эти подвижные карты использовались в качестве контроля, где обучающие распределяли фотографии одноклассников по дате их рождения в соответствии со временем года.
Отслеживание уровня сформированности знаний о празднике «День рождения» осуществлялся в апреле 2013 года по разработанным критериям:
• знание своего возраста;
• знание даты своего Дня рождения;
• знание времени года рождения одноклассников;
• знание даты рождения одноклассников;
• знание даты рождения учителя;
Мониторинг качества освоения материалов проекта по выделенным критериям показал усвоение на 0,85 (достаточный уровень).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность, оказала положительное влияние на уровень сформированности знаний обучающихся о празднике «День рождения».
Результатами проекта явились:
• Банк фотографического материала по теме «День рождения»;
• Знание обучающихся даты своего Дня рождения;
• Знание времени года рождения одноклассников;
• Знание даты рождения одноклассников;
• Знание даты рождения учителя;
В 2013-2014 уч. году планируется дальнейшая работа по:
• пополнению банка фотографического материала по теме «День рождения»;
• организации чаепитий;
• покупке и оформлению подарков именинникам;
• формированию знаний о дате рождения воспитателей обучающихся.