Уткина Нина Анатольевна
Сценарий квеста «Удивительный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие (ведущая, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Познакомить со свойствами камней, их особенностями.
Задачи:
Образовательные:
Формирование умений обследовать и классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть) экспериментальным путём.
Развивающие:
Публикация «Сценарий квеста „Удивительный мир камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развитие познавательной деятельности в процессе экспериментирования, памяти, внимания, воображения, развития речи, самостоятельное формулирование выводов; Закрепление навыков работы с увеличительными приборами.
Воспитательные:
Воспитание интереса к познавательно – исследовательской деятельности, радости открытий, полученных из опытов.
Словарная работа: лупа, шероховатый, шершавый, минералы.
Основные виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, художественно- продуктивная, двигательная.
Материалы: 1. коробка ощущений, карта-схема;
2. подносы с камнями и салфетки на каждого ребёнка.
3. Лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки.
4. Магнитная доска, карточки – схемы.
5. Вырезанные из бумаги камни, эскиз горы,
6. набор восковых мелков.
Оборудование: 1. мультимедийная установка с презентацией «Камни»
2. запись произведения Э. Грига «Шествие гномов», «Утро»
Методические приё мы: игровая ситуация, беседа-диалог, эксперимент, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.
Форма проведения: линейный квест
Ход:
Воспитатель: Сегодня утром я получила необычную посылку. Адрес отправителя тоже загадочный — Горная Страна. Как вы думаете, кто нам мог её прислать? (Гномы).
Воспитатель: Кто из вас, ребята, знает, кто такие гномы? (маленькие человечки)
- как вы думаете добрые они или злые? Поможет нам это узнать произведение композитора Грига «Шествие гномов».
-какая по характеру музыка? (быстрая, веселая, ритмичная)
Охарактеризуйте гномов, какие они? (веселые, быстрые, дружные).
Воспитатель: Как вы думаете, что может находиться в посылке? Давайте, с вами определим на ощупь через отверстие с боков. Подходите по двое.
Дети: В коробке находятся камни и письмо.
Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Мы, гномы из горной страны хотим подарить вам коллекцию минералов. Но горный король так просто не хочет её вам отдать. Он придумал для вас сложные задания. Если вы с ними справитесь, то коллекция будет ваша.
1ое задание. Открыть тайну камней.
2ое задание. Украсить пещеру горного короля драгоценными камнями.
3е задание. Найти ключ от коллекции минералов.
Мы даём вам подсказку. Карту-схему.
Давайте посмотрим, может карта лежит в посылке? Да вот же она.
- Итак, мы отправляемся на поиски ключа.
Воспитатель: Но сделать это мы с вами сможем только тогда, когда выполним первое задание - откроем тайну камней. Но путь к нему не прост и долог. Как же нам пройти к пещере короля? Что сначала мы должны сделать? Правильно. Мы должны исследовать камни. (на схеме нарисованы лупа и камни).
Давайте пройдём к столам. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе поближе подносы. Мы будем открывать свойства камней, и делать выводы. И эти выводы будем вывешивать на доску.
Воспитатель: скажите, камни относятся к живой или не живой природе? Давайте с вами рассмотрим камни.
Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Как называется этот прибор? (Лупа.)
Воспитатель: Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)
Воспитатель: Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое. (Рассматривают камни через лупу)
Воспитатель: Что интересного вы увидели?
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные!
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Воспитатель: Ребята, покажите мне самый большой ваш камень. А теперь выложите все камни в ряд от самого большого до самого маленького.
Все ли камни одинакового размера?
Воспитатель: Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру. (Вывод – картинка вывешивается на доске)
Опыт № 2 Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Какой вывод мы можем сделать?
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень. А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
Воспитатель: Почему у него нет острых углов, как вы думаете? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга. Трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Возьмите 2 гладких камешка и потрите их друг о друга. Вот так вода двигает камни и острые углы стираются.
Воспитатель: Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми. (Вывод – картинка вывешивается на доске)
Опыт № 4. Определение твёрдости.
Воспитатель: В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?
Воспитатель: Почему? А с камнем что произошло?
Воспитатель: Почему? Ребята, как вы думаете, камень тверже дерева?
Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень.
Воспитатель: Ну что, смогла я забить гвоздь в камень?
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Вывод: Камень твёрдый, прочный. (Вывод – картинка вывешивается на доске)
Теперь давайте отдохнём и посмотрим на схему. Как вы думаете нам надо отдохнуть?
Физкультминутка.
Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклоны вперед)
А за ним-то раз, два, три (наклоны в стороны)
Показались еще три! (руки вперед и в стороны)
И пока грибы срывали (наклоны вперед)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, покачать головой)
Опыт № 5. Определение температуры.
Воспитатель: Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?
Воспитатель: Наша кожа может быстро определять температуру. Сейчас у нас будет очень сложный опыт. Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный. Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Воспитатель: Вывод: камни имеют разную температуру. Как можно согреть холодный камень? (Вывод – картинка вывешивается на доске)
Воспитатель: Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика
Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
Опыт № 5. Плавучесть.
Воспитатель: Что будет, если положить камешек в воду?
Воспитатель: Как это можно проверить? Давайте мы с вами положим наши камешки в стакан с водой и понаблюдаем за ним.
(Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Воспитатель: Ребята, доставайте свои камни и вытирайте салфеткой.
Воспитатель: Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие
Воспитатель: Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые. (Вывод – картинка вывешивается на доске)
Опыт № 6. Камни издают звуки.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
Воспитатель: Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
Воспитатель: Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
Воспитатель: Вывод: камни могут издавать звуки. (Вывод – картинка вывешивается на доске)
Воспитатель: Молодцы. Хорошо поработали.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)
Сегодня нам открылись многие тайны камней. Как вы думаете, мы справились с первым заданием?
Второе задание – украсить пещеру горного короля драгоценными камнями.
Эти камни мы не найдём на улице, они глубоко спрятаны в горе. Но у меня есть их фотографии. Давайте посмотрим на них. (мультимедиа «Мир камней»). Где же нам найти такие камни? Может быть, схема подскажет, что нам делать дальше? Для чего-то здесь гномы нарисовали карандаши? Кто из вас догадался?
Воспитатель: Да. Гномы прислали нам ещё одну подсказку. У вас на столах лежат заготовки камней. Они похожи на драгоценные камни? А что надо сделать?
Но прежде подготовим свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В горной пещере гномы живут (домик из ладошек)
До самой зари куют, куют (стучат кулачками,
Стучат молотки, стучат молотки (соединить ладони в замок, стучать основаниями ладоней,
В пещере горной горят фонари, горят фонари. (разжимать и сжимать пальцы рук)
И лишь когда замолкает стук (палец ко рту,
Музыка всё наполняет вокруг. (развести руки в стороны) .
(включить аудиозапись «Шествие гномов. Утро 2часть).
(пока дети раскрашивают камни, вырезанные из бумаги, появляется контур пещеры.)
- Посмотрите, а вот и пещера. Давайте украсим её вашими камнями.
Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили второе задание. Горному королю должно понравиться, как вы украсили пещеру. А где же нам искать ключ? (ключ нарисован на пещере). Да, ребята, оказывается это не тот ключ. Может нам карта подскажет? Да, ключ и коллекция находятся рядом с пещерой. Ну-ка, посмотрите внимательно. Да вот же они и ключ, и коллекция. Посмотрите, но здесь не все камни. Значит, нам предстоит ещё поиск минералов. Но это в следующий раз.
Итог
Скажите, вам понравилось сегодняшнее приключение? Что больше понравилось? (Исследовать камни или раскрашивать их, или то и другое) А вы, всё, что сегодня узнали, расскажите своим друзьям и родителям. Давайте попрощаемся с гостями и скажем им
Дети: Окружающий нас мир интересно познавать,
Его тайны и загадки мы готовы разгадать.