Елена Королева
Консультация для родителей «Учим детей играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем оставлять ребенка играть без взрослых, надо научить его этому. Вместе с детским психологом Алисой Пионтковской разобрались, как бороться с криками «Мне ску-у-учно!», правильно хвалить ребенка за поделку с желудями и почему так важно не лезть в игры детей, если они не просят.
Почему это важно
Если родители не отходят от ребенка, он привыкает к тому, что его должны развлекать другие, и просто не знает, как себя занять. Ему некомфортно наедине с собой, и когда ребенок подрастает, ему требуется больше внимания. Когда родители не могут его уделить, они включают мультики или игры на планшете. Это может привести к задержке речевого развития, сложностям в общении, агрессивному поведению в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Учим детей играть“» размещена в разделах
Дети, с которыми постоянно возятся взрослые, теряют желание быть самостоятельными во взрослой жизни.
Играть один ребенок может с трех месяцев
Дети могут развлекать себя сами уже с трех месяцев. Сначала понемногу, а потом это время увеличивается.
С трех до семи месяцев ребенок может играть один 5 – 10 минут. Отвлечь его могут мобиль над кроваткой, игрушки с неровными поверхностями: шуршащей, гладкой, меховой, бархатистой. Также детям можно давать прорезыватели с разными поверхностями, мягкие книжки.
С восьми месяцев до двух лет родителей будет по 10 – 20 свободных минут. В 8 – 9 месяцев можно занять ребенка зеркалом, и он будет изучать себя. Бояться не стоит: сегодня производят специальные безопасные зеркала для малышей. Детям важно ползать, трогать пол, ковер, стены. Так они на ощупь лучше понимают материалы, чувствуют разницу между ними.
С двух лет ребенок способен играть сам 20 – 30 минут, а с трех лет — 30 – 40 минут и дольше. Чем старше, тем дольше ребенок развлекает себя сам, если родители его этому научили и создали условия. В любом возрасте ребенок может играть один и целый час, если ему это интересно.
Поначалу родители должны придумывать варианты игр и проигрывать их вместе с детьми. Со временем ребенок сможет заниматься этим без помощи взрослых.
Безопасное место для игры и творчества
Для игры у ребенка должно быть место, где он главный. Если не своя комната, то пространство со столиком, стульчиком, полочками для игрушек и мягкой мебелью. При этом родители должны проговаривать ребенку, что творческие задачи с бумагой, клеем, пластилином он может делать только за этим столиком. Так ребенок приучается к порядку.
Для хранения игрушек подходит открытый стеллаж — чтобы ребенок мог без труда взять с полки машинку, куклу или зверушку и так же легко положить обратно.
С 10 месяцев ребенка можно приучать к порядку, чтобы он брал их с полок и сам возвращал на место. Для начала нужно показать ему пример и делать это вместе, а через год ребенок научится убирать игрушки сам. Если будет забывать — можно ему напомнить.
В год ребенку достаточно пяти игрушек, двухлетке и старше — десяти. Их можно менять: например, оставить десять в зоне досягаемости, а остальные убрать. Через месяц можно достать спрятанные игрушки, и ребенок будет радоваться им, как новым. Главное — не трогать игрушки, с которыми ребенок играет постоянно, спит, путешествует — они всегда должны быть в зоне видимости. Эти игрушки успокаивают ребенка: без них он станет тревожным, будет с трудом засыпать, будет искать их и плакать.
В два с половиной — три года ребенок стремится сам одеваться, шнуровать обувь, относить посуду в мойку, собирать игрушки. Пусть он это делает — тогда он усвоит, что никто не будет делать что-то за него и что играть тоже можно без взрослых.
Поначалу ребенок может тратить больше времени на рутинные задачи, которые легко даются взрослым, поэтому лучше закладывать на деятельность ребенка дополнительное время: выходите из дома — начните собираться на полчаса раньше обычного, чтобы ребенок сам оделся и обулся.
В идеале у ребенка должна быть возможность по максимуму делать всё самому. Чтобы он сам включил свет в ванне, выключатель должен быть на уровне его глаз. Чтобы мог сесть на унитаз без помощи родителей, можно поставить детскую табуретку: в Икее такие стоят 250 рублей, а родительское время — бесценно. Нужно повесить полотенце для рук пониже, чтобы ребенок до него дотянулся. Шапку, шарф, перчатки и курточку — тоже. Ложки и вилки должны лежать в ящике, из которого ребенок сам сможет их взять.
Как учить
Главное правило для родителей : не лезть в игры ребенка, если он не просит. А если просит — уделить внимание и ответить на вопросы, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Вот что еще поможет научить ребенка играть самому.
Показать, как играть. Например, родители покупают машинку с дырочками в кузове и фигурками, которые надо кидать в эти отверстия в соответствии с рисунком. Надо показать ребенку, как играть с этой машинкой и правильно кидать фигурки в кузов, иначе он не сообразит, быстро потеряет интерес к игре и снова потребует внимания родителей.
Если сначала малыш правильно повторил все за родителями, но когда начал играть сам, все перепутал, не надо лезть к нему с помощью — пусть ищет решения. Если ребенок просит помочь, можно еще раз показать ему, как класть фигурки, но потом снова отойти.
Сделать расписание игр, которые можно предложить ребенку: например, сегодня он сам лепит из пластилина, завтра — рисует и собирает пазлы.
На время игры выключать всё, что может отвлекать ребенка от игр: телевизор, планшет или телефон.
Хвалить ребенка за поделки, которые он сделал без помощи родителей, и просто за то, что он играл один. Можно использовать самые простые фразы вроде: «Ты так здорово играла с мишкой» или «Как хорошо ты лепишь из пластилина. Видишь, даже наша помощь не понадобилась, ты со всем справляешься сам».
Чтобы заинтересовать ребенка на длительное время — например на сорок минут, — родители могут положить рядом с собой занимательные игры: сначала дать ребенку пазл, а когда он его соберет — альбом с наклейками. Потом раскраску и карандаши. Также можно положить перед ребенком всевозможные предметы для игры и разрешить выбрать, чем он займется сначала, а чем позже.
Если ребенок не может играть один
Бывает так, что ребенок липнет к родителям и постоянно просит внимания. Если он постоянно капризничает и просит маму побыть рядом, надо убедиться, что не хочет есть, пить, спать или чтобы ему поменяли подгузник. Если базовые потребности удовлетворены и ребенок здоров, возможно, ему уделили слишком мало внимания.
Каждый день ребенку нужно полчаса, когда мама или папа играют с ним и не отвлекается ни на что другое. Лучше, если игра будет проходить в одно и то же время, например после дневного сна. Детям спокойнее, когда у них есть режим: они знают, чего ждать, и меньше тревожатся. В эти полчаса можно почитать сказку, вместе пофантазировать, что еще могло приключиться с героями, или взять игрушки и поставить с ними спектакль по придуманному сюжету. А рисовать и клеить ребенок может и сам.
Если и после этого ребенок цепляется за родителя, капризничает и ни в какую не хочет играть сам, это говорит о тревожности. Возможно, ребенок просит определенности, и ему надо проговорить, что будет дальше: «Мы сейчас с тобой порисуем, потом я пойду готовить ужин, а ты сможешь поиграть в любую игру». Возможно, тревожность вызывает поведение родителей. В этом случае им нужно обратиться к психотерапевту.