Папки-передвижки

Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы

Анна Романенко
Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОВЕДЕНИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация: коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать их особые образовательные потребности посредством дифференциации образовательного процесса. В статье рассматривается необходимость учета типа темперамента при проведении диагностического уровня, а также при организации и проведении коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Публикация «Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы» размещена в разделах

Ключевые слова: индивидуально-типологические особенности, комплексный подход, дифференциация, индивидуализация, коррекционная работа с детьми.

Речевые нарушения являются распространенными среди различных отклонений в развитии личности. Они, либо выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопутствуют другим формам патологии развития.

Современные исследования указывают на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степени тяжести отклонения в формировании и развитии речи.

Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы. В связи с этим, речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных, психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому, правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также индивидуально – типологических особенностей.

Знание индивидуальных различий и их учет в процессе воспитания имеет большое значение для гармоничного развития личности. Каждый ребенок обладает только ему присущими особенностями деятельности, эмоциональности, характера, что требует индивидуального подхода, который педагог, в силу различных причин, не всегда может осуществить. Зачастую, из-за низкой профессиональной психологической подготовки педагога, неточной диагностики, подход к выполнению различных видов деятельности происходит без учета психологических характеристик ребенка, в том числе и темперамента.

Программа коррекционной работы с детьми должна предусматривать создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также обеспечивать возможность оптимального применения методов и приёмов коррекционно-развивающей работы с учётом индивидуально – типологических особенностей детей.

Специфика развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления. К примеру, неговорящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с нарушенным слухом, с умственной отсталостью, ребенок с алалией или с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Только всестороннее комплексное изучение соматического состояния, слуховой и зрительной функций, двигательной сферы, познавательной деятельности, особенностей личности, выявление уровня развития речи, сформированности познавательных процессов, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции. Следовательно, диагностический комплекс должен включать: медицинское, психологическое, педагогическое исследование ребенка. В ходе проведения диагностики определяются основные критерии, характеризующие уровень развития тонкой моторики: согласованность, координированность движений, переключаемость, точность, скорость, темп. Но эти же критерии рассматриваются и при характеристике типологических особенностей.

В структуру темперамента, наряду с общей психической активностью, эмоциональностью, входит и двигательный компонент. Тип темперамента не влияет на степень нарушения моторики. Но, так как у детей с различными темпераментами наблюдаются особенности, проявляющиеся в темпе работы, точности, работоспособности, поведении в стрессовых ситуациях (например, ограничение времени при осуществлении диагностики, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности как при диагностике, так и проведении коррекционной работы. Так, например, дети с холерическим типом темперамента выполняют действия в более быстром темпе, чем другие. Это наблюдается у детей как с речевыми нарушениями, так и без них. Но, так как у активных типов темперамента амплитуда движений больше, то у них страдает точность движений. Также возникает «толчкообразность» движений, излишние движения при выполнении пальчиковых проб. У сангвиников темп работы выше, чем у других типов. Флегматики выполняют задания на моторику медленнее, но точность движений выше. Меланхолики совершают много ошибок при увеличении темпа работы. Таким образом, можно говорить о том, что необходимо учитывать тип темперамента при проведении диагностического уровня, а также при организации и проведении коррекционной работы.

Для детей разных типов свойственны характерные особенности речи. Сангвиники – быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная. Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Холерики- говорят громко, быстро, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. У них богатая мимика, энергичные жесты. Флегматики – отвечают на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знают точного ответа на вопрос, предпочитают промолчать. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно маловыразительная. Движения спокойные и медленные, мимика – бедная и маловыразительная, жесты – редкие, неэнергичные. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

Таким образом, в коррекционной работе педагога можно и нужно предвидеть особенности поведения детей и адекватно на них реагировать, а главное – правильно подбирать задания и чередовать различные виды деятельности. Чтобы осуществить этот индивидуальный, обоснованный подход к детям, необходимо правильно представлять себе свойства темперамента. Зная проявления и особенности свойств нервной системы конкретного ребенка или детей, мы сможем выявить особенности их поведения, варьировать нужным образом приемы педагогического воздействия.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 20:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД