Ольга Мамонтова
Учебная рабочая программа по области «Познание» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на развитие способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Способности можно разделить на две большие группы. Первая группа относится к сфере познания действительности. Это способности позволяющие ребенку с помощью моделей, схем выявить наиболее значимые для решения за наглядные, объективно существующие связи между предметами или частями предметов, обобщить свой познавательный опыт. Вторая группа способностей относится к сфере выражения отношения к действительности и позволяет ребенку проявить с помощью символических средств. Символические средства дают возможность ребенку обобщить и выразить свой эмоционально- познавательный опыт. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Центральными задачами развития способностей детей во второй младшей группе является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности.
Публикация «Учебная рабочая программа по области „Познание“ для второй младшей группы» размещена в разделах
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :
1. «Развитие» программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений им. Л. А. Венгера, Издание 2-е, исправленное и дополненное. Под ред. О. М. Дьяченко г. Москва, 2002.-96с. (80%)
2. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с. Проводится вне занятий. (20%)
Организация обучения.
Программа рассчитана на 3 занятия в месяц, длительностью 15 минут каждое.
Все занятия проводятся с подгруппами в 10- 12 человек. Предусмотрены индивидуальная и совместная формы выполнения заданий.
Педагогическая диагностика проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года.
Цель программы : программа ставит перед собой цель:
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Развитие общих сенсорных способностей, использование сенсорных эталонов, формы и величины, а также способности к их использованию при соотнесении со свойствами реальных предметов.
2. Ознакомление детей со свойствами строительного материала и построением из него простейших моделей реальных объектов.
3. Развитие у детей представлений об окружающем мире и о себе.
4. Познакомить детей с различными сферами действительности, такими как нерукотворный мир (живая и неживая природа, рукотворный мир (предметная среда, мир людей и человеческих отношений «я сам»
5. Учить детей правильно использовать предметы быта.
6. Формировать понятие семья, близкие родственники.
7. Уметь называть свое имя, фамилию; имя и отчество воспитателя, помошника воспитателя.
8. Знакомить детей с нашей страной – Россией, родным селом.
Развивающие:
1. Развитие познавательных и творческих способностей.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об элементарных явлениях окружающей природы.
1. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
2. Развивать глазомер.
3. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
4. Развитие эмоциональной отзывчивости через проживание.
5. Развивать фонематический слух, память, логическое мышление;
6. Развитие внимания, наблюдательности;
Воспитательные:
1. Формировать бережное, гуманное отношение к рукотворному миру.
2. Воспитывать экологическую культуру ребенка.
3. Формировать личностные качества: зачатки переживания, сочувствия, доброты, послушания.
4. Воспитывать чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.
5. Воспитывать культуру поведения, аккуратность, общительность
6. Воспитывать умение сотрудничать с детьми и взрослыми.
7. Воспитывать чувство любви к родине, родному селу.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Познание»
1. «Развитие» : программа нового поколения для ДОУ. Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. О. М. Дьяченко. – М. : «Издательсто ГНОМ и Д», 2002
2. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада (раздел «Сенсорное воспитание», раздел «Конструирование», раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
3. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» : Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (раздел «Сенсорное воспитание», «Конструирование», «Развитие представлений об окружающем мире и о себе») / Булычева А. И. и др. – М. : ГНОМ и Д, 2000.
4. «Человек, индивид, личность». Программа воспитания и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих по программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок»
5. Ермакова И. А. Поговори со мной мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб. Издательский Дом «Литера», 2008.- 32 с. : ил. -(Серия «Первые шаги»).
6. 30 уроков для развития творческих способностей воображения /авт. – сост. И. А. Андреева. – Минск. : Соврем. Шк., 2007.- 32с. : ил.
• Игры на развитие познавательной сферы, познавательных психических процессов
1. Машталь О. Программа развития способностей ребенка 200 заданий, упражнений и игр – СПб: Наука и Техника, 2007. – 256с., ил. - (Саквояж эскулапа)
2. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.
3. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. Комплекс наглядно- дидактических материалов для индивидуальных занятий. Учебный центр имени Л. А. Венгера ГНОМ и Д.
4. Психическое развитие ребенка. Упражнения и игры. СПб. : 1998 – 156с. ,
5. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр от рождения до 3 лет и старше – М. : Айрис – пресс, 2005 – 190с.
6. Обучалочка для детей 3-4 лет. Сборник развивающих заданий. М. : - 2006- 156с.
7. Дружинина М. В. Большая книга маленького «почемучки». – М. : Эксмо, 2011- 128с.
8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с., илл.
9. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.- 152 с.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЛАСТИ «Коммуникация»
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа включает в себя 2 раздела работы : развитие фонетико – фонематической стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу слов и развитие движений управление своими руками и пальцами. Первый раздел направлен на развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: Управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребенка. Сначала дети знакомятся со звуками окружающего мира, звуком как с отдельностью – вычленяют и распознают : металлические, деревянные, стеклянные и звуки отдельных музыкальных инструментов. Затем, подражая различным зверям и персонажам, они учатся правильно произносить гласные звуки. Речь воспитатель служит эталоном, образцом. Звукосочетание произносится не нормативно, гласный звук выделяется голосом. Дети в результате овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков. Второй раздел направлен на развитие у детей возможности управлять своими руками и пальцами. Предлагаемые упражнения для рук и пальцев включены в целостную мотивированную для детей деятельность, образный контекст стихов, потешек, игровых ситуаций служит основным материалом для решения программных задач. Развитие подражания происходит в общении и совместной деятельности взрослого и ребенка. Дети постепенно учатся координировать свои действия.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :
1. «Развитие» программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений им. Л. А. Венгера, Издание 2-е, исправленное и дополненное. Под ред. О. М. Дьяченко г. Москва, 2002.-96с. (80%)
2. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с. Проводится вне занятий. (20%)
Организация обучения
Программа рассчитана на 2 занятия в месяц, длительностью 15 минут каждое.
Все занятия проводятся с подгруппами в 10- 12 человек. Предусмотрены индивидуальная и совместная формы выполнения заданий.
Педагогическая диагностика проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года. К концу реализации программы диагностический анализ направлен, во- первых выявить уровень развития у детей трех лет звуковой культуре речи, артикуляционного аппарата, владение дикцией (четко и громко произносить гласные звуки, умение выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира. Педагогическая диагностика позволяет выяснить уровень развития произвольности движений – способность управлять своими руками и пальцами.
Цель программы : программа ставит перед собой цель:
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грам-матического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диа-логической и монологической форм) в различных формах и видах детской дея-тельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Развитие у детей трех лет звуковой культуре речи, артикуляционного аппарата, владение дикцией (четко и громко произносить гласные звуки, умение выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира;
2. Развитие умение выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира;
3. Развитие движений управления своими руками и пальцами с точки зрения элементарной готовности руки к письму.
Развивающие:
1. Развивать правильное произношение заданного звука в словах;
2. Развивать зрительное и слуховое внимание;
3. Развитие внимания, наблюдательности.
4. Развивать фонематический слух, память, логическое мышление;
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.
2. Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
3. Воспитывать умение сотрудничать с детьми и взрослыми.
4. Формировать личностные качества: зачатки переживания, сочувствия, доброты, послушания.
5. Воспитывать чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Коммуникация»
1. «Развитие» : программа нового поколения для ДОУ. Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. О. М. Дьяченко. – М. : «Издательсто ГНОМ и Д», 2002
2. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада (раздел «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
3. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» : Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (раздел «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук») / Булычева А. И. и др. – М. : ГНОМ и Д, 2000.
4. «Человек, индивид, личность». Программа воспитания и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих по программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок»
5. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи. Пособие для - Академия развития Холдинг, - 2003 – 73с. : ил. - (Вместе учимся играем).
6. Совершенствование речевой деятельности младшего школьника : Методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.- 60с.
7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – 2 изд., испр. И доп. – М. : просвещение, 1983. – 144 с., ил.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения, 2 – ое издание дополненное. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001, - 16с.