МААМ-картинки

Творческий проект «Престольный праздник» в рамках акции «Великая История — Великая Держава!»

Лариса Шипилова
Творческий проект «Престольный праздник» в рамках акции «Великая История — Великая Держава!»

Творческий проект

«Престольный праздник»

в рамках акции «Великая История - Великая Держава

Содержание проекта :

• Автор

Творческое название проекта

• Возраст учащихся

• Продолжительность работы по проекту

• Краткая аннотация проекта

- основные цели проекта

- задачи проекта

- планируемые результаты проекта

- тип проекта

- предметная область проекта

Публикация «Творческий проект „Престольный праздник“ в рамках акции „Великая История — Великая Держава!“» размещена в разделах

- дидактические задачи учебного проекта

- методические задачи учебного проекта

• План проекта

• Количество участников проекта

• Презентация проекта

• Изготовление продукта учащихся в рамках учебного проекта

• Примеры лучших работ

• Критерии оценивания работ учащихся

• Ресурсы учебного проекта

Автор проекта : Шипилова Лариса Андреевна- педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦРТ «Сокол» г. Липецка

Возраст учащихся: 12 лет

Продолжительность работы по проекту : 2 месяца

Реализовывался в объединение «Мастерская Самоделкина»

педагог Шипилова Л. А. Работал над проектом Бушмин Антон, 12 лет.

Краткая аннотация проекта

Слово “проект” произошло от латинского слова - “брошенный вперед”, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели. Проект – цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности.

Актуальность данного проекта состоит в том, что каждый культурный человек должен знать народные традиции и почитать их т. к. изучение этих традиций, позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно- нравственным ценностям нашего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение к народному творчеству.

Цель проекта : создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного творчества, формированию познавательного кругозора при изготовлении декоративных деревянных поделок, воспитание уважения к традиционному, народному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление о традициях русской деревни;

- познакомить и привлечь к историческому и культурному наследию родного края;

- сформировать у учащихся навыки и умения выполнять сюжетные композиции из фанеры.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, воображение, фантазию учащихся, умение доводить начатое до конца;

- развивать умение учащихся самостоятельно выбирать различные нетрадиционные, смешанные техники и использовать их в своей работе, совершенствовать навыки и приёмы работы с ними.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям;

- воспитать у учащихся желание самостоятельно творить;

- воспитывать аккуратность в работе.

Тип проекта

По доминирующей деятельности проект – практика ориентированный или прикладной (созданные своими руками сюжетные композиции из фанеры, соблюдая особенности костюмов того времени, отражая народное гуляние, исследовательская работа-изучение материала по престольным праздникам русской деревни и народного русского костюма.

По количеству участников – индивидуальный.

Краткое описание проекта

Межпредметная область проекта : история, литература, окружающий мир, изобразительное искусство, дополнительное образование по декоративно-прикладному творчеству (выпиливанию из фанеры).

Выпиливание - несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества.

В данном проекте наряду с выпиливанием применялись и другие техники (плетение из лозы, работа с природным материалом, изобразительное искусство).

Краткая история престольных праздников.

Престольные праздники всегда играли большую роль в жизни русской деревни. Они считались, наряду с Пасхой, главными праздниками. Престольный праздник в деревне - это, прежде всего, духовное событие.

Престольный праздник (храмовый праздник) - праздник деревни, в память святого или события, во имя которого назван сельский храм, а также святых или событий, которым посвящены церковные пределы.

Программа его первого дня начиналась с официальной религиозной части, неизменной на всем пространстве России. Она включала в себя посещение утренней службы, прослушивание торжественной литургии, участие в молебне с водосвятием и в крестном ходе. Крестный ход с выносом иконы святого, день памяти которого праздновался, шел обычно по деревне, и вокруг нее, заходя на поля. При этом священник окроплял святой водой дома, надворные постройки, источники воды, поля, домашний скот.

Престольный праздник объединил и стариков, и молодежь. На престольный праздник собрались даже те, кто уже давно уехал из поселка и живет в другом месте.

Престольный праздник - своеобразная "визитная карточка" деревни, предмет особой гордости ее жителей. Наличие своих деревенских праздников - это основание для вхождения деревни в "круг" и одновременно - знак отличия своей деревни от остальных. Своими праздниками гордились. Хотя Советская власть приложила максимум усилий для искоренения престольных праздников, совершенно отменить их так и не удалось: крестьяне упорно держались за традицию. Праздник - время наиболее активных контактов жителей деревни с крестьянами всего "круга". В течение года происходит как бы своеобразная перекличка деревень круга, каждая деревня в день своего праздника произносит свое "слово". От того, насколько удавалось праздничное гулянье, зависела репутация деревни. Деревни, известные широтой праздничного разгула, были "на славе", туда охотнее всего приходили в гости. Праздник - время, когда деревня подтверждала свое право на место в "круге", поэтому в приеме гостей принимало участие буквально все население, и каждой половозрастной группе отводилась определенная роль.

Гулянье, в обязательном порядке входившее в программу праздника, представляло собой уличные развлечения подгулявших гостей и хозяев. Оно состояло в хождения по улицам групп людей, разглядывавших публику и показывавших себя, во встречах и разговорах давно не видевших друг друга родственников и знакомцев, в пении песен под гармошку, в плясках "с топотом и свистом под говор пьяных мужичков".

Итак, престольный праздник предстаёт перед нами как способ общения деревни с окружающим миром, дающий право на определенное место деревни в "круге". Он является необходимым инструментом структурирования пространства и времени в пределах этого социума.

Престольные праздники играли очень большую роль в жизни русской деревни. Они способствовали сохранению и укреплению семейно-родственных, соседских и земляческих связей, предоставляли возможность общения с множеством разных людей, позволяли, благодаря прибытию на праздник людей "со стороны", получать информацию о жизни в далеких от своего села местах, о событиях, происходивших в стране. Кроме того престольные праздники давали психическую разрядку людям, озабоченным житейскими проблемами, занятым весь год тяжелым физическим трудом.

Русский национальный костюм

Русский костюм чрезвычайно многообразен. Это и понятно. Множество этнических групп отличались друг от друга не только говором, способом строить и украшать свои жилища, обычаями, обрядами, песнями, но и одеждой. Более того, свои отличия в одежде имели жители не только каждой губернии, уезда, волости или села, но и каждой деревеньки. Поэтому говорить о русском костюме "вообще" просто невозможно.

Наиболее древний и наиболее разнообразный «южно-великорусский» или «южнорусский» костюм. Он гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм и многообразие видов одежды. В результате тесно переплелись между собой и древние обычаи, и умения многочисленных славянских и кочевых племен - поэтому-то так богаты яркими, сочными красками, затейливыми вышивками и украшениями одежды женщин из южнорусских областей.

С незапамятных времен на Руси многовековым укладом деревни было установлено, что и когда надо надевать. Праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный - для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые делились на предсвадебные, свадебные и погребальные - "горемычные. Нарядно одевались и в трудовые праздники : день первой борозды, день выгона скота, день начала сенокоса и жнивья.

Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды - многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другой, выделяясь разномасштабными орнаментами, и все вместе эти отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль.

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном – поневы.

Южнорусский костюм включал в себя рубаху, поневу, передник. Рубаха, сорочица – основа как южнорусского, так и северорусского костюма была главным, иногда единственным предметом одежды. Можно сказать, что рубаха - это древнейшая из одежд. Ткань: полотно, тонкая шерсть. Покрой: туникообразный, кроились из одного перегнутого пополам полотнища ткани. Вырез ворота был либо круглым, либо четырехугольным. Разрез - "прямой" (посередине груди) или реже по "косой" - на левой или на правой стороне груди. Ворот рубахи (возможна стоечка) застегивался на одну или несколько пуговиц - литых бронзовых, костяных, вероятно, и деревянных. Длина женской рубахи - до ступней ("до полу" - отсюда слово подол - край одежды, но могла быть и значительно короче - до икр.

Полотна ткались узкие (30-40 см, и поэтому рубахи шились с цельнокроеными рукавами или прямоугольной проймой. У запястья собираются в складки и сдерживаются обручами (браслетами). Спущенные, они намного превосходят длину руки. В домашнем быту рукава носили собранными. Для удобства движений вставлялись ластовицы, для прочности ставились на подкладку из другой ткани - подоплеку (вот что значит "знать подоплеку дела"). Кроилась она из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные «полики» - прямоугольные или клиновидные вставки. Заготавливая ткань, мастерица учитывала форму будущей вещи и места для вышивки.

Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: «ошивки» ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Старинные швы: роспись, набор, гладь, полу крест определяли характер узора вышивки и связь ее со структурой ткани. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины - прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила - солнце и звезды. Не смотря на условность узора орнамента, многие его элементы имели символический характер, они как бы охраняли человека от другого сглаза и напастей. Древние простые узоры из поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими приемами, а вместе с тем и передавали круг узоров, применяемых только в данной местности.

Пояс - шнур без каких-либо дополнительных украшений, кроме кистей. Шерстяной. Завязывался просто. Ременных поясов женщины не носили.

Понева – род шерстяной юбки, обычно клетчатой, длиной до щиколоток. Ее носили в южных регионах исключительно замужние женщины, надевая поверх рубахи. Поневы чаще всего бывали распашными, т. е несшитыми спереди или сбоку, иногда были «глухими», т. е без разреза, с «прошвой» - дополнительным полотнищем, которое вшивалось в поневу, образуя юбку. Оно отличалось по цвету и характеру ткани от основной части изделия. Понева всегда делалась из прямых кусков ткани, на талии в подгиб вставлялся гашник (поясок, который завязывался и держал поневу на талии. Гашник плели из конопляной или шерстяной пряжи. В некоторых губерниях носили поневу из полотнищ различной длины («разнополка»). Способ ношения таких понев – «с подтыканием», т. е с подоткнутыми полосами. Преобладающим цветом понев был синий, встречались также красные и черные поневы. Клетка была в основном квадратной.

Передник (нагрудник, фартук) в повседневном костюме защищал одежду от загрязнения. Носили его и как дополнение к праздничному костюму. В южнорусских губерниях был распространен передник туникообразного покроя – запон. Он надевался через голову, имел рукава или узкие проймы. В одежде девушек он был единственным дополнением к рубахе. Заднее полотнище его могло быть укороченным или расположенным только по бокам. Были также передники с завязками и передник с лифом – нагрудником. Изготовлялись передники из домотканой пестряди или фабричного ситца. Праздничные передники обильно декорировали ткаными узорами, вышивкой, лентами, иногда бахромой. Передник был обязательно элементом праздничного южнорусского костюма.

Самой распространенной обувью на Руси были лапти. Они плелись из лыка (лубяного слоя липы, вяза или ракиты, из бересты, иногда из пеньковой веревки (гуни). Способов плетения было очень много. Были лапти прямого плетения, косого, с «оборниками» по бокам (петли для продевания веревки). Лапти надевали поверх онуч, представлявших собой прямоугольные, а зимой – суконные онучи обычно белого цвета. Онучи закреплялись на ноге шерстяными или пеньковыми веревками. Кроме традиционных форм плетеной обуви известны также лыковые и берестяные туфли, полусапожки и сапоги. Кроме плетеной в крестьянском обиходе использовалась кожаная обувь. Это были поршни из одного или двух кусков кожи, закреплявшие на ноге с помощью веревок. Носили также сапоги из кожи с прямыми, иногда сборенными голенищами. В зимнее время носили валяную обувь – валенки. Такая обувь изготавливалась из овечьей шерсти.

Одной из важнейших составных частей ансамбля является головной убор, завершающий его. Для всей территории России характерны две резко различающиеся категории головных уборов: девичьи, оставлявшие открытыми теменную часть головы, и женские, полностью закрывавшие волосы.

Девичьи головные уборы были довольно простыми по форме и способу изготовления. Самыми распространенными были уборы в форме венца или обруча из древесной коры, обшитого тканью с вышивкой бисером, жемчугом. Применялась повязка из полоски ткани, из парчи или с золотистой вышивкой. Иногда головные уборы декорировались поднизью из речного жемчуга, бисером, вставками стекла, рубленого перламутра, фольгой.

Работая над данной темой, мы поняли, какое значение имеют христианские праздники для народа, так как основополагающая идея сценария праздника и его атрибутика, передавалась от поколения к поколению на протяжении многих веков, к тому же они являлись важной составной культурой русского народа, определяя национальный облик.

Дидактические задачи учебного проекта

- развитие творческих навыков учащегося;

- развитие умений и навыков работы с информацией;

- развитие навыков межличностных взаимодействий и навыков сотрудничества;

- развитие навыков самоанализа учащегося.

Методические задачи учебного проекта

- развитие навыков различных видов творческой деятельности (образного мышления, творческого воображения, фантазии);

- развитие творческих навыков при создании сюжетной композиции;

- увеличение знаний учащихся о старинных народных традициях;

- развитие навыков самостоятельной работы.

Презентация проекта

Учащийся объединения «Мастеркая Самоделкина» Бушмин Антон создал сюжетную композицию «Престольный праздник». Познакомился с историей престольных праздников русской деревни, историей деревянного зодчества, традиционных народных костюмов. И воплотил это в своем творческом проекте. Презентация проекта прошла на занятии объединения, посвященном народному творчеству.

Участвовал в городской выставке технического творчества школьников, изобретателей и рационализаторов, где сюжетная композиция «Престольный праздник» заняла 1 место в разделе «Макеты».

Проект «Престольный праздник» победитель Международного творческого конкурса «Победилкин» в номинации «Проект».

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Великая Победа»Фотоотчёт «Великая Победа» Я часто просматриваю публикации, фотоотчёты, мастер-классы работ, посвящённых празднованию семидесятилетия Великой Победы. Очень много нового.

Лэпбук «Великая Победа»Лэпбук «Великая Победа» С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень.

Лэпбук «Великая Отечественная Война»Лэпбук «Великая Отечественная Война» Авторы и разработчики: Чижикова Ирина Сергеевна, Гордиенко Наталья Валерьевна. Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки.

Проект «Великая Победа» в условиях самоизоляции во второй младшей группеПроект «Великая Победа» в условиях самоизоляции во второй младшей группе проект «Великая Победа» (в условиях самоизоляции) Воспитатель: Степашкина Татьяна Николаевна 2020 уч. год Краткосрочный педагогический.

Образовательный проект в подготовительной группе детского сада «Великая Отечественная Война глазами детей» . Образовательный проект в подготовительной группе детского сада «Великая Отечественная Война глазами детей» "Земной поклон, солдат России,.

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей» Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, – помните! Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоевано.

Педагогический проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века» для детей подготовительной группыПедагогический проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Педагогический.

Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет»Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет» Название проекта: Великая Победа -70 лет Продолжительность проекта 1 месяц Тип проекта Познавательно – творческий, краткосрочный Участники.

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война»Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война» Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война»Рассказав ребенку о Великой Отечественной Войне, о подвиге советских.

Эссе «Великая Отечественная война»Эссе «Великая Отечественная война» Эссе о Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война. Эти слова священны для каждого из нас. Сколько страданий пришлось пережить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Престольный праздник» в рамках акции «Великая История — Великая Держава!»
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 14:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД