МААМ-картинки

Учебная программа для подготовительной группы ДОУ «Знакомство с физикой»

Садеков Игорь Константинович
Учебная программа для подготовительной группы ДОУ «Знакомство с физикой»

Рабочая программа

учебного курса «Знакомство с физикой»

для подготовительной группы детского сада

Составитель:

доктор педагогических наук

Садеков И. К.

Оглавление

1. Пояснительная записка….….….…. 3

2. Содержание программы…. ….….….… 5

3. Примерный тематический план….….…. 7

4. Требования к уровню подготовки детей….…. … 11

4.1 Уровень минимальный…. … 11

4.2 Уровень желаемый…. 11

Публикация «Учебная программа для подготовительной группы ДОУ „Знакомство с физикой“» размещена в разделах

5. Пример построения урока….….…. 13

6. Литература….….… 14

Пояснительная записка

В настоящее время одним из важнейших требований обучению и воспитанию детей является их направленность на выработку навыков аналитического мышления. Основы такого мышления должны закладываться уже в дошкольном возрасте. Поэтому в рамках общей концепции развивающего и деятельностного обучения предлагается курс «Знакомство с физикой», направленный на активное освоение детьми принципов изучения и понимания законов естественной природы, в ходе которого они должны научиться самостоятельно «совершать» научные открытия. Данный курс решает, прежде всего, задачи пропедевтики. В начальной школе дети изучают курс Естествознания, поэтому преподавая курс Знакомства с физикой, следует учитывать преемственность в обучении. Настоящая программа описывает курс подготовки по основам физики детей дошкольного возраста (4 – 6 лет). Методика и тематика занятий выбираются таким образом, чтобы органично включить его в программу подготовки детей к освоению программы начальной школы. Программа апробировалась на протяжении многих лет в гимназии № 1530 города Москвы и ГБОУ школа № 1306 города Москвы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня по 20 - 30 минут. В начале каждого занятия проводится вводное «обсуждение – напоминание» по теме предыдущего занятия.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Математика», где используются пространственно-временные отношения, свойства геометрических фигур, измерение и сравнение величин.

2. «Знакомство с окружающим миром», где используются навыки наблюдений за окружающими явлениями, отыскание устойчивых связей между ними.

3. «Изобразительное искусство», где используются работа с предметами и рисунками (мелкая моторика, составление комбинаций геометрических фигур, анализ видимых и объективных свойств изображений, поиск закономерности (порядка) и нарушения закономерности (порядка, ориентировка на листе бумаги, в пространстве.

4. «Логоритмика», где используются порядковый и количественный счет.

Основными задачами обучения и развития дошкольников в программе «Готовимся к школе» в рамках данного курса являются:

• формирование образовательной мотивации, ориентированной на стремление к познанию, радость творчества;

• формирование наблюдательности, умения фокусировать внимание на объекте изучения;

• формирование мыслительных операций (анализа, обобщения, сопоставления, использование аналогий);

• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

• развитие речи, умения описывать результаты наблюдений, выделять основные тезисы изложения, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

• формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Эти задачи решаются в процессе наблюдений за физическими явлениями, постановки опытов, ознакомления детей со способами выявлений основных закономерностей физических явлений и их проверки, измерением и сравнением величин, пространственными и временными отношениями.

Содержание программы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ

Содержание дисциплины отражает общие требования к уровню подготовки ребенка по каждому из ниже следующих разделов.

Общие понятия:

Природные явления: движение, земное тяготение, падение тел, звук, свет и цвет, свойства воздуха, воды и других веществ. Наблюдение и опыты. Анализ явлений, выделение их основных причин, формулирование предположений о механизме явлений. Проверка предположений, «открытие» физических закономерностей. Демонстрации, исследования и конструирование, практические работы и мини - исследования.

Что изучает физика?

Явления природы. Науки, которые изучают природные явления. Что такое физика? Как ученые исследуют природу. Обучение методам исследования на примере явления земного тяготения.

Механические явления.

Наблюдение за движениями тел. Понятие о взаимодействии как о способе влияния разных объектов на движение тела. Пространственно-временные соотношения событий, их изучение. «Нестандартные» приемы изучения пространственных форм. Виды движения, их использование для измерения интервалов времени.

Вещества и их свойства.

Твердые вещества, жидкости и газы, их свойства. Взаимопревращения твердых тел, жидкостей и газов, примеры. Сыпучие тела: песок, крупы. Опыты по плотной упаковке. Аналогия с твердыми телами и жидкостями. Строение веществ. Теплопроводность тел. Взаимопревращения веществ. Испарение и конденсация. Плавление и отвердевание. Кипение. Вода и ее свойства.

Элементы гидро – и аэродинамики.

Воздух и его свойства. Понятие об атмосферном давлении. Ветер как физическое явление. Воздухоплавание и летательные аппараты. Вода и ее свойства. Плавание тел и кораблестроение. Звучание тел. Распространение звука и его «регистрация». Понятие о слухе. Эхо, шумы.

Электрические явления.

Электрические явления. Электризация тел. Электроскоп. Исследование взаимодействия электрических зарядов. Электрический ток. Источники тока. Электрическая схема. Сборка простейших электрических схем.

Магнитные явления.

Магнитные явления. Постоянные магниты. Стороны света. Компас. Электродвигатель.

Оптические явления.

Распространение света. Зрение. Ошибки в видении формы и размеров тел. Особенности восприятия цветов. Дополнительные цвета. Отражение света. Оптические приборы.

Поурочный план занятий по курсу «Знакомство с физикой»

1 занятие. Явления природы. Как ученые исследуют природу. Природные явления. Обучение методам исследования на примере явления земного тяготения.

Опыт 1: Задание – загадка «борьбы с земным тяготением с помощью сообразительности» (как поставить стакан на лист тонкой бумаги между опорами).

Опыт 2: Сравнение массы плотного листа и монеты.

Опыт 3: Определение массы листа и монеты.

Опыт 4: Сравнение времени падения плотного листа и монеты.

2 занятие. Механические явления. Движение и взаимодействие тел. Исследование движения мяча в горизонтальной и вертикальной плоскости. Опыт 1: Сравнение движения шарика из пластилина в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Исследование взаимодействия тел разной массы (на примере шариков и цилиндров).

3 занятие. Пространство и его свойства: изучение с бумагой, ножницами, карандашом и пластилином. Конструирование различных геометрических фигур.

4 занятие. Время и его свойства: изучение с помощью наблюдения за движением тел. Сравнение скоростей движения различных механических игрушек.

5 занятие. Измерения: линейка, часы и весы как измерительные приборы. Практическая работа с измерительными инструментами.

6 занятие. Измерение силы. Динамометр.

Опыт 1: Измерение силы при помощи динамометра.

Опыт 2: Сравнение сил тяжести для различных тел и сил упругости для различных пружин.

7 занятие. Трение полезное и вредное. Исследование силы трения.

8 занятие. Твердые вещества, жидкости и газы, их свойства. Взаимопревращения твердых тел, жидкостей и газов. Исследование таяния льда.

9 занятие. Строение веществ. Сыпучие тела: песок, крупы. Опыты по плотной упаковке. Сыпучие вещества, их смешивание как иллюстрация явления диффузии, представления о молекулярном строении (игры «в молекулы», рисование молекул).

10 занятие Теплое и холодное. Измерение температуры. Термометр. Практическая работа по смешиванию воды разной температуры и определение температуры смеси.

11 занятие. Передача тепла. Исследование теплопроводности веществ на примере конструирования дома с крышей из различных природных материалов. Конструирование дома с крышей из различных природных материалов.

12 занятие. Взаимопревращения веществ. Испарение и конденсация. Плавление и отвердевание. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления (демонстрация явления).

Опыт 1: Испарение с различных поверхностей.

Опыт 2: Испарение в вакууме.

Опыт 3: Конденсация водяного пара.

13 занятие. Вода и ее свойства. Фильм «Приключения капли воды».

14 занятие. Вода и ее свойства. Исследование вязкости шампуня.

Исследование поверхностного натяжения воды при помощи сосновых иголок и смолы.

15 занятие. Элементы гидро – и аэродинамики. Плавание тел и корабли.

Конструирование лодки с парусом из сосновой коры и листьев.

16 занятие. Воздух и воздухоплавание. Конструирование воздушного змея и планера.

17 занятие. Звуковые явления. Звук, слух, эхо и шумы. Исследование необычных музыкальных инструментов на примере камертона, треугольника и др.

18 занятие. Передача звука. Исследование работы телефона со шнурком и двумя пластиковыми стаканчиками.

19 занятие. Упругая и пластическая деформация. Исследование деформации резины.

20 занятие. Электрические явления. Электризация тел. Электроскоп. Исследование взаимодействия электрических зарядов.

Опыт 1: Наблюдение электризации кусочков бумаги и их взаимодействие с электрически заряженными телами.

Опыт 2: Электрические султанчики.

Опыт 3: Наэлектризованный воздушный шарик.

21 занятие. Электрический ток. Источники тока. Конструирование и исследование различных источников тока на примере химических источников тока (цитрусовые, соленья и др.).

22 занятие. Электрическая схема. Сборка простейших электрических схем. Сборка и исследование последовательной электрической цепи.

23 занятие. Электрическая схема. Сборка простейших электрических схем. Сборка и исследование параллельной электрической цепи.

24 занятие. Магнитные явления. Постоянные магниты.

Исследование взаимодействия постоянных магнитов.

25 занятие. Магнитные линии.

Исследование рисунков магнитных линий, которые возникают вокруг полосовых и дугообразных магнитов.

26 занятие. Стороны света. Компас.

Практическое занятие по ориентированию на местности при помощи компаса и природным явлениям.

27 занятие. Электродвигатель.

Практическая работа по сборке простейшего электродвигателя.

Практическая работа по сборке простейшего электродвигателя.

28 занятие. Оптические явления. Свет, зрение и цвета. Радуга.

Опыт 1: Наблюдение дисперсии света при помощи призмы.

Рисунок радуги на небе.

29 занятие. Отражение света. Зеркала. Практическая работа по конструированию перископа.

30 занятие. Оптические приборы.

Практическая работа по наблюдению пыльца растений при помощи лупы и клеток растений при помощи микроскопа.

31 занятие. Оптические приборы.

Практическая работа по наблюдению солнечных пятен в проекции на экран при помощи телескопа. Наблюдение удаленных предметов при помощи бинокля.

32 занятие. Планеты Солнечной системы.

Конструирование модели Солнечной системы при помощи бумаги и пластилина разных цветов.

33 занятие. Планеты Солнечной системы.

Конструирование модели Солнечной системы при помощи бумаги и пластилина разных цветов.

34 занятие. Планеты Солнечной системы.

Конструирование модели Солнечной системы при помощи бумаги и пластилина разных цветов.

35 занятие. Итоговое занятие.

Требования к уровню подготовки детей

К концу обучения по программе «Знакомство с физикой» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные навыки и знания:

Уровень минимальный

• Умение выделять в окружающем мире целостные по сущности естественные явления.

• Умение анализировать ход явлений, находить взаимосвязи и аналогии между ними и строить предположения об их причинах (на понятийном уровне, с помощью преподавателя).

• Представление о видах движения и причинах, вызывающих изменение характера движения.

• Умение различать агрегатные состояния вещества, знание способов перехода между ними. Знание основных свойств воздуха и воды.

• Представление о свете и цветовой гамме. Умение связывать положение источника света, предмета и тени. Умение подбирать дополнительные цвета.

• Представление о звуке и законах его распространения.

Уровень желаемый

• Умение различать явления различной природы и анализировать их, разбивая на отдельные физические процессы (для простых явлений).

• Умение формулировать предположения и причинах явлений, аргументировано излагать «модель» явления.

• Умение предлагать и в простых случаях реализовывать практически способы проверки своих предположений. Представление об опыте как основном источнике информации о природе естественных явлений.

• Умение ориентироваться в пространстве. Представление о трехмерности пространства и о способах изображения тел на листе бумаги.

• Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости, площади.

• Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

• Представление о способах измерения различных интервалов времени.

• Умение выявлять в окружающем мире процессы, связанные с взаимопревращением веществ (льда, воды и пара).

• Стремление и умение использовать знания о выявленных закономерностях в игровых и бытовых ситуациях.

Список литературы

1. Физика для малышей / Л. Л. Сикорук. — 128 с. — Петрозаводск: Издательство «Кругозор», 1996.

2. Научные забавы. Физика : опыты, фокусы и развлечения / Тит Т. – 222 с. – М. : Издательство «Астрель», 2008.

3. Занимательные задачи и опыты / Я. И. Перельман. – 496 с. – М. : ТЕРРА – Книжный клуб, 2007.

4. Простые опыты. Забавная физика для детей / Ф. В. Рабиза. – 222 с. – М. : Детская литература, 2003

5. Большая книга экспериментов для школьников / под ред. А. Мейяни (пер. с итал.). – 260 с. – М. : Росмэн-Издат, 2001

Пример построения урока

Урок 1. Тема: Как изучают природу (на примере явлений, связанных с земным тяготением).

Аспект Расшифровка Примечание

Цель, задачи урока Знакомство с каждым ребенком. Формирование представления о наблюдении и опыте как о способах познания. Обсуждение результатов наблюдений о легких и тяжелых предметах. Демонстрация опытов, направленных на понимание хода процессов, связанных с земных тяготением. Совершение научного открытия.

Оборудование Листы бумаги, монеты, пластиковый стакан, подставки (две равновысокие опоры, лабораторные весы, наклонная плоскость.

Содержание,

методы,

приемы

Вступительная часть Знакомство с термином «физика», беседа о наблюдениях и опытах.

Новый материал Беседа о легком и тяжелом, формирование представления о притяжении Земли как о причине ощущения веса тел.

Опыт 1: сравнение веса тел с помощью весов.

Задание-загадка «борьба с земным тяготением с помощью сообразительности» (как поставить стакан на лист тонкой бумаги между опорами).

Беседа о падении тел.

Опыт 2: сравнение веса плотного листа и маленькой монеты.

Опыт 3: сравнение времени падения плотного листа и маленькой монеты.

Обсуждение результатов. Подведение детей к открытию того факта, что причиной различия в скорости падения является сопротивление воздуха. Задания-загадки для закрепления материала. Важно систематически поощрять детей к разговору и самостоятельным суждениям по теме урока.

На дом Пожелание запомнить то, что узнали в ходе урока.

Публикации по теме:

«Мы мальчишек поздравляем!» Праздничная программа к 23 февраля для старшей и подготовительной групп«Мы мальчишек поздравляем!» Праздничная программа к 23 февраля для старшей и подготовительной групп ВЕДУЩАЯ: Дорогие ребята! Вот и опять мы собрались все вместе в этом зале, чтобы отметить День Защитников Отечества. Это праздник всех.

Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация»Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация» В сентябре, после карантина, согласно графику, в нашем детском саду прошла учебная тренировочная пожарная эвакуация по отработке навыков.

Фотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группеФотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группе Соблюдая все распоряжения Роспотребнадзора в условиях пандемии (профилактическая обработка рук,дистанция дошкольников,обработка инвентаря).

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа логопедического клуба для родителей подготовительной группы «Грамотейки» Актуальность Логоклуба для родителей «Грамотейки»Семья для ребенка – одновременно и среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт»Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт» Технологическая карта организационной учебной деятельности для 2 младшей группы Образовательная область: «Творчество» Раздел: Рисование.

Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей»Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей» У нас в садике раз в месяц проходит учебная тренировочная противопожарная эвакуация детей и сотрудников. Цель: Проверить готовность персонала.

Фотоотчет «Знакомство детей подготовительной группы с шахматами»Фотоотчет «Знакомство детей подготовительной группы с шахматами» Дети моей группы уже овладели игрой «Шашки». Теперь пришло время познакомить детей с Шахматами. Для этого я разработала проект. Подобрала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебная программа для подготовительной группы ДОУ «Знакомство с физикой»
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 23:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД