Лучший педагог года

Конспект билингвального занятия «Уфа — мой любимый город»

Эльвира Шарипова
Конспект билингвального занятия «Уфа — мой любимый город»

Введение

Наш город старинный над Белой – рекой

Зовем мы любовно и нежно – Уфой.

Почти пять столетий здесь вольно живут

Народы, что ценят мир, дружбу и труд.

Главное путешествие, которое должен совершить каждый уфимец, это путешествие по собственному городу, знакомство с его улицами и площадями, памятными местами и историческими зданиями, с его прошлым и настоящим. Интерес к славной истории Уфы и знаменитым уфимцам, сегодняшнему дню столицы, а также ее будущему среди дошкольников не угасает.

Публикация «Конспект билингвального занятия „Уфа — мой любимый город“» размещена в разделах

Уфа – город-хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном уфимце чувства любви к родному городу, бережного отношения к его памятникам. В настоящее время система образования призвана помочь решить задачу воспитания уфимца 21 века, человека творческого, гуманного, интеллектуально развитого.

Экологическое воспитание дошкольников это веяние времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. В синтезе историко-краеведческих и экологических знаний складывается представление о взаимосвязанном развитии человека и природы в г. Уфе, формируется гражданская и патриотическая позиция воспитанников.

Цель:

- комплексное решение проблем, связанных с сохранением объектов культурного наследия и их эффективным использованием, активизации культурной жизни и формирования имиджа города Уфы;

- воспитание у дошкольников патриотизма, гордости за свой город, бережного отношения к его наследию, сопричастности к судьбе города Уфы, пробуждение желания созидать доброе и прекрасное на основе изучения истории и культуры Уфы;

- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде;

-формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.

Задачи:

- сохранение, популяризация и охрана объектов культурного наследия;

- поддержание в надлежащем состоянии объектов культурного наследия;

- расширение информационного и досугового пространства;

- повышение роли культурного наследия в воспитании, просвещении и организации досуга жителей города Уфы;

- повышение общего интеллектуального уровня;

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

- расширять представления о старой и новой жизни города Уфы через организацию экскурсионной деятельности;

- способствовать развитию познавательной активности.

Ожидаемые конечные результаты

Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины. Понимания необходимости научиться беречь свой дом, свой город, свою Землю.

Осознание воспитанниками важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.

Повышение общей экологической культуры воспитанников.

Улучшение экологической ситуации вокруг детского сада и в городе.

Превращение образовательных организаций в центр экологического просвещения и воспитания.

Воспитанник должен знать:

- достопримечательности своего города;

- название улиц, их происхождения;

- соблюдать ПДД;

- иметь навыки поисковой деятельности;

- людей, оставивших след в истории города, их вклад.

Конспект ООД «Мой любимый город - Уфа»

Интеграция: речевое развитие

Цель: сформировать в детях нравственно – патриотические чувства.

Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие: Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и истории его возникновения.

Речевое развитие: Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников.

Развивающие: Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее. Воспитание положительного отношения к сверстникам через взаимодействие с ними.

Средства: фотографии города Уфы (фото – стенд «Мой любимый город», магнитная доска, ноутбук, экран, иллюстрации города, изображение герба, флага города Уфы, разрезные картины гербаУфы, презентация “Достопримечательности города Уфы”.

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети играют. Воспитатель подходит к детям.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Но для начала, давайте определим, куда же мы с вами отправимся? Чтобы узнать, куда отправимся, предлагаю послушать песню. (Звучит песня об Уфе «Матур ф алаы» стихи К. Даяна, музыка М. Влиева.).

1) Аиелде буйы ймле,

Гл сскле далаы,

Шул иелде буйарында

Матур ф алаы.

2) ф урамдары асфальт,

Бейек яы йорттары,

ара тнд кнд ит

Балып янан уттары.

3) Эх, ф алаы

Ймле иел буйында.

айа ына йрмд

ин булыры уйымда

Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? Предполагаемые ответы детей: В Уфу, по городу.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Предполагаемые ответы детей: Потому что эта песня об Уфе.

Воспитатель: Правильно ответили. Давайте встанем в круг и представим, что мы гуляем по городу : (Пальчиковая, артикуляционная гимнастика)

Люблю по городу гулять, /хлопаем в ладоши/

Дома высокие считать, /имитация/

Иду по Комсомольской – раз, /по счету сгибаем пальцы, начиная

По проспекту Октября – два, с большого/

Улица Пушкина – три,

Четыре – живу я в квартире,

Пять – гуляю по парку опять.

Но прежде чем отправиться на экскурсию, знакомятся с картой, маршрутом. У нас тоже есть карта. Мы сейчас её рассмотрим, а потом отправимся путешествовать. С высоты птичьего полёта наш город, кажется, таким /показываю на экране, затем вывешиваю карту/. Улицы прямые, длинные, много зелени, парков.

Воспитатель: Ребята, начнем экскурсию по нашему родному городу. А экскурсия наша будет не простой, а виртуальной. Мы все останемся в своей группе, путешествовать будем с помощью компьютера, экрана. Такая экскурсия называется виртуальной. На экскурсию мы отправимся на «ковре – самолете». Предлагаю вам взять билеты и пройти к своему месту.

/Путешествие на ковре – самолете в виде геометрических фигур разного цвета. Дети садятся на стульчики, где лежат коврики ( коврики имеют разный цвет и разную форму геометрических фигур: куб, овал и т. д., на билетах соответствующие фигуры)./

Воспитатель: У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос. Как называется наша малая Родина?

Предполагаемые ответы детей: Наша малая Родина – Уфа. Наш город Уфа.

Воспитатель: Правильно. Наша малая Родина – Уфа. Мы с вами на занятиях знакомились с пословицами, поговорками о родной земле, о Родине. Давайте вспомним их.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родной куст и зайцу дорог.

На чужбине дороже богатств родная сторона.

Чужбину хвали, да на родине живи.

Чужбина – калина, Родина – малина.

Человек без родины, что соловей без песни.

В своей стране и трава в постель сгодится.

В своей стране и полынь благоуханна.

Жить родине служить.

Воспитатель: Дети, в этих пословицах слышали слово «чужбина». Как вы его понимаете? Предполагаемые ответы детей: чужой край, чужая земля, далеко от родного дома.

Правильно. Давайте вместе скажем это слово. Повторение хоровое, индивидуальное.

Воспитатель: Молодцы, дети. Очень много пословиц знаете о родной земле. На какой улице находится наш детский сад? Предполагаемые ответы детей: на улице Комсомольская. Пора отправляться на экскурсию. Занимайте, дети, места и полетели.

Наша первая остановка «Историческая». Ребята, где мы с вами остановились? (В музее). Как вы думаете, почему мы остановились в музее?

Предполагаемые ответы детей: Потому что в музее хранятся исторические вещи. Потому что в музее есть книги об Уфе. В музее мы можем узнать историю города.

Воспитатель: Правильно, дети. Здесь мы узнаем историю возникновения нашего города. (Просмотр иллюстраций исторических музеев города Уфы)

Воспитатель: О нашем городе много написано стихов. Одно из стихотворений расскажет … /рассказывает ребенок/

Уфа.

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где-то вдали его назови - сколько встанет за ним родного,

сколько в нем зазвучит любви!

В нем - отчизна отцов святая,

В нем любимая, милый дом.

Сердце манит оно, сверкая, как три звездочки над стихом (Г. Рамазанова)

Воспитатель: Все города очень разные. Нет двух совершенно похожих городов. В каждом городе есть свои герои, свои достопримечательности. Свой отличительный знак – герб. И у нашего города тоже есть герб. А что изображено на гербе нашего города? Кто знает?

Предполагаемые ответы детей: На гербе изображена в серебряном поле бегущая по зеленой земле куница натурального коричнево-бурого цвета.

Основной фигурой герба является куница.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему именно куница?

Словарная работа: куница. Хоровое, индивидуальное повторение.

Современный герб города Уфы создан на основе исторического герба. Центральной фигурой герба является куница натурального коричнево-бурого цвета в позе свободного бега. Приподнятая голова с вытянутой и красиво изогнутой шеей придают кунице уверенность и спокойствие. Вся ее фигура, горделивая поза, мех с позолотой олицетворяют богатство, гордость и достоинство.

Серебряный цвет поля герба – символ веры, чистосердечности и благородства.

Зеленый цвет оконечности герба символизирует изобилие, радость, свободу, покой и мир.

Флаг создан на основе герба города. Прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос: верхней белого цвета шириной 7/10 ширины полотнища и нижней зеленого цвета; в центре белой полосы бегущая к древку куница натурального коричнево-бурого цвета.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее соберет герб Уфы?». Для этого пройдите за столы: по своим билетам прошу занять места /у детей эмблемы геометрических фигур/. Собирают разрезные картины герба Уфы из 6 частей.

В путешествие скорей /Ноги вместе, руки согнуты в локтях у груди/

Приглашаем всех друзей. /Махи ладонями к себе и от себя/

Головою покрутите, /Круговые движения головой/

Влево, вправо посмотрите. /Повороты туловища/

Мы поедем очень быстро /Круговые движения руками с приседаниями/

И увидим город чистый. /Наклоняются вниз, дотрагиваясь до носочков/

Город снизу вверх растет /тянутся вверх, поднимая руки/

И под солнышком цветет.

Воспитатель: Я предлагаю занять свои места и продолжить экскурсию по улицам города. /. Наша следующая остановка «Памятники города».

Воспитатель: Давайте проверим, достаточно ли хорошо вы знаете свой город.

Воспитатель показывает слайды с памятными местами проспекта, дети смотрят. ( На экране появляются: памятники - Памятник Александру Матросову, Памятник С. Юлаеву, Памятник Мифтахетдину Акмулле, Монумент Дружбы, Мемориал «Скорбящая мать итд)

Воспитатель: Какие достопримечательности вы запомнили? (Спросить 3 – 4 детей). Давайте попросим детей ближе познакомить нас с памятными местами нашего города. (Рассказ детей).

Памятники архитектуры города Уфы

Памятник Александру Матросову — скульптура Герою Советского Союза А. М. Матросова, установленная в Уфе в парке им. В. И. Ленина.

Автором памятника выступил скульптор Эйдлин Л. Ю., архитектором — Грибов А. П. Проект памятника был обсуждён в сентябре 1949 г. известными скульпторами страны и рекомендован к реализации в металле. Скульптура была отлита на ленинградском заводе «Монументскульптура».

Памятник Герою Советского Союза А. Матросову был установлен в Уфе 9 мая 1951 г. в парке, переименованном в честь героя. Памятник выполнен из бронзы, установлен на постаменте из розового гранита. Он представляет собой фигуру высотой в 2,5 метра в полный рост, в движении вперед, с автоматом в руках. На голове солдата — каска, поверх обмундирования — плащ-палатка. Надпись на постаменте гласит: «Герою Советского Союза Александру Матросову».

Первоначально памятник был установлен на центральной аллее. Позднее, на рубеже 1970-80-х гг. в связи с переименованием парка им. А. Матросова в парк им. В. И. Ленина памятник был перенесён на территорию Школы МВД. Примерно тогда же был открыт новый памятник А. Матросову и повторившему его подвиг М. Губайдуллину в парке Победы.

Однако затем памятник вернули обратно в парк, но он был установлен уже не на центральной аллее, а немного в глубине парка.

Мраморная скульптура Ф. И. Шаляпину установлена в Уфе рядом с Уфимской государственной академией искусств им. Загира Исмагилова (ранее — здание Дворянского собрания Уфы) на улице Ленина, напротив Башкирского театра оперы и балета, где певец дебютировал 18 декабря 1890 года.

Памятник выполнил художник-монументалист Рустэм Хасанов, архитектором памятника выступил К. Донгузов. Торжественное открытие памятника состоялось 12 июня 2007 года.

По словам скульптора, он создал образ талантливого баса, отражающий его юность. Когда Шаляпин начал выступать в уфимском театре, он был молод и никому не известен. Поэтому мраморная фигура замерла в трепетном ожидании реакции публики. Художнику хотелось изобразить не популярного и уверенного в себе артиста, а только нащупывающего творческий путь, который, волею судеб, начался у Шаляпина в Уфе.

Памятник Салавату Юлаеву. Памятник народного скульптора, монументалиста и художника Северной Осетии и Башкортостана Сосланбека Дафаевича Тавасиева открыт 17 ноября 1967 года на высоком берегу реки Белая в Уфе.

Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Изображение памятника есть на гербе Башкортостана.

Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн у него всего три опорные точки. Высота памятника достигает 9,8 метров.

В 1970 году Сосланбеку Дафаевичу Тавасиеву была присуждена Государственная премия СССР. Модель памятника, выполненная в натуральную величину из гипса, была закончена к 1963 году, прошла обсуждение специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета.

По замечаниям уфимцев скульптура была доработана.

Скульптура отливалась полтора месяца на Ленинградском заводе «Монументскульптура». Для упрочнения скульптуры внутри нее была установлена стальная рама, заделанная основанием в железобетонный постамент и пропущенная через опирающиеся ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.

Памятник Мифтахетдину Акмуллеустановлен в Уфе напротив Башкирского государственного педагогического университета.

Памятник Мифтахетдину Акмулле был установлен 8 октября 2008 г. Для создания памятника в 2006 г. был объявлен конкурс, приуроченный к 175-летию поэта-гуманиста. Всего на конкурс было подано 16 работ. В результате лучшим эскизом был признан проект архитектора Дамира Магафурова и скульптора Владимира Дворника.

Памятник установили напротив педагогического университета, который тоже носит имя тюркского просветителя. Монумент был сделан так, чтобы находиться на одном уровне со зрителями, которые могут присесть рядом и быть в окружении композиции. По словам скульптора Владимира Дворника,

идея памятника состоит в том, что Акмулла после долгой дороги приходит в селение. Там он видит родник и направляется к прохладному источнику, чтобы утолить жажду и отдохнуть после утомительного пути. В это время к нему подходят мальчик и девочка. Акмулла достает книгу и начинает рассказ, а дети завороженно слушают просветителя. Чтобы точно воспроизвести этот момент, мы посадили у памятника ивы и сделали родник.

Мемориал «Скорбящая мать»установлен в Уфе, в районе Черниковка на ул. Комарова, у Парка Победы, и посвящён воинам-уроженцам Башкортостана, погибшим в локальных военных конфликтах.

Мемориал был установлен 25 октября 2003 года. Автором мемориала является Николай Александрович Калинушкин (25.01.1948 — 20.05.2004). Эскиз памятника был создан в 1998 г. после завершения строительства Парка Победы.

Памятник являет собой портал, стилизованно напоминающий силуэт дома культовой постройки (мусульманской и христианской, в котором на небольшом постаменте установлена бронзовая скульптура Матери. На фронтоне, в верхней части портала, размещены стеклянные тонированные полосы бледно-розового цвета. Рядом с памятником установлены две стелы из 60 плит черного гранита — габбро с высеченными фамилиями 685 уроженцев Башкортостана, павших в «горячих точках» мира с 1951 года.

Повторение слов мемориал, скульптура.

Воспитатель: Молодцы. Прошу занять места. Путешествуем дальше. Следующая остановка «Парк отдыха». Скажите, пожалуйста, какие парки, скверы отдыха города знаете? (Предполагаемые ответы детей)

Какие наши парки? ( Предполагаемые ответы детей: красивые, зеленые. Цветы цветут. Много клумб.) В нашем городе много парков. Парк — это место отдыха горожан. В парках растет большое количество деревьев. Много разнообразных цветников. Парки украшают наш город.

Воспитатель: Дети, где вы любите отдыхать в городе?

Дети рассказывают о кинотеатрах, о детском театре, о парке, о фонтане. (Свободный рассказ детей, рассказ можно сопровождать показом иллюстраций, на карте ставить цветные флажки).

Воспитатель: Молодцы, дети. Как услышали, очень много мест, где можно отдохнуть всей семьей. Наш город очень красив.

Давайте поиграем в игру и соберем букет красивых слов, подарив его нашему прекрасному городу.

Дети: Красивый, молодой, чистый, уютный, зеленый, большой.

А мы можем сделать его еще лучше и краше? ( Предполагаемые ответы детей: да, нет) Как нам это сделать? Предлагаю еще одну игру с мячом «Что делать?». Вы ловите мяч и говорите, что бы вы сделали, чтобы наш город был красивым. Приглашаю вас встать в круг.

Ответы детей: сажать деревья, сажать цветы, не мусорить, не топтать газоны, не ломать фонтаны, любить город, не шуметь в общественных местах.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Дети, давайте возьмемся за руки и встанем в один большой круг.

Я рада, что наше путешествие состоялось. Мы собрали замечательный материал о нашем городе. Я думаю, вам понравилась наша виртуальная экскурсия.

Список использованной литературы

1. "Башортостан – тыуан илем".Мктпкс йштге балалар сн Башортостан Республикаын йрне программаы /Ф. Анабаева, Г. Ш. лбкова, .Р. Буранбаева, К. Ф. Мортаева. :Китап,2017.

2. “От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования”/ Под. ред. Н. Е. Веркса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд. испр. и доп. -М. :Мозаика – Синтез, 2015

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – М. : Издательство “Национальное образование”,2015.

4. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание, № 6, 2003 г.

5. Гасанова Р. Х. Я Родину свою хочу познать. : Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа. – Уфа: БИРО, 2009 .

6. Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан. Издательство БИРО. Уфа – 2008

7. Интернет ресурсы: https://vk.com/doc-29829716_417390544

Публикации по теме:

Конспект занятия «Мой любимый город»Конспект занятия «Мой любимый город» Материалы и оборудование к занятию: открытки с видами, презентация с достопримечательностями г. Новочебоксарска; мяч; бумага (альбомный.

Музыкальная игра-гид для детей подготовительного и старшего дошкольного возраста «Город мой. Уфа»Музыкальная игра-гид для детей подготовительного и старшего дошкольного возраста «Город мой. Уфа» «Город мой» музыкальная игра-гид для детей подготовительного и старшего возраста. Составитель: музыкальный руководитель Кошелева Д. К..

Конспект познавательного занятия «Мой любимый город Уфа» НОД ОО «Социализация» в подготовительной к школе группе Тема: «Мой любимый город – Уфа» Интеграция областей: социализация, коммуникация,.

Конспект занятия «Мой любимый город» «Мой любимый город» Цель: 1. Расширять и углублять представление о своем городе и его символике. 2. Обобщать и систематизировать знание.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Мой любимый город»Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Мой любимый город» Программное содержание: 1. Формировать представление о родном городе Ликино-Дулево; 2. Закреплять знания о гербе нашего города; 3. Воспитывать.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Мой любимый город» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЙ любимый город». Программное содержание: Формировать умение любить свой родной город Комсомольск-на-Амуре, гордиться.

Конспект занятия в старшей группе «Мой любимый город Красноярск» Конспект занятия в старшей группе: «Мой любимый город Красноярск» Цель: знакомство детей с достопримечательностями родного города. Задачи:.

Лэпбук «Уфа — мой город»Лэпбук «Уфа — мой город» Свой лэпбук я назвала "Уфа- мой город". Данный лэпбук предназначен для детей дошкольного, и младшего школьного возраста. Цель: воспитание.

Конспект занятия «Мой любимый город» Цель: воспитывать у детей чувство любви к родному городу. Задачи: закрепить название родного города., знание домашнего адреса. Познакомить.

Проект мероприятий для детей старшего дошкольного возраста «Уфа-мой любимый город. Путешествие по Уфе» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект билингвального занятия «Уфа — мой любимый город»
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 14:47
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД